Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм




Язычество произошло от слова "языки", т.е. народы, племена, означает "многобожие". Это религия, вера, мировоззрение. Язычество - религия не военная, а хозяйственная, природная, она длительное время была движущей силой духовного развития славянства. Это форма проявления духовной культуры, комплекс представлений, воззрений, идущих из глубины тысячелетней истории славянства.

Язычество - это целый комплекс первобытных культов, верований, которые отражали зависимость племен от окружающей природы: космоса, звезд, духов предков, животных, солнца, ветра, дождя, растительного мира, пращуров. Язычество - это своего рода форма освоения, осмысления человеком природы.

В зависимости от различных исторических эпох язычество вмещает несколько разновременных пластов:

1. Архаичный пласт - одухотворение природы, вера в добрых и злых духов, управляющих стихиями и земными объектами, почитание земли, воды, огня, животных, растений.

2. Пласт, вмещающий семейно - родовые и аграрные культы.

3. Племенные культы, наличие у племени своих богов - покровителей, символизирующих стихии. Так, например, Перун - бог грозы и молнии, Сварог и Даждьбог - солнечные божества света и блага, Сварожич - бог огня, Стрибог - бог бурь и ветров, Велес - покровитель скотоводства, Род и Роженица - боги плодородия, Мокош - женское начало природы и женских работ.

У славян имели силу также боги Родомысл, Чур, Чернобог, Триглав, Хорс, Светолиб, Белбог и другие, которые были первого и второго порядка. Язычество формировало обряды, обычаи. Одни племена хоронили умерших в земле, другие - сжигали, тем самым быстрее отправляли души в небесное плаванье. Сжигали умерших в специальных местах - алтарях в виде треугольника, квадрата или круга, которые назывались крада.

Племена особо чтили медведя как своего пращура, отсюда его не убивали и свято почитали созвездие Большой и Малой Медведицы.

Долгое время в изобразительном, художественном, декоративно - прикладном искусстве существовали мотивы и символы языческой веры и мифологических преданий.

§в фольклоре - райское дерево, как ось мира, как вертикаль, обозначающая священный центр - береза, дуб, сосна, рябина;

§в северно-русской вышивке - дерево, всадники, растения, звери, птицы;

§в скульптуре - статуи языческих богов из камня, дерева;

§в зодчестве - на передней части кровли жилищ вытесывали изображения конских голов, дождя, солнца, птицы и другие;

§в узельской письменности древних славян.

Славяне в пору язычества имели храмы и жрецов. Капище - культовое сооружение в дохристианский период. Пантеон - место, посвященное всем богам, где выставлены идолы - статуи богов. Позже племена и языческая религия уже не имели религиозного культа (храмов, священнослужителей, церемоний богослужения). Культ заменили обрядовые праздники - календарные, сезонные, по временам года, свадьбы, похороны, колядки зимние и летние, праздники в честь воды и деревьев. Они сопровождались песнями, плясками, музыкой, хороводами, что способствовало развитию фольклора, театра, искусства танца, музыки, пения.

Язычество имело также несколько негативных аспектов:

§ оно укрепляло отжившие родовые отношения;

§ оно позволяло племенам игнорировать богов их соседей;

§ препятствовало консолидации племенных союзов в единое национальное образование;

§ сохраняло кровную месть, многоженство, человеческие жертвоприношения, сжигание жен с умершими мужьями, поощряло рабство;

§ тормозило внедрение нового в жизнь славянства;

§ слабо укрепляло великокняжескую власть как единодержавие.

Не случайно попытка князя Владимира создать из язычества государственную религию через Пантеон 6 главных богов не увенчалась успехом.

Русь нуждалась в духовном единении. В качестве главных средств для этого князь Владимир усматривал религию. Наиболее подходящей для Руси мыслилась религия - христианство, как единобожие, как контркультура язычеству. Христианство - монотеизм, с иерархией святых, идеей посмертного воздаяния, с проповедью непротивления злу насилием, с триединым Богом.

В 988 году Русь была крещена, языческие культы запрещались. Но христианизация Руси затянулась на многие века, население оказывало сильное сопротивление, языческие верования и обряды вытеснялись с трудом, ибо они тысячами нитей были связаны с духовной, хозяйственной, творческой, художественной деятельностью народных масс.

В силу этого христианство приспосабливалось к укладу жизни, языческому сознанию, языческим культам, обычаям, праздникам, условиям существования славян. Почитание идолов - богов сохранилось в конечном итоге в виде культа почитания икон. Боги слились с образами святых: Перун - с образом Ильи Пророка, Бориса и Глеба, Георгия Победоносца, Мокош слилась с Парасковьей Пятницей, Род слился со словом Бог.

В результате духовная жизнь славян становилась неоднозначной, здесь наличествовали элементы традиций, обычаев, обрядов, привычек, нравов, укоренившихся в языческую эпоху. Одновременно они совмещались с новыми религиозными христианскими понятиями, заповедями, требованиями, правилами: крещением, причащением, исповеданием, венчанием, отпеванием, строительством и убранством храмов, подготовкой священнослужителей и совершением религиозных служб, проявлением милосердия и доброты. Сочетание в духовной жизни народа традиций древности и новой религии называется религиозным синкретизмом.

Принятие христианства Русью, как отмечают историки, заимело далеко идущие прогрессивные реалии:

§ христианство консолидировало славян в единую народность, в единую государственность;

§ христианство включало Русь в орбиту центра мировой культуры - Византии, что укрепляло международное положение Руси, вводило в сферу экономической, духовной жизни христианских государств;

§ христианство предлагало образцы духа, быта, культуры, государственности, высокие образцы и стандарты поведения, поскольку было религией могущественного и развитого византийского государства;

§ благодаря христианству Русь начала получать книги не на латыни, а на изученном славянами старославянском (болгарском) книжном и разговорном языке, что способствовало распространению письменности, созданию литературных и художественных ценностей, расцвету устного народного творчества;

§ христианство способствовало движению на Русь переводных гражданских и церковных книг, что явилось основой распространения грамотности, создания системы образования и развития русского языка.

Один из крупных мыслителей России И.А. Ильин, оценивая роль христианства в развитии мира и России, отмечает:

1. Христианство есть великий политический переворот нашей планеты. В этой священной стихии обновился мир.

2. Православие положило в основу человеческого существа жизнь сердца - чувства и любовь, исходящие из сердца созерцания - видения, воображения, в то время, как католицизм - ведет веру от воли к рассудку, протестантизм ведет веру от разума к воле. В этом он видел отличие, определяющее русскую православную душу.

3. В нравственной области православие дало русскому народу острое чувство правды и кривды, добра и зла, оно воспитало в русском народе дух жертвенности, служения, терпения и верности. Оно верно и мудро разрешило задачу – правильного отношения между властью и церковью.

4. Православная монастырская культура положила начало к русской историографии и русскому национальному самосознанию. Православное учение о бессмертии души дало русской армии все источники рыцарства, бесстрашия, послушания. Русское искусство изошло из православной веры, русская живопись изошла от иконы, русская литература пошла от церкви и монашества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.