Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режимы управления




Структурный способ управления возникает из бесструктурного.

 

Существуют РЕЖИМЫ УПРАВЛЕНИЯ двух типов, соответствующих векторам целей управления:

БАЛАНСИРОВОЧНЫЕ РЕЖИМЫ – это колебания в допускаемых пределах относительно идеального, неизменного во времени режима. Например: работа главного двигателя корабля в шторм. Реверсивное устройство главного двигателя поставлено на «средний ход», периодически гребной винт оголяется, происходит «попытка» двигателя резко увеличить число оборотов, но вступивший в это время в действие регулятор числа оборотов, сбрасывает число оборотов до необходимого в этом режиме. То есть – это пример самоуправления двигателя в определённом балансировочном режиме «среднего хода».

МАНЁВРЫ – это колебания с изменением вектора целей во времени и переход из одного режима на другой. Манёвры подразделяются на СИЛЬНЫЕ, совершающиеся за короткое время, и СЛАБЫЕ, совершающиеся за длительное время.

ПОТЕРЯ УПРАВЛЕНИЯ – при выходе вектора состояния или вектора ошибки из области допустимых отклонений от идеального режима или выпадение из допустимых векторов ошибки. Пример: работа главного двигателя корабля в штормовых условиях.

Если регулятор числа оборотов не сработает – выйдет из строя, то двигатель пойдёт «вразнос», то есть число оборотов двигателя выйдет из области допустимых отклонений от идеального заданного режима, что реально грозит крупной аварией – поломкой двигателя, если обслуживающий персонал не среагирует своевременно.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. В настоящее время все политики, видные деятели науки, государства говорят о необходимости «устойчивости», «стабильности» в экономике, финансах, отраслях народного хозяйства, в отношениях между странами. С этой целью проводится множество симпозиумов, конференций и т.п. В 1992 году в Рио-де-Жинейро была даже Всемирная конференция учёных и «видных общественных деятелей» по устойчивому развитию всего человечества на Земле. В её богатых научных статистических материалах нет одного: что же такое «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»? Нет ответа на этот вопрос и у «видных общественных деятелей». В науке и технике под УСТОЙЧИВОЙ СИСТЕМОЙ понимается такая система, которая после воздействия на неё какого-либо возмущения, возвращается в исходное положение.

Например: ведёт водитель автомобиль к намеченной цели. Автомобиль и водитель – СИСТЕМА. На дороге водитель видит яму, то есть – возмущающее воздействие. Дорога закрыта. Водитель повёл автомобиль в объезд, сделал «крюк» и вернулся на прежний маршрут. Другой пример: нетрезвый водитель ведёт машину. Возмущающее воздействие – спиртное и, как следствие, - сон. Машина едет, водитель спит, и машину потихоньку уводит влево, на полосу встречного движения. Отклонение от нужного курса всё растёт, но система (водитель-автомобиль) этого не замечает. Водитель спит, система неустойчива, и, в конце концов, машина въезжает в кювет или врезается во встречную машину. Вот таким, приблизительно, пониманием устойчивости ограничивается наука. Так ли это?

Возьмём опять первый случай. По заданию некоего директора предприятия трезвый водитель на исправленной машине везёт груз (скоропортящиеся продукты) детям из пункта «А» в пункт «Б» за несколько сотен километров. В пункте «Б» водитель должен погрузить другой груз (дрова), заправить автомашину бензином и возвратиться назад. «Система» (водитель-автомобиль) приезжает без происшествий в пункт «Б», а там нет, ни детей, ни дров, ни бензина: это директор, будучи пьяным, перепутал пункты назначения. В результате продукты испортились, бензина взять негде. Автомобиль назад доехать не может, а ведь ехал в пункт «Б» устойчиво. Так можно ли считать такую «систему» устойчивой? Конечно нельзя.

Представим теперь вместо автомобиля ОБЩЕСТВО людей, вместо водителя - ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ этим обществом, то есть ГОСУДАРСТВО, вместо директора предприятия - ИДЕОЛОГИЮ, когда под видом отсутствия идеологии, которая давит на умы государственных деятелей, утверждаются такие, например, «идеи»:

Наша цель – построение «демократии;

Наша цель – «капитализм с человеческим лицом»;

Наша цель – «права человека» и т.д.

Предположим, что лет через десять мы «придём» в этот пункт «Б», где продукты не нужны, дров нет, и нет бензина на обратную дорогу, а свой кончился! Можно ли считать, в таком случае, наше «движение вперёд к демократии» устойчивым развитием общества в целом? А если посмотреть шире и задаться вопросом: а куда же движется всё человечество Земли? Это устойчивое развитие общества?

Что устанавливает «вектор целей»:

  1. «Демократия».
  2. «Капитализм».
  3. «Права человека» и т.д.

И можно ли говорить о какой-то конечной цели, претендуя на «абсолютную истину»? Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» сказал об этом так: «Понтий Пилат спрашивает Иешуа (Иисуса): «Скажи, что есть истина?» На что Иешуа отвечает: «Истина в том, что у тебя сейчас болит голова». Тем самым М.Булгаков говорит, что истина всегда конкретна на данный исторический момент времени. И нет никакой «абсолютной истины» как нет абстрактных «добра» и «зла». «Добро» и «зло» всегда конкретны. Поэтому никто не может претендовать на полное абсолютное понимание истины вообще. И только понимая это можно говорить об устойчивом развитии всего человечества. Именно об этом говорится в Достаточно общей теории управления, в ключевом понятии об «УСТОЙЧИВОСТИ ПО ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ»:

УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ (например, всего человеческого общества) В СМЫСЛЕ ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ ПОВЕДЕНИЯ (какое оно будет в будущем) В ОПРЕДЕЛЁННОЙ МЕРЕ (система описана чётко, определена как можно более полно, закодирована ясно) всегда находится ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ:

  1. ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (биосфера, техносфера).
  2. ВНУТРЕННИХ ИЗМЕНЕНИЙ (внутри общества).
  3. УПРАВЛЕНИЯ.

Если система не предсказуема, то управлять ею невозможно в принципе. Например: автомобиль с пьяным водителем. Что взбредёт в голову пьяному водителю, можно ли знать заранее? Нет. А если пьян директор предприятия или руководитель города, края, государства? Здесь последствия непредсказуемости могут быть гораздо большими.

Устойчивость по предсказуемости и возможная её утрата.

 

Порассуждаем о векторе «целей развития» общества. Какое общество мы строим? Куда идём? Если вам скажут, что ведут к капитализму с «человеческим лицом» или к социализму с лицом Карла Маркса, вы будете уверены, что это та самая истина навсегда?

Нет? И правильно сделаете. Поэтому в понятие «УСТОЙЧИВОСТИ ПО ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ» заключена не только возможность корректировки (поправки) самого управляющего воздействия (управления к намеченной цели), но и корректировка (поправка) самой цели.

То, что не предсказуемо, часто воспринимается как неуправляемое, стихийное явление. Но для «других» это явление предсказуемо и управляемо (возможно анонимно). Когда М.С.Горбачёв говорил нам: «Перестройка - это же неизведанная дорога, товарищи», - он лгал. Россию разрушали троцкисты во главе с «агентами влияния» по разработке Гарвардского проекта, из коих был и сам М.С.Горбачёв. Иногда такое анонимное управление может восприниматься как самоуправление, хотя на самом деле это не так. МЕРА ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ соединяет в себе понятия и объективного, и субъективного:

1.Объективное входит через объект управления и среду. Например:

а) исправен или нет автомобиль:

в) дорога – гладкое шоссе или грунтовая, в ямах и колдобинах.

2.Субъективное входит через субъект, воздействуя на объект. Например:

а) пьяный директор руководит предприятием;

б) трезвый высококвалифицированный водитель ведёт автомобиль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.