Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение семейных и социальных взаимоотношений 3 страница




В семейной единице, состоящей из родительской пары и ребенка, последний быстро начинает индивидуализировать свои реакции по отношению к каждому из родителей. Исходно же младенец более чувствителен к своей матери. Из этого следует, что младенец способен непосредственно ощутить как другого воспитателя, так и реакцию матери на этого человека. Другими словами, ребенок видит перед собой еще одного взрослого и обладает чувствительностью к тому, как меняется функциональное состояние матери, когда этот человек находится рядом. Следовательно, в базовой семейной единице, состоящей из двух родителей и ребенка, всегда можно выделить три взаимосвязанных привязанности — пары друг к другу и каждого из родителей к ребенку. Каждая из этих привязанностей может влиять на любую другую через механизм изменений функционального


 

состояния каждого индивида и соответствующие реакции других членов семьи на эти изменения.

Эта базовая единица ядерной семьи воспроизводится заново по мере рождения каждого последующего ребенка. Таким образом, ядерная семья может быть описана как серия взаимосвязанных треугольников. Изменения, происходящие с одним из членов семьи или же в его взаимоотношениях с окружающими людьми, могут распространяться через сеть таких взаимодействующих треугольников и таким образом влиять на функциональные состояния и поведение других членов семьи. Следовательно, то, что влияет на одного индивида, может повлиять и на целое, а то, что влияет на целое, может повлиять на любого отдельного индивида.

В первичном треугольнике, состоящем из родителей и ребенка, существует постоянный эмоциональный обмен. Функциональное состояние каждого члена «треугольника» постоянно изменяется; как следствие, часто меняется и их поведение. Развитие этой единицы связано с повышением ответственности каждого ее члена за самого себя. В случае с новорожденным эта тенденция очевидна. Постепенно ребенок начинает самостоятельно есть, ползать, ходить, наконец, бегать без посторонней помощи и исследовать постоянно расширяющуюся среду вокруг него. Подобным же образом происходит и его психическое развитие — увеличивается способность к осознанию, рассуждению, принятию самостоятельных, все усложняющихся решений.

Гораздо менее очевидно то, что первичные воспитатели также вовлечены в подобный процесс. Если вначале любой воспитатель несет полную ответственность за благополучие и выживание ребенка, то позднее он должен научиться сдерживать свои естественные порывы, не делать за ребенка все, что тот может сделать сам, и предоставлять ему больше возможностей для принятия ответственности за свои решения. Понятно, что этот процесс растягивается на долгие годы. Он требует от воспитателя не только способности управлять собственными функциональными состояниями для установления контакта с ребенком, но и способности научить ребенка управлять самим собой. Когда воспитатель не может справиться с такой задачей,


 

развитие ребенка затрудняется или вообще приостанавливается. В результате такой блокировки ребенок не приобретает необходимой ему независимости, остается привязанным или даже запертым в рамках первичного треугольника. Развитие остается незавершенным.

Явление блокировки, или ограничения развития имеет теоретическое обоснование. Чем меньше ответственности индивид берет на себя, тем больше его потребность в другом человеке. Именно эта потребность определяет степень привязанности индивида к другим индивидам в течение всей своей жизни. Кроме того, недостаточное развитие чувства независимости формирует у ребенка повышенную чувствительность к функциональным состояниям каждого из родителей и собственным функциональным состояниям, на основе которых строится как его собственное поведение, так и поведение всей семьи. Такие отношения с воспитателями, сложившиеся в рамках первичного треугольника, становятся образцом для будущих отношений с друзьями и собственными детьми. Другими словами, все будущие отношения становятся вариациями на ту же тему.

Эмоциональная потребность в другом человеке может быть определена как неполная сепарация или незаконченная, частичная дифференциация Я. С неполной дифференциацией воспитателей и ребенка пытаются справиться различными способами, не затрагивающими основную проблему развития. В результате предпринимаются разные обходные маневры для преодоления трудностей, вызванных избыточной привязанностью. Семья может всю жизнь поддерживать тесные контакты, или члены семьи могут порвать отношения и попытаться удовлетворить потребность в другом человеке на стороне. Однако что бы ни предпринималось, у человека всегда присутствует потребность в другом, тесно связанная с настроем на человеческое общение и на эмоциональный отклик.

Такой взгляд на семью предполагает существование констелляции ядерных семей, принадлежащих к разным поколениям и объединенных неполной дифференциацией их членов. Каждая брачная пара связана с теми ядерными семьями, из которых члены пары происходят. Человек сохраняет чувствительность и реактивность


 

в отношении событий, которые изменяют функциональное состояние первичного «треугольника» и ядерной семьи, в которой он родился и вырос. Такая реактивность может привести к разрыву внутри брачной пары — то есть в ядерной семье последующего поколения. Кроме того, потребность каждого из партнеров в другом, вынесенная ими из своих ядерных семей, накладывает определенные ограничения на автономность каждого из них и на гибкость новой семейной единицы. Ограничения в гибкости и автономности сужают воспитательный репертуар родителей и способность семьи эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Таким образом, каждая ядерная семья представляет собой некоторый итог развития бесчисленного множества предшествовавших ей ядерных семей. Но при этом она является промежуточной остановкой процесса человеческого воспроизводства на пути к будущим поколениям ядерных семей. Каждая ядерная семья — это единица: такая же как и более широкая, состоящая из многих поколений констелляция ядерных семей, к которой она принадлежит. Эмоциональная потребность в другом человеке, имеющаяся у каждого индивида в каждой ядерной семье и сама являющаяся продуктом существования бесчисленных поколений, связывает каждое поколение с его прошлым и одновременно влияет на будущее. Именно на основе осмысления семьи как отдельной единицы обретает форму теория семейных систем Боуэна.

ЛИТЕРАТУРА

LehrmanD. С. (1964). The reproductive behavior of ring doves //Scientific American. 211 (5). 82-88.

Margulis L., SaganD. (1986). Microcosmos. New York: Summit Books.

Wilson E. 0. (1975). Sociobiology. The new synthesis. Cambridge: Harvard University Press.


ВЗГЛЯД НА СОЦИАЛЬНУЮ

РЕГРЕССИЮ

С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ

СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ

 

Эта статья — итог длительной систематической работы по сравнению эмоциональных процессов в семье с эмоциональными процессами в обществе. Впервые я обратился к социальной тематике в 1940-е годы, а вернулся к ней, когда обнаружил, что изучение семьи — это возможность нового подхода к проблеме развития человечества. Это послужило импульсом для дальнейших размышлений и позволило по-новому взглянуть на многие явления. Однако мое исследование было сфокусировано на шизофрении, и это направление было приоритетным. В отличие от создателей большинства социальных теорий я старался не делать обобщений, если мне не хватало фактического материала, и намеренно ограничился частными размышлениями и наблюдениями над процессами, происходящими в человеческом обществе.

Со временем теоретические принципы изучения семьи стали медленно распространяться и на более крупные социальные системы. В 1960 г., участвуя в ряде конференций, я был единственным, кто отмечал, что основной смысл изучения семьи состоит в том, что в результате могут быть созданы новые теории о человеке и путях его развития. На протяжении 1960-х годов много было сказано о близости эмоциональных моделей семьи и общества. Это казалось логичным и правильным, но специфические связующие


 

факты оставалась незамеченными. Затем я особое внимание уделил треугольникам, которые и в семье, и в обществе функционируют одинаково. Постепенно термин «система» вытеснил все прежние понятия. Несмотря на то, что этот термин стал использоваться слишком часто, а зачастую и неправильно, понятие «система» оказало существенную помощь в расширении нашего кругозора.

Итак, в течение 18 лет я размышлял об обществе и о других, более широких системах, не делая никаких обобщений. Ситуация изменилась в 1972-1973 гг., когда я получил предложение сделать доклад по проблеме предсказуемости человеческой реакции на кризис. (Это было связано с конфликтом Агентства по защите окружающей среды и правительства.) Тогда некоторые мои материалы были впервые представлены на национальной конференции, посвященной проблемам семейной терапии. Я ожидал встречи с Натаном Аккерманом, чтобы начать дискуссию по этим проблемам. Зная Ната, я предполагал, что он не стал бы возражать против того, чтобы эти идеи были высказаны на встрече, посвященной его памяти1.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Одна из базовых концептуальный установок, которая повлияла на мои размышления еще в 1940-е годы, состояла в том, что человек есть развивающаяся, постоянно эволюционирующая форма жизни, что человек больше имеет черт сходства с низшими, более примитивными формами жизни, чем отличается от них, что большинство психологических теорий строится на идее об уникальности человека, а не на его связи с биологическим миром и что инстинкты, которые управляют поведением всех живых существ, влияют на человеческое поведение значительно сильнее, чем это признают большинство теоретиков. В течение многих лет я тратил на чтение работ Дарвина, вероятно, даже больше времени, чем на чтение работ Фрейда,

Натан Аккерман умер непосредственно перед этой встречей. М. Боуэн готовил материалы как раз к этой несостоявшейся встрече. — Прим. науч. ред.


 

и уделял больше внимания работе с биологами, этологами и другими учеными, чем с психологами и социологами. Это отнюдь не означает, что какая-то область знаний имеет преимущество перед другой, но я старался избежать использования теоретических понятий, которые шли бы в разрез в представлением о человеке как биологически-инстинктивном животном. Довольно трудно объяснить это понятие людям, которые являются специалистами в той или иной области естественных наук, но при этом используют различные подходы к изучению человека.

По-настоящему я начал серьезно размышлять о социальном неблагополучии и общественном регрессе в 1955 г. В то время казалось, что общество стало более нестабильным, более эгоистичным, более инфантильным, более безответственным и более неуправляемыми, чем в прошлые годы. Как можно было убедиться в том, что это действительно так? Существовало мнение, что средства массовой информации фокусировались только на негативных процессах, происходящих в обществе, не замечая ничего позитивного. Всегда находятся те, кто описывает ситуацию как «хуже не бывает», а также те, кто предсказывает наступление судного дня буквально на следующей неделе. Я перечитывал документы столетней давности и был несказанно удивлен, что они довольно точно описывали теперешнюю социальную и политическую ситуацию. При этом большинство обнародованных фактов указывало на наличие регрессивных общественных процессов. Огромное количество трудов было написано о расцвете и падении Римской Империи, а также об увядании, которое предшествовало ее краху. Существует предположение, что каждая культура проходит достаточно типичный исторический путь, завершающийся угасанием и исчезновением. Библия содержит упоминания и о порочных, греховных временах, и о хороших, праведных периодах человеческой истории. Есть множество самых разных вариантов объяснения причин социальной тревоги. После Второй мировой войны было принято связывать тревогу с угрозой атомной войны или с опасением, что холодная война вот-вот перерастет в настоящую. Кто-то ожидал стремительных общественных перемен после Второй

9 Теория


 

мировой войны, кто-то связывал падение нравов с ростом благосостояния. Мои наблюдения привели меня к выводу, что изменения социальной адаптации носят циклический характер, что их можно проследить на протяжении столетий, что многовековая история существования человечества на Земле скорее позитивна и было бы интересно наблюдать, как общество восстанавливается после регресса. Размышления заставили меня склониться к гипотезе о том, что имеющаяся в обществе тревога была связана с послевоенным восстановлением, а также с достижениями научно-технического прогресса и сопровождающими его переменами.

Проблема состоит в нахождении той точки отсчета, относительно которой можно было бы судить о наличии или отсутствии общественного регресса. Например, можно собрать статистические данные об увеличении количества разводов или росте преступности, но какие выводы можно сделать из этого материала? Клиническая работа с семьями служит доказательством того, что тревога и связанные с ней симптомы могут сопровождать перемены, которые свидетельствуют о прогрессе. Как можно узнать, чем отличаются социальные симптомы, которые сопутствуют прогрессу, от тех, которые сопровождают регресс? Я думаю, что здесь вполне применимы те же методы, которые я использовал при построении «шкалы дифференциации Я». Необходимо иметь достаточно точный критерий для оценки уровня функционирования людей, для сравнения людей друг с другом и для оценки перемен, происходящих с течением времени. Шкала дифференциации Я, разработанная еще в 1960-е годы, использовалась на протяжении достаточно длительного времени и прошла проверку на большом количестве людей, а потому ее можно считать вполне точным методом для тех исследователей, которые имеют опыт работы с этими переменными.

Для того чтобы найти механизм, запускающий общественную регрессию, было выдвинуто, а затем отвергнуто несколько гипотез, пока я не нашел свидетельство возрастания социальной тревоги во время одного из самых безопасных периодов человеческой истории. Человеку удалось


 

преодолеть многие из тех опасностей, которые угрожали его существованию в предыдущие века. Продолжительность его жизни увеличилась благодаря развитию медицины, доступные ему технологии быстро развивались, он стал значительно лучше контролировать вредоносные факторы окружающей среды. Большая часть населения земли стала жить в большем достатке и с большей уверенностью в завтрашнем дне, чем когда-либо прежде. Из-за недостатка места мы сейчас не сможем рассмотреть и проанализировать разные гипотезы и их модификации. В 1960-е годы было невозможно обойти тему вьетнамской войны. Многие видели в ней главную причину социальной напряженности, но существовало немало доказательств того, что симптом напряженности существовал в обществе еще в довоенное время. В конце 1960-х была выдвинута гипотеза, которая не только продержалась несколько лет, но и подкреплялась все новыми доказательствами и результатами исследований. Гипотеза состояла в следующем: растущее беспокойство людей — это следствие демографического взрыва. Все земли, пригодные для жизни, уже освоены, природные запасы, необходимые для поддержания жизни, и месторождения полезных ископаемых истощены. Отсюда возрастающая уверенность, что «космический корабль Земля» не сможет поддержать человеческую жизнь на том уровне, к которому человечество уже привыкло. Человек — это «территориальное животное», которое реагирует на ограниченность пространства так же инстинктивно, как и низшие формы жизни. Он придумывает для себя другие причины, чтобы объяснить свое поведение, свойственное в равной мере и примитивным животным. Человек всегда использует «уход из толпы» как способ снижения тревоги и стабилизации своего состояния. Ограниченность своего мира он ощущает благодаря скоростям, которые предоставляют современные средства связи, телевидение, а также возможности невероятно быстрого передвижения в пространстве. Когда животные ограничены замкнутым пространством, а число их возрастает, они проверяют устойчивость границ, а затем увеличивают свою мобильность, Двигаются взад-вперед по всей территории и в конце


 

концов начинают жить плотно и скученно, вместо того чтобы распространиться более равномерно по всей имеющейся территории. Человек за последние 25 лет стал более мобильным, все больше людей переезжает на новое местожительство, и при этом все больший процент всего народонаселения селится в огромных мегаполисах.

Еще одно теоретическое положение было важно для меня на этом начальном этапе моих раздумий; оно касается другой предсказуемой человеческой особенности. Обладая логическим мышлением и знаниями, человек мог бы уже десятилетия назад понять, что находится в состоянии конфликта с окружающей его средой. Его эмоциональная реактивность и его причинно-следственное мышление оказались неспособны дать ему те реальные «знания», которые были ему вполне доступны. Приемами причинно-следственного мышления он овладел тогда, когда впервые стал искать причинное объяснение устройства окружающего мира и своего места в этом мире. Мы можем проследить стиль мышления человека в предыдущие века и с удивлением обнаружим целый спектр злых сил, которые он обвинял в своих несчастьях, и благожелательных сил, которые он приписывал свои удачи. Именно наука дала человеку возможность выйти за пределы причинно-следственного мышления. Впервые он использовал системный подход в астрономии — области, абсолютно удаленной от его обыденной жизни. Потом он научился системно мыслить в физике, затем — в естественных науках. Не так давно человек усвоил идею, что системное мышление применимо и к его собственному эмоциональному функционированию. Но на эмоциональном поле даже самый дисциплинированный системный мыслитель возвращается к причинно-следственному мышлению и к тому, что поведение построено в большей степени на эмоциональной реакции, а не на рассудочном мышлении.

2 Это понятие используется в работах Джона Кэлхоуна, который изучал большие популяции крыс, живущих в ограниченном пространстве. В этих условиях крысы собирались в плотные группы, хотя пищи и воды хватало всем. — Прим. науч. ред.


 

Этот феномен играет важную роль в тех действиях, посредством которых человек пытается решить проблемы в социальной сфере. Есть основания полагать, что политико-законотворческая деятельность в большей степени подчинена эмоциональной реактивности, чем логическому мышлению, и что большое количество законодательных инициатив — это «пластыри», которые лишь облегчают симптом, но не лечат само заболевание. Эмоциональную реактивность общества в отношении социальных проблем можно сравнить с медленным созреванием эмоционального разрыва в семье. Когда появляется первый симптом, семья или игнорирует его, или прикладывает усилия для того, чтобы его смягчить, считая при этом, что проблема уже решена. Далее жизнь идет прежним, привычным курсом, пока не появится другой, уже более серьезный симптом, за которым последует столь же неуклюжие попытки добиться облегчения. Этот процесс будет повторяться вплоть до разрушительного финала, который, с точки зрения участников, окажется весьма неожиданным.

СРАВНЕНИЕ СХЕМ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ

Более конкретная клиническая часть этого исследования включает сравнение тех способов, посредством которых «разрешающие» родители справляются с правонарушениями и поведенческими проблемами своих детей-подростков и посредством которых с этими же проблемами справляется общество. Это та эмоциональная проблема, в отношении которой терапевт и представитель общества занимают заинтересованные, но существенно различные позиции. Это одна из наиболее распространенных проблем нашего времени. Основное внимание в исследовании обращено на выявление того, что именно родители и общество думают по поводу этой проблемы, как действуют и реагируют (или не действуют и не реагируют), когда сталкиваются с нею непосредственно. Кроме того, анализируются симптомы подростка. Длительный клинический опыт подобной работы помогает увидеть проблему достаточно хорошо. Первичная клиническая


 

оценка того, как родители функционируют в своей расширенной семье, друг с другом и со своими детьми, позволяет с достаточной степенью уверенности предсказать, кто из них будет хорошо продвигаться в терапии, кто крайне медленно, а кто и вовсе не изменится или даже ухудшит свое состояние. Годами я пользовался «шкалой дифференциации» в значительной степени интуитивно, оценивая уровень функционирования на основе одного или нескольких интервью или же по итогам терапии. Я работал со всеми социально-экономическими группами. В самом начале было много ошибок в шкальных оценках. С приобретением опыта метод стал давать достаточно точные результаты, что позволило считать его обоснованным клиническим подходом. Выяснилось, что одним из наилучших прогностических показателей является тип и качество отношений матери с ее собственной матерью и отношения материнской бабушки со своей матерью. Оценка уровня функционирования семьи включает знание тех эмоциональных сил, которые действуют в данной семье, и представление о результатах взаимодействия множества взаимосвязанных эмоциональных сил. Это совсем не такая быстрая и простая процедура, как думают терапевты, не применяющие системного подхода. Важная часть излагаемого исследования состоит в том, что на основе оценки семейной истории оказалось возможным провести достаточно надежное сравнение различных уровней поведенческих проблем друг с другом и со средним уровнем этих проблем в обществе.

Правонарушения и трудности поведения — это не новые проблемы. Они всегда существовали в определенном проценте семей и хорошо известны клиницистам и социальным работникам. В последние десятилетия отмечается значительное увеличение частоты возникновения этих проблем. Со стороны клинической практики их прирост еще более впечатляющий. Частично он обеспечивается за счет молодых людей, чья напряженность раньше выражалась скорее во внутренних проблемах, чем в поведении. Клинически установлен тот факт, что необязательные и «разрешающие» родители в ситуациях, которые требуют родительского контроля, автоматически переходят науро-


 

вень авторитарной жестокости, которая эквивалентна неуверенной позволительности другой стороны. В последние десятилетия общество подчеркивает значительно большую необходимость понимания детей, чем раньше, когда существовали установки на почитание и подчинение со стороны детей. Авторитарная жестокость и вседозволенность — это разные выражения одного и того же уровня незрелости. Проведенное исследование позволяет предположить, что изменяющиеся общественные отношения создают среду, которая благоприятствует возникновению поведенческих проблем, которые раньше не давали о себе знать. Перефразируя, можно сказать, что регресс увеличивает вероятность появления человеческих проблем.

Ниже приводятся характеристики сверх меры потакающих родителей, которые я считаю особенно важными. Большинство родителей уверены, что хотят самого лучшего для своих детей. С раннего детства мать вкладывает всю себя в своего ребенка. Это определено базовым уровнем дифференциации матери, достигнутым в ее родительской семье, уровнем тревожности матери во время беременности и на протяжении первых лет жизни ее ребенка и той степенью, с которой ее тревожность реализуется в заботе о ребенке. Степень и интенсивность материнской тревоги не одинаковы в отношении к каждому из ее детей. Обычно есть разница в отношении к девочкам и мальчикам; часто мать выделяет одного из детей и относится к нему иначе, чем к другим. Материнские мысли, беспокойства и чувства воплощаются в том, что называется «уделять внимание» ребенку, на что ребенок реагирует, отдавая ей в ответ то же «количество» своей души. Это прямо противоположно тому, как ведет себя мать с более высоким уровнем дифференцированности. Она отдает себя настолько, насколько это необходимо именно этому ребенку; ее забота о нем продиктована не материнской тревогой, а потребностями ребенка. Материнская самоотдача программирует у ребенка такую «потребность в любви», которая будет проявляться в его будущих отношениях. Этот объем потребности в любви обычно остается постоянным на протяжении всей жизни. Степень взаимной «отдачи и получения» в ранних детско-родительских отношениях


 

служит первым индикатором будущего уровня «дифференциации Я» ребенка. Родительско-детские отношения могут оставаться в достаточно спокойном равновесии вплоть до юношеского возраста, когда скованный семейными привязанностями ребенок попытается оторваться от родителей и вступает в интенсивные отношения со сверстниками. Люди выбирают самых близких друзей из тех, у кого «потребность в любви» выражена в той же степени, что и у них самих. В общении со сверстниками обычно формируются группы, образующие сеть частично перекрывающихся кружков «ближайших друзей». Эти компании подростков различаются по своему групповому уровню дифференциации. Чем ниже уровень дифференциации группы, тем больше выражен ее протест против семьи и властных структур. Они ощущают себя достаточно «крутыми», чтобы противостоять и семье, и обществу. На этом уровне дифференциации противостояние означает следующее: шокировать других своей речью и поведением и игнорировать правила, принятые в обществе. В отношениях с родителями молодежь совершает поступки прежде всего под влиянием тревоги; она требует для себя прав и свобод, а также материальных доказательств своей взрослости. Сначала родители противостоят молодежи, но без твердой уверенности в своей правоте. Эмоционально они даже частично покупаются на аргументы своих подросших детей и уступают их требованиям, чтобы снизить напряжение, надеясь таким образом решить проблему. Это открывает дорогу новым, более серьезным требованиям и угрозам и может продолжаться до того момента, пока родители не исчерпают свои возможности по удовлетворению материальных запросов, а вызывающее поведение детей не перерастет в социальную проблему. Такие подростки — мастера в распознавании слабостей своих родителей и общества, а также в предъявлении своих прав в «борьбе за свободу». На этом уровне дифференциации понятие ответственности теряется и родителями, и детьми.

Изучение методов, посредством которых общество пытается справиться с поведенческими проблемами, явно подталкивает к тому, чтобы расширить наши знания о роли


 

семьи в социальной системе. В последние 20 лет позиция большинства общественных деятелей и должностных лиц, которых общество уполномочило заниматься проблемами молодежи, становится все более и более либеральной. Это относится как к местным чиновникам, так и к чиновникам более высокого уровня, вплоть до национального. Фактически голосующий сегмент общества находится в позиции озабоченного подростка, который перегружен тревогой и требует прав, а официальные лица — в позиции неуверенного родителя, который уступает, чтобы смягчить тревогу. Официальные лица — это учителя, директора школ и колледжей, советники — все те, кто имеет отношение к закону и силовым структурам, включая полицию, суды и т. д. Прессинг со стороны общества в первую очередь направлен на тех, кто не уверен в себе и наиболее уязвим для этого давления. Затем оно распространяется и на других. Среди тех, кто находился на государственной службе в течение полных 20 лет, были люди, которые изменяли свои решения под давлением общества. Такие служащие, как учителя и полицейские, готовы измениться в ответ на более либеральную политику директора или начальника. Вновь избранные ответственные лица более склонны к разрешительной политике, чем уходящие в отставку. Есть и такие, кто лучше дифференцирован, и те, кто все еще поддерживает разумный уровень самодетерминации и кто по-прежнему старается функционировать в обществе, хотя это скорее исключение, чем правило. Эти выводы — результат моих собственных наблюдений за деятельностью официальных лиц в моей округе, многолетнего отслеживания процессов национального уровня на основе информации из газет, журналов и книг, накопления материалов по отдельным решениям и случаям, по которым имелось достаточно информации, чтобы сделать вывод о поведении главных действующих лиц. Был накоплен богатый опыт работы с семьями, чтобы определить характеристики различных уровней шкалы. Операциональные установки общества по важным спорным вопросам сравнивались с известными функциональными уровнями семей. За последние 25 лет оцененный по моей шкале средний уровень функционирования общества снизился на 10 пунктов. Сравнение было-


 

сделано на материале тех вопросов, которые влияют на регрессию в семьях и в малых социальных группах. Оно не включало тех изменений, которые могли бы быть напрямую связаны с текущими прогрессивными переменами в обществе. Кривая регрессии имела свои локальные подъемы и спады, но в общей ее динамике с конца 40-х до 60-х годов происходило медленное падение; более явный спуск — с 1960 до 1964, резкое падение — с 1964 до 1969, а потом до 1972 г. мы наблюдаем постепенный подъем. Затем кривая становится настолько переменчивой, что невозможно определить ее направление. Когда кривую нанесли на диаграмму, подсчитанный уровень регрессии оказался весьма неожиданным. Принимая во внимание тот факт, что большинство популяции укладывалось на шкале в 50-процентный интервал, регрессия составила около 20% в процентных пунктах.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЕГРЕССИЯ

Поразительные аналогии обнаруживаются между регрессией в семье и регрессией в более крупных социальных группах и в обществе в целом. Регрессия появляется как ответ на хроническое состояние тревоги, но никак не на острую тревогу. Если бы регрессия сопровождала острую тревогу, она исчезала бы вместе со спадом напряженности. Регрессия возникает тогда, когда семья или общество начинает принимать важные решения для того, чтобы снизить текущую тревогу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.