Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа исследования. Объект. Предмет




 

Объектом социологического исследования является социальная реальность, существующая объективно. Это может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, общественные отношения, ситуации, противоречия, трудовые коллективы и многое другое.

Предметом исследования является та сторона социальной реальности, которая подлежит изучению. Если объект исследования – то, что содержит противоречие, то предмет – это те свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие. Это могут быть идеи, свойства, характеристики, присущие отношениям, объектам, коллективам.

Исследования начинаются с их подготовки: обдумывания целей, составления программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки.

Далее идет этап сбора первичной социологической информации, то есть необобщенных сведений.

Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на персональном компьютере (ПК), составление программы обработки, обработка на ПК.

И заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного аналитического отчета по итогам исследования, формулирование выводов и выработка рекомендаций для заказчика.

Исследования могут быть:

разведывательные – зондажные, пилотажные, выясняющие качество анкеты. Они проводятся с целью получения первичной (или дополнительной) информации о предмете исследования, который должен быть изучен основательно. Такое исследование предваряет глубокое изучение проблемы, уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка;

описательное социологическое исследование – используется при изучении больших общностей людей, для установления связи между сторонами изучаемых явлений, в итоге дает подробную характеристику изучаемых предметов;

аналитическое социологическое исследование помогает раскрывать причинную обусловленность установленных связей, структуру изучаемого явления, количественные и качественные его параметры. Эти исследования направлены на получение новых теоретических знаний о сущности, функциях предмета исследования, а также закономерностях его развития.

Описательные, аналитические, социологические исследования для реализации одних и тех же целей, по одним и тем же программам, с использованием одного и того же инструментария могут проводиться несколько раз. Такие исследования, начиная со вторых, называются повторными социологическими исследованиями. Эти социологические исследования бывают разных видов: интервальные, периодические, лонгитюдные и т. д.

Интервальные социологические исследования нередко называются панельными. Периодические исследования позволяют проследить динамику социального объекта через определенные промежутки времени – через год, два, три, пять. Л онгитюдными называются такие исследования, которые ведутся в течение длительного времени за одним и тем же контингентом людей, за одной и той же их общностью.

Повторные социологические исследования часто вместе с тем являются сравнительными. Сравнительное социологическое исследование – это такой вид социологического исследования, при котором в качестве основного приема используется сопоставление информации, полученной:

а) в разные периоды исторического развития;

б) в разных социальных подсистемах…;

в) разными авторами или исследовательскими коллективами;

г) разными методами сбора или измерения данных.

Сравнительные социологические исследования проводятся для подтверждения или опровержения полученных ранее (или другими исследователями) данных, для установления сходства и различия явлений, протекающих в разных условиях.

Социологические исследования всех видов включают в себя два основных этапа: подготовительный и собственно исследовательский. На первом этапе определяется заказ на конкретное исследование, предварительно формулируются цель и задачи этого исследования, определяются сроки его выполнения, рассчитываются финансовые и материальные затраты. Второй этап социологического исследования – это процесс разработки и реализации его программы. Он начинается с определения проблемы, написания программы и завершается отчетом о реализации программы исследования. Этот этап социологического исследования складывается из нескольких стадий: разработка программы, полевые исследования, подготовка собранной информации для обработки и анализа, обработка полученных данных, анализ, обобщение и интерпретация полученных данных, подготовка отчета об исследовании.

При проведении всех видов социологических исследований чрезвычайно важное значение имеют их методология, методика, техника.

Любое исследование начинается с гипотезы – то есть научного предположения, выдвигаемого априори (заранее) для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо либо подтвердить, либо опровергнуть.

Для проведения исследования определяется выборка. Выборка есть отбор единиц опроса с тем, чтобы отобранные единицы представляли микромодель целого и содержали его характеристику, в том числе по полу, образованию, квалификации, национальности.

Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности (респонденты, документы), подлежащие изучению (опросу, интервьюированию) есть единицы анализа (человек, семья, группа, коллектив).

Выборка идет этапами: трудовой коллектив, предприятия, учреждения, город, деревня. Из них отбираются типичные, имеющие признаки других.

Механическая выборка – отбор респондентов через 10, 20, 50, 100 и т. д. Промежуток между отбираемыми есть шаг отбора (выборки).

Серийная выборка – генеральная совокупность делится на однородные части (серии) пол, возраст. Число респондентов серии пропорционально числу элементов в ней.

Метод гнездовой выборки – отбираются целые группы или коллективы, где проводится сплошной опрос.

Стихийная выборка – почтовый опрос читателей газет, телезрителей. Выводы распространяются лишь на опрошенных.

Метод основного массива – опрашиваются 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.

Метод квотной выборки. Квота – часть, приходящаяся на каждого, то есть определяется, какая часть респондентов приходится, например, на людей с высшим, средним образованием, уровнем квалификации, то есть респонденты отбираются целенаправленно с соблюдением квот.

Программа исследования – это документ, излагающий общую концепцию исследования, процедуры исследования, задачи исследования. Она имеет теоретическую часть (проблема, неопределенность, противоречие, задача, гипотеза). Также в ней имеется методологический раздел – приемы, методы, способы сбора данных и описания результатов. Организационная часть представляет план деятельности исследователей на всех этапах работы.

Рабочий план – это перечень, схема действий социологов в данном исследовании с распределением времени, материальных затрат, сетевым графиком.

Примерный план исследований, перечень его составляющих: формирование исследовательской группы; разработка и обсуждение программы исследования; разработка инструментария; расчет выработки; пилотаж и внесение корректив; размножение методологического инструментария; инструктаж участников исследования; командировочные, билеты; исследование; прием итогов (инструментария); подготовка к обработке на ЭВМ; обработка; анализ результатов; подготовка научного отчета, бюллетеня; подготовка докладов в архив.

 

3. Основные методы социологических исследований

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.