Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автоматические и контролируемые процессы обработки информации




Проблема внимания стала центральной при изучении психо­физиологических механизмов познавательных процессов — вос­приятия, памяти, мышления, принятия решения.Внимание ин­тенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющихнаэффективность деятельности человека, включаяего обучение.Оно


включено в контекст изучения механизмов регуляции уровня бодр­ствования, функций модулирующей системы мозга, а также про­блемы сознания.

Во многом современное представление о внимании и его фун­кциях интуитивно было описано более 100 лет назад Уильямом Джеймсом (\У. ^ате5), который дал следующую характеристику вниманию. Внимание — «это овладение умом в четкой и яркой форме одним из нескольких наличествующих объектов. Суть этого процесса — фокусирование, концентрирование сознания. Внима­ние приводит к отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы можно было эффективно заняться другими- Состояние внимания противоположно рассеянному, затемненному состоянию». Сегод­ня внимание определяют как ^сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или иде­альном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)» (Пси­хология. Словарь, 1990. С. 54), что по существу мало чем отличается от его описания, сделанного У. Джеймсом.

5.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

К характеристикам внимания относят его селективность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения. Селек­тивность, или избирательность, внимания характеризует его на­правленность на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности вни­мания подобно изменению фокуса проектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не за­висит от физических характеристик стимула. Поэтому внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием стресса фокус внимания обычно су­жается. Объем внимания измеряется количеством одновременно от­четливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внима­ния человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7—9 стимулов, или элементов. Эффективность выполнения второго задания часто используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не востребованных первым, основ­ным заданием. Распределение внимания предполагает распределе­ние его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух или более заданий. Оно часто измеряется в экспериментах с дихотическим прослушиванием- Устойчивость внимания определя-ется по длительности выполнения задания, требующего непрерыв­ного внимания или «бдительности», например, оператора при об­наружении им редких и слабых сигналов на экране локатора. Под 58


переключением внимания понимается возможность более или менее дегкого перехода от одного вида деятельности к другому.

' Психологи выделяют три вида внимания. Произвольное, или активное, внимание характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную цель. Описанные выше характеристики внимания в основном рассмотрены на примерах произвольного внимания. Однако существует форма и пассивного, или непроиз­вольного, внимания. Оно выражается в переключении внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространствен­ных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов. Третий вид внимания называется постпроизвольным вниманием^ которое появляется в процессе освоения деятельности и увлечен­ности выполняемой работой. Оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к ней.

Непроизвольное внимание оперирует только в настоящем вре­мени, тогда как произвольное внимание может быть обращено как в прошлое, так и в будущее. Например, мы можем направить свое внимание на след в эхоической памяти, т.е. на те стимулы, кото­рые звучали несколько секунд назад, ~ случай, когда мы пытаем­ся восстановить смысл слов, только что сказанных нашим собе­седником, которого мы невнимательно слушали. Другой пример обращения внимания в прошлое — попытка извлечь определен­ную информацию из долговременной памяти. Примером внима­ния, направленного в будущее, является антиципирующее внима­ние, когда человек ожидает появления определенного сигнала, со­бытия, на которое он должен отвечать некоторой реакцией. Функция антиципирующего внимания состоит в облегчении и ускорении опознания цели. Информация, содержащаяся в предупреждающем сигнале о месте появления императивного сигнала — стимула, на который нужно реагировать, влияет на время реакции. Если пре­дупреждающий сигнал правильно указывает место появления им­перативного, то латентное время реакции сокращается. При фор­мировании предупреждающим сигналом ошибочной установки на место появления императивного стимула время реакции на него уд­линяется. Правильное ожидание стимула гарантирует «успех», оши­бочное ведет к потерям при обнаружении релевантного стимула.

Большинство процессов в мозге, связанных с обработкой ин­формации, протекают автоматически и не требуют от субъекта спе­циального внимания. Такое мнение сложилось уже в 70—80-х го-


дах, когда чрезвычайно популярной стала проблема автоматично­сти восприятия. Исследователи искали ответы на следующие воп­росы: какой тип обработки сенсорной информации протекает автоматически, каковы пределы этой автоматичности, какие за­дания могут выполняться параллельно и в какой степени обраба­тывается незначимая сенсорная информация?

М. Познер и К. Снайдер (Рокпег М.1„ 5пуаег С.К., 1975) вы­делили три основных критерия отличия автоматических процессов от контролируемых:

• автоматические процессы характеризуются непроизвольнос­тью и протекают без усилий субъекта, не требующих обращения к ресурсам организма, возможности которых достаточно ограничены;

• они не достигают уровня сознания;

• не взаимодействуют (не интерферируют) с какой-либо теку­щей психической (интеллектуальной) деятельностью, т.е. не на­рушают ее.

Авторы утверждают, что большое количество сложных, но при­вычных мыслительных процессов могут протекать автоматически. В качестве примера они приводят эффект Струппа, который де­монстрирует, что субъект не может избежать обработки тех свойств, которые он и хотел бы проигнорировать. Эффект Струппа показы­вает, что обработка сенсорной и семантической информации мо­жет протекать параллельно и автоматически. Испытуемому предъяв­ляются слова — названия цветов, написанные чернилами разного цвета. Его задача — называть цвет чернил. Устное выполнение зада­ния замедляется, если семантический компонент слова не совпа­дает с перцептивным, и ускоряется, если название цвета и цвет чернил совпадают. Таким образом, семантическая информация обрабатывается независимо от установки субъекта, параллельно анализу перцептивных свойств стимула. Интерференция возникает не между процессами обработки сенсорной и семантической ин­формации, а на этапе запуска исполнительной реакции: между речевой реакцией, которую требует задание, и импульсом, стиму­лирующим непроизвольное речевое воспроизведение прочитанного слова — названия цвета. При несовпадении одновременно иници­ируемых речевых реакций возникает задержка в исполнении.

Автоматическая обработка семантической информации харак­терна не только для эффекта Струппа. Она описана также для ди-хотического прослушивания. Хорошо известно явление автомати­ческого распространения активации на следы семантически свя­занных стимулов, хранящихся в долговременной памяти. Эффекты иррадиации возбуждения из первой сигнальной системы во вто­рую и обратно, обнаруженные и исследованные И,П. Павловым и 60


®го учениками, также являются автоматически протекающими Процессами. К автоматическим процессам относят операции срав­нения стимула со следами в кратковременной памяти, которые были выявлены при изучении объема кратковременной памяти и ее влияния на время реакции (парадигма Стенберга и зрительно­го поиска). Обработка сенсорной информации нейронными де­текторными системами, создающими базу сенсорных данных для формирования соответствующих образов и их следов в памяти, также протекает автоматически. Р. Наатанен связывает эти про­цессы с досознательным этапом обработки информации — пред-вниманием. В составе вызванных потенциалов оно представлено уегативностью рассогласования (см. раздел «Непроизвольное вни­мание»). Предвнимание обнаружено не только в состоянии бодр­ствования, но и во сне. Еще один пример автоматических процес- 60В — это перевод сенсорной информации в сенсорную память (эхоическую, иконическую). Известно, что цифры, поступающие через игнорируемый канал, могут быть воспроизведены не позже чем через 5 с — время, в течение которого след от стимула сохра­няется в сенсорной памяти.

Деление когнитивных операций на автоматические и контро­лируемые хорошо согласуется с разделением внимания на непро­извольное и произвольное. Последнее обладает всеми свойствами контролируемых процессов: оно требует усилий для распределе­ния ресурсов субъекта; направлено на осознаваемую цель и интер­ферирует с другими видами психической деятельности. Термин «Предвнимание» одни противопоставляют произвольному внима­нию (№е55ег и., 1967), другие предвнимание рассматривают как автоматический процесс, который предшествует появлению не­произвольного внимания (г4аа1апеп К., 1992).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.