КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие естествознания и науки в России
Н.э.) Новое время - эпоха создания естествознания (XVII -XVIII вв. Факторы, которые способствовали развитию естествознания в Новое время: 1. Изменение социально-экономических и материальных условий в Западной и Центральной Европе. Росла численность населения городов, возникли производство стекла, металла и другие технологии. Развивались национальные государства, произошли другие изменения. 2. Реформа церкви. 3. Создание в 1603 г. Академии в Италии просвещенным маркизом Фредерико Чези. Она получила название «Академия Линнеев». Линчей — итальянское название Линкея (герой мифов греков, наделенный богами феноменальным зрением, видел сквозь землю, воду и камни). Линкей — символ человека, видящего больше других, является титулом, который присваивается членам Рим- ской академии наук. Этой академии Г. Галилей подарил собственными руками сделанную трубу, которую один из членов этой академии — грек Доминикано — назвал телескопом: теле — далекий, скопос — вижу. В 1624 г. Галилей подарил этой академии «трубу-малышку», усовершенствованный им микроскоп. «Академия Линчеев» была практически первым прообразом будущих академий наук в Европе. 4. Создание общей теории оптических приборов. Это событие оказало огромное влияние на методологию исследования природы. Начиная с XIII в., идея возможности создания «зрячих очков» Приобрела практическое очертание в XVII в. В разных странах многие исследователи занимались этой проблемой. Этой проблемой занимался Г. Галилей и добился хороших практических результатов. Начиная с декабря 1609 г., он стал использовать телескоп с двадцатикратным увеличением. Результаты своих астрономических наблюдений он оформил в виде книги, которую назвал «Звездный вестник». Данная работа является первым сообщением об астрономических исследованиях с помощью телескопа. Послав свой «Звездный вестник» И. Кеплеру, он получил не только письмо с восхищением о его результатах, но и краткое изложение теории телескопа, которую И. Кеплер разработал на основе открытого им закона внутреннего отражения света в зрительной трубе. С его теории начинается прикладная наука об оптических приборах. Г. Галилею принадлежит первенство в создании «малой трубы» (оккиалино) размером в три с половиной или пять метров для рассмотрения мелких предметов, сквозь которую «муха кажется столь же большой, как курица». В 1628 г. основатель этой академии Ф. Чези с помощью микроскопа исследовал живые клетки и описал их некоторые функции. 5. Создание «Лондонского Королевского общества для содействия познанию Природы», на гербе которого был девиз: «Ничьими словами», представляющего часть одной из строк «Посланий Горация»: «Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни был». Название этого общества сохранено в названии
современной Британской академии наук. Общество было создано в 1645 г. молодыми докторами философии и математики Дж. Валлисом и Дж. Вилкинсом на основе Лондонского Грешэм колледжа, платного учебного заведения, где лекции читали известные специалисты любопытствующим молодым людям, как правило, из богатых семей. Среди этих молодых слушателей был Роберт Бойль (1627—1690), в будущем основатель физики газов и химии. Это сообщество сыграло огромную роль в координации исследований природы учеными разных стран. Первой опубликованной работой данного сообщества была «Микрография» (1665 г.) Р. Гука. В ней он изложил результаты наблюдений мельчайших предметов с помощью сконструированного им же микроскопа со стократным увеличением. Р. Гук был уникальным ученым-экспериментатором. Он известен как автор закона о линейной зависимости деформации упругого тела и как один из авторов клеточной теории строения живого. Он ввел термин «клетка». С 1703 г. президентом этого общества стал Исаак Ньютон, который в 1687 г. в своей работе «Математические начала натуральной философии» изложил основные принципы классической механики, первой физической теории движения. Членом Лондонского Королевского общества был и самоучка-ученый автор работы «Тайны природы» (1673), написанной для философов, нидерландец Антони Левенгук (1632—1723). Создав микроскоп с увеличением в 300 раз, он открыл живые микросущества, которые назвал «анималькулями». Антони Левенгук в течение значительного периода регулярно оповещал своих коллег из Королевского общества о своих собственных наблюдениях с помощью изобретенного им метода наблюдения. Лишь в начале ХХ в. американскому бактериологу Коэну удалось разгадать этот метод. 6. В XVII в. появился ряд выдающихся философов и ученых. К ним принадлежал немецкий философ, правовед, математик, логик и ученый Г. Лейбниц. Лейбниц был придворным ученым. Это позволило ему внушить ряду сильных мира сего мысль о необходимости создания Академии наук. При его активном содействии они появились в Германии, Австрии и в России. Он был советником Петра I (1672—1725), жил последние годы жизни на жалованье из царской казны. Под его влиянием в России возникла Академия наук (1725). Лейбниц считал главными двигателями прогресса общества творцов науки, а не полководцев и «сильных мира сего». Он создал научный журнал «Лейпцигские ученые записки». Другим философом, оказавшим огромное влияние на изменение образа науки в XVII в., был Френсис Бэкон. Ему принадлежат яркие тезисы: «Истина — дочь времени, а не авторитета», «Человеческое знание и власть совокупны», «Сколько знаешь, настолько и свободен», «Истинное знание — это знание причин», «Достоинство нау- ки укрепляется ее свершениями и пользой». Французская академия естественных наук была создана в 1666 г. 7. В Новое время успешно развивалась медицина. Уильям Гарвей (1578—1637) — английский профессор анатомии и хирургии в Лондоне — в работе «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628) довольно точно описал работу сердца. Гарвей не мог объяснить, для чего нужно кровообращение: для питания или охлаждения. Но он точно объяснил механизм ритмичной работы сердца. Противники называли его «cierculatior», что по латыни звучало и как шарлатан, обманщик, и как циркуляция, обращение. После Английской революции (1642) ему пришлось из придворного врача превратиться в обычного врача-исследователя. В последние годы жизни он занимался эмбриологией. Он исследовал эмбрионы птиц. Его домработница говорила, что он разбил понапрасну такое количество яиц, которого хватило бы на яичницу для всего населения Англии того периода. Ему принадлежит знаменитая фраза: «все из яйца». Свои исследования он проводил без микроскопа. Он полностью отрицал идею самозарождения жизни.
Интересна судьба итальянского медика из Болоньи Мальпиги (1628—1694), которого считают создателем микроскопической анатомии. В 1661 г. он опубликовал свои наблюдения о строении легкого и описал кровеносные капиллярные сосуды, соединяющие артерии с венами. Он подвергался нападкам и преследованиям. Жизнь свою закончил в Риме, будучи личным врачом римского папы, отказавшись от чтения лекций и активной исследовательской работы.
Развитие естествознания, науки в России тесно связано с реформаторской деятельностью Петра I. Реформы Петра I — это своеобразный переворот в истории культуры России. Реформам Петра I нужны были новые люди естественно-научного, новаторского и изобретательского склада ума. Он был лично знаком со многими известными учеными Западной Европы и имел конкретные представления о причинах достижений современной ему Западной Европы. Главной причиной успехов западной цивилизации он считал глубокое изучение достижений античной науки. К периоду реформ Петра в России наука трактовалась как кладезь вечных истин, а под ученостью понимались знания и способности толкования религиозных текстов, положений Библии. Строительство, военное дело, сельское хозяйство, борьба с болезнями готовили людей, обладающих незаурядными способностями, но науки и системы светского образования в государстве не было. В 1701 г. была создана в Москве по приказу Петра I Навигационная школа, которая стала прообразом будущей системы светского образования в России. Указом от 20 января 1714 г. Петром I была утверждена система образования дворянских детей. Реформаторская деятельность Петра I достаточно хорошо изучена. Начиная с 1721 года, он предпринимает практические шаги по созданию Академии наук в России. Было дано поручение изучить опыт организации академий в странах Западной Европы. На основе анализа собранной информации об академиях Запада были разработаны конкретные предложения: кого, сколько и каких специалистов приглашать для работы в Российскую академию наук. 22 января 1724 г. Петром I был утвержден проект создания Петербургской академии наук, и уже летом 1725 г. в Россию прибыли первые академики. Это были иностранцы, среди которых были известные ученые, например Даниил Бернулли (один из трех братьев Бернулли, прославившихся в математике). Всего было приглашено 16 человек. В основном это были немцы (один француз, два швейцарца). Академия наук не подчинялась Сенату, она была государственной организацией, и ее деятельность регулировалась уставом этого учреждения. При Петербургской академии наук был создан Петербургский университет (1726) и при нем в 1727 г. создана гимназия. В первый год в гимназии училось 112 учеников (в основном дети иностранцев, живших в России), а через два года число учеников уменьшилось: 1729 г. — 74 ученика, 1737 г. — 19 учеников. Еще более удручающая картина наблюдалась в университете. В течение первых шести лет его существования в нем училось всего восемь студентов, и все из Вены, а в 1783 г. — два, в 1796 г. — три студента. В целом народ не проявлял активного стремления к светской учебе. В стране было крепостное право. Многие общественные деятели этого периода писали о необходимости экономических и политических преобразований в стране, без которых, как они полагали, наука не сможет возникнуть и развиваться в России. К 1760 г. стал падать и авторитет академии. Как отмечал М. В. Ломоносов, «иностранцы уже не хотят поступать на академическую службу». На фоне трудного процесса «вхождения» естествознания в культуру России выглядят впечатляющими достижения первых отечественных ученых: М. В. Ломоносова (1711 —1765) — ученый с мировым именем, В. Е. Ададурова (1709—
1780) — первый адъюнкт (помощник профессора) Петербургской академии наук, математик, автор неопубликованной русской грамматики, куратор Московского университета, В. Ф. Зуева (1754—1794) — автор первого русского учебника по естествознанию «Начертание естественной истории» (ч. 1—2, 1786) и других ученых начального периода развития науки в России. О судьбе М. В. Ломоносова интересно рассказано в статье Нобелевского лауреата П. Л. Капицы «Ломоносов и мировая наука»1. Ломоносов получил свое научное образование в Германии, где пять лет учился у X. Вольфа, который был больше философом, чем естественником. В 1741 г. Ломоносов вернулся в Академию наук и через четыре года стал профессором химии. Это был период «правления» И. Э. Бирона (1690— 1772), время царствования императрицы Анны Ивановны. Внимание к науке падало. Уехали из Петербурга ученые-математики с мировым именем Леонард Эйлер (1707—1783) и Даниил Бернулли (1700—1782). Эйлер вернулся снова в Россию, но уже при Екатерине II (1729—1796), когда внимание к науке стало повышаться. Ломоносов вел переписку с Эйлером. По инициативе Ломоносова в 1755 г. был открыт Московский университет. Досадным является исторический факт, что в начале ХХ в. в России никто не мог толком объяснить, кем же был Ломоносов. Он писал на латинском и немецком языках. Его лаборатория куда-то исчезла, из его учеников был известен только С. Я. Румовский (профессор, астроном Академии наук). Ломоносов не оставил после себя никакой школы. Было известно высказывание А. С. Пушкина о Ломоносове как о великом ученом, гении, но Пушкин был поэтом. В книгах по истории физики и химии, изданных на Западе к началу ХХ в., часто не было упоминаний о Ломоносове или были курьезные пояснения (например, в одной из книг писалось, что Михаила Ломоносова — химика не следует путать с Ломоносовым — поэтом). В 1904 г. профессор Б. Н. Меншуткин, исследовав работы М. В. Ломоносова, показал трагизм и величие судьбы этого русского ученого, отдавшего всю свою жизнь делу развития науки в России. Он на 17 лет раньше французского химика Лавуазье 1 Капица П. Л. Эксперимент, теория и практика. М.: Наука, 1981. С. 324—345. (1772—1777) открыл закон сохранения вещества, разработал методы точного взвешивания, первым высказал мысль о наличии атмосферы на Венере, точно и ясно выразил гипотезу о кинетической природе тепла и еще многое другое, включая и гуманитарные науки. Будучи уже академиком, М. В. Ломоносов не выезжал за границу и был, по терминологии ученых советского времени, «невыездным». Расцвет его деятельности совпал с периодом падения интереса к науке со стороны власти, общества. Ломоносова ценили как поэта, историка и организатора, но его научная деятельность не была понятна чиновникам и элите двора. Известно его обращение в 1793 г. к графу Шувалову разрешить ему несколько часов «вместо бильярду употребить на физические и химические опыты...»1 На примере М. В. Ломоносова можно выделить две общие тенденции, которые прослеживаются в отношении Запада к нашей науке и государства к науке в России. Во-первых, недооценка научной общественностью Запада вклада в развитие мировой науки русских ученых часто была связана с недоверием западного общества к политике нашего государства. Этим можно объяснить, что работы многих ученых в период СССР воспринимались с недоверием учеными мирового сообщества. Во-вторых, временами наше отечество создает огромные испытания для людей науки, проводя периодами революции и перестройки. XIX и ХХ столетия — это время завоевания и упрочения позиций отечественной науки в развитии мировой науки в целом. Нет такого раздела науки, где бы отечественная наука не была представлена крупными учеными. Например, если взять математику, то здесь можно назвать целый ряд выдающихся наших ученых: Н. И. Лобачевский (1792—1856) — один из создателей неевклидовой геометрии, С. В. Ковалевская (1850—1891) — профессор, заведующая кафедрой математики Стокгольмского университета, М. В.
Остроградский (1801 — 1861) — один из основателей Петербургской школы математиков, член многих иностранных академий, имел высокую славу в России. Он доказал известную в математике формулу преобразования переменных в кратных интегралах, П. Ф. Чебышев (1824—1894) - основатель математической школы в Петербурге, член многих иностранных академий, Г. Ф. Вороной (1868— 1908) — признанный авторитет в об- 1 Капица П. Л. Эксперимент, теория и практика. М.: Наука, 1981. С. 332. ласти теории чисел, М. Я. Ляпунов (1857—1918) — огромные достижения в области прикладной математики, А. А. Марков (1886—1922) — доказательства Маркова всемирно известны, речь идет о теории чисел, математическом анализе и теории вероятности, В. А. Стеклов (1803—1926) — занимался проблемой применения математики в области естествознания, его именем назван математический институт АН СССР и многие другие математики советского периода развития науки. Например, А. Я. Хинчин (1894—1959) — теория вероятностей, теория информации, математические проблемы статистики, Н. Н. Лузин (1893—1950) — основатель московской математической школы, последователями которой были такие выдающиеся ученые-математики, как П. С. Александров, Д. Е. Меньшов, М. А. Лаврентьев, А. Н. Колмогоров и ряд других. В советский период успешно развивалась физика. Основателем и руководителем самой большой школы советских физиков в начале ХХ в. был А. Ф. Иоффе (1880—1960). Все физики-ядерщики старшего поколения (И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон и другие) вышли из школы А. Ф. Иоффе — первого директора и организатора физико-технического института. К этой школе принадлежит Нобелевский лауреат 2000 г. Ж. Алферов. Несмотря на то что медицина, биология часто подвергались в советское время несправедливой критике, эти отрасли представлены в России учеными мирового уровня: Н. В. Тимофеев-Ресовский (1890—1981) — известен работами в области генетики и экологии, С. С. Четвериков (1880—1959) — сформулировал основные положения популяционной генетики, Г. Ф. Гаузе (1910—1986) — сформулировал закон, получивший название «закон Гаузе» (два разных вида не могут занимать одну экологическую нишу), В. О. Ковалевский (1827—1883) — заложил основы эволюционной палеонтологии и многие другие. ВЫВОДЫ 1. Мыслители Древней Греции заложили основы многих наук и предложили ряд глубоких идей об устройстве мира, причем альтернативных. В их стиле мышления отдается предпочтение доказательному, аргументированному познанию. Геоцентрическая модель К. Птолемея отражала уверенность мыслителей античности в божественном происхождении мира и человека. 2. Средневековье в Европе способствовало развитию светского образования. Научные знания рассматривались как гипотетически полезные в светской жизни. 3. Эпоха Возрождения - это период появления мыслителей, ставивших своей целью познание природы такой, какая она есть на самом деле. Коперниковская модель мира - это важный этап в развитии естествознания. 4. Новое время формирует новый стиль мышления, который наиболее ярко был выражен в творчестве Г. Галилея. Мысленный эксперимент и техника измерения физических параметров объектов исследования приобретает в Новом времени определяющее значение. 5. Развитие наук в России часто сталкивается с определенными трудностями политического и идеологического характера. Одной из задач отечественного правоведения является создание эффективных правовых условий устойчивого развития науки в стране. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И СЕМИНАРОВ 1. Научное содержание учений античных мыслителей об атомах. 2. Основные принципы космологии Аристотеля. 3. Научная картина мира. 4. Особенности формирования естествознания в Новое время. 5. Особенности развития естествознания в России.
Раздел 2. КОНЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
Глава 2.1. МЕХАНИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Основные понятия: физика, классическая механика, детерминизм, механическая физическая картина мира, силъа тяготения, пространство и время, силы близкодействия и дальнодействия
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |