КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Меценаты России в развитии культуры
Наша страна располагает богатейшим культурным наследием, в состав которого входят разнообразные памятники материальной и духовной культуры. В архивах, в прессе, в мемуарной литературе и эпистолярных источниках, в зарубежных изданиях можно найти большой, интереснейший материал о тех, кто прославился своей меценатской и благотворительной деятельностью. Не имея каких-либо особых дарований в определенных областях художественного творчества, но, обладая высоким эстетическим чувством и ощущая нравственную потребность к просвещению и культуре, они стремились обогатить жизнь людей созданием художественных собраний, изданием книг, оказанием поддержки начинающим, но уже талантливым художникам, музыкантам, писателям, поэтам. У российских меценатов были разные судьбы, разные характеры – далеко не идеальные, каждый со своими сложностями, недостатками, причудами. Они имели разные взгляды, вкусы, пристрастия. Но было нечто общее, что объединяло не похожих друг на друга людей – их деятельность в сфере предпринимательства и меценатства. Недаром К.С. Станиславский писал: «Для того чтобы процветало искусство, культура нужны не только художники, но и меценаты, благотворители». Российские меценаты в основном выходцы из московского купечества, представители промышленных и торговых династий страны. Благотворительность российского купечества, его щедрость поражали не только соотечественников, но и иностранцев. Почему они были так щедры? П.А. Бурышкин в книге: «Москва купеческая» отвечает на этот вопрос так: 1. Они обладали большими деньгами, имели повышенную религиозность, желание обрести благодать в вечной жизни через земную добродетель. 2. Купечество было отстранено от насыщенной идеями борьбы, не втягивалось в революционную теорию и практику. 3. Побудительным мотивом купечества был инстинкт практической деятельности. В числе первых купцов – благотворителей был К.В. Крестовников, Н.Б. Юсупов, А. Куманин, С. Алексеев, Г. Киряков. Однако, не всегда российские купцы характеризовались положительно. Так, Уоллес в книге «Россия», Плавильщиков в книге «Сиделец», Островский в своих пьесах, Крылов в басне «Купец», Гоголь в «Ревизоре», Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» говорят о жадности, обмане, корыстолюбии, безнравственности и других отрицательных качествах, не желательных для предпринимателей и бизнесменов. Добролюбов писал о купеческом быте: «Это – мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющий боли, мир тюремного, гробового безмолвия, нет ни света, ни тепла, ни простора. Ни один звук с вольного воздуха, ни один луч света не проникает в нее». Современник Петра I Иван Посошков в своей работе «О скудости и богатстве» писал, что без купечества нет ни царства, ни армии. Но при этом, зная их негативные качества, желал купечеству меняться. Он хотел, чтобы § в купечестве христианская правда установилась; § добрые товары продавались за добрые; средние за средние, плохие за плохие, и цену брали бы прямую, настоящую. § чтобы купцы не старого, ни малого, ни неосмысленного не обманывали; § во всех делах своих поступали самою правдою. Но было другое купечество, которое являло миру добродетель, порядочность, нравственность, честные правила игры на поле предпринимательства, экономических и межличностных отношений в своей среде. Они в торгово-промышленной Москве играли ведущую роль, снабжали благотворительные учреждения необходимым, строили богадельни, создавали попечительные о бедных комитеты, завещали средства школам, ссужали на улучшение облика города. В Москве как известно, было 9 благотворительных учреждений, в том числе: § благотворительная часть городского управления; § сословные учреждения; § ведомства императрицы Марии; § ведомства Императорского человеколюбивого общества; § учреждения духовного ведомства; § учреждения национальные и иноверческие; § учреждения частных благотворителей; § учреждения различных министерств. Московское купечество финансировало эти благотворительные организации деньгами, имуществом, зданиями. В их числе – детские приюты, больницы, дома бесплатных квартир, библиотеки, училища для детей, женские гимназии, реальные училища, учительские семинары, глазные больницы. Но вклад российских предпринимателей, купцов измеряется не только миллионами рублей, подаренных обществу, а также их кропотливой одухотворенной деятельностью. Меценатами и благотворителями из числа именитого московского купечества только в Москве были осуществлены крупные начинания в области культуры, просвещения. Они явили миру: Третьяковскую галерею, собрание новой западной живописи Щукина и Морозова, театральный музей Бахрушина, частную оперу Мамонтова, Московский кустарный музей. Можно назвать также собрание книг, рукописей и других материалов графа Н.П. Румянцева, послуживших основой для известного Румянцевского музея, или организацию школы художественных промыслов в селе Талашкино княгиней М.К. Тенешевой в конце XIX в., музея русской старины в Смоленске и рисовальной школы в Петербурге. Все меценаты были участниками политической жизни в обществе, носителями определенного типа и уровня политической культуры. Так работа Н. Думовой «Московскме меценаты» содержит богатые биографические данные о меценатах и коллекционерах России, раскрывает путь становления многих из них в крупные, яркие, самобытные личности. Журнал «Памятники отечества» в статье под названием «Завещано России» дает сведения о 50 меценатах, их жизни в России и за рубежом, их вклад в отечественную и мировую культуру. Богатый материал о московских купцах – меценатах показывает П.А. Бурышкин в книге: «Москва купеческая». В ней раскрыта судьба 25 крупнейших купеческих фамилий, их производственная, предпринимательская, благотворительная деятельность, показан вклад в развитие отечественной культуры. А.Н. Боханов в книге «»Коллекционеры и меценаты в России» раскрывает судьбу многих семей российских предпринимателей, показывает их взаимоотношения, отношения с культурой, их вклад в науку и культуру, их деятельность на почве благотворительности, милосердия, доброты.
Слова «коллекционер», «меценат», стали наиболее распространенными в XIX веке. Коллекционерами называли лиц, ведущих систематизированное, целенаправленное собрание однородных предметов, которые представляли для них интерес и ценность художественную, историческую или научную. К таковым предметам относили драгоценные камни, почтовые марки, старинные рукописи, книги, картины, монеты, ювелирные изделия, диковинные вещи, раковины, инструменты, часы, оружие, мебель, посуду, этнографические и исторические находки. Меценатами называли людей, покровительствующих талантам, служителям искусств, людям творческих профессий актерам, художникам. Одним из первых собирателей как уже отмечалось ранее был Петр I. Особенный интерес у него проявился при посещении им заграницы в 1697 – 1698 годах. Уже там он посетил аукционы, где купил картины, книги, инструменты, редкие древности, географические часы, каталог Оксфордской библиотеки, Покупал попугаев, мартышек, крокодилов, изящных рыб. Посетил знатных людей, коллекционеров – архитектора Схейнфуга, профессора Фридерика Рюйта, Николая Шевалье, бургомистра Амстердама Николая Витнеса, казначея английского адмиралтейства Якоба де Вильде. Позже доверенные лица Петра Великого или он сам купили коллекцию монет в Гамбурге Людерса, кабинет Яна Вильде (перстни, лампады, камни), 400 экземпляров монет и древностей в Константинополе, коллекцию Готвальда, Рюйта, Себа (кубки, колье, резьбу) В России он указами регламентировал поиски древних поклаж, предметов, старых вещей, украшений из золота, старинной посуды, светильников, статуэток, надписей на каменьях, в регионах Сибири, Алтая, Киргизии, Средней Азии. С этой целью даже снаряжались ученые экспедиции. В итоге из зарубежных и местных поступлений в России был создан музей редкостей и ценных вещей – Кунсткамера, который еще при жизни Петра превращался в крупный музей мира. По требованию Петра его агенты по приобретению ценностей за рубежом Рагузинский и Кологривов закупают для оформления Летнего сада и завозят в Россию 25 статуй и 70 бюстов, изготовленных из мрамора венецианскими мастерами. Поэтому не случайно сад называют первым открытым музеем скульптуры в России. Петр I оставил после себя также солидную и уникальную коллекцию оружия, которая легла в основу созданной в 1810 г. Оружейной палаты Московского Кремля, получивший более 3000 образцов оружия. Камергер Петра Кологривов по всему свету скупал живопись, статуи. Так уже в 1725 г. в Петергофе насчитывалось 204 картины видных художников Запада. Знатные придворные, промышленники, подражая царю, собирали древности, картины. Среди них князья и графы: Головин, Гагарин, Демидов, Голицын, Остерман. Так позднее после смерти Шереметева в музеи было передано, собранных им 28 картин, от Чернышова – 89, от Разумовского – 43, от Шувалова – более 200. Искусными коллекционерами, владельцами крупных библиотек и любителями книг, в России проявили себя императрица Екатерина II, президент Российской академии Е. Дашкова, просветитель, журналист, сатирик, книгоиздатель Новиков, ученый М.Ломоносов, историки Щербашов, Татищев, патриархат России, Румянцев, Чертков, декабристы. Так после кончины М.В.Ломоносова в его библиотеке обнаружено более 600 научных книг, лишь 120 из них на русском языке. Остальные на латинском, греческом, немецком, французском. Уникальную и ценнейшую библиотеку собрал историк Татищев, тем что он скупал многие частные библиотеки, старинные рукописи, редкие издания. Значительно пополнила художественные ценности императрица Екатерина II. В 1764 г. она в возмещение долга от берлинского купца Гоцковского принимает собрание 225 картин. Затем по рекомендации Дитро она покупает собрание коллекционера Брюля из Дрездена – 352 картины. Позже ее миссионеры скупают в Париже, Венеции, Лондоне коллекции картин у Аведа, Жюльена де Виллета, Шуазеля. Только у Кроза было куплено 400 картин, 19 тыс. рисунков, 1500 резных камней, собрание итальянской майолики. Все это поступало в Эрмитаж, который через 20 лет от основания насчитывал 2685 картин. Меценатство также носило и различную другую направленность. Так по почину Н.И. Новикова частные лица основывали училища и школы для бедных детей, и строят В Петербурге и Москве. Многие состоятельные и образованные люди еще в XVII – XVIII веках давали кров актерам и организовывали работу театров. Театры (крепостные) имели граф Шереметев, Воронцов, князь Голицын, князь Черкасский, Юсупов. Размещались они в их подмосковных усадьбах, которые стали в России центрами общения художников, литераторов, музыкантов, актеров. Ни одно крупное общественное событие не проходило мимо усадьбы Шереметева «Останкино». В июле 1795 г. в ней чествовали победителей в войне с Турцией, в 1797 г. принимали императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского. В 1801 г. в день коронации Останкино посетил император Александр I. Шереметев содержал один из лучших и больших «частных театров», насчитывающих более 170 человек. В нем были талантливые актеры: певица Ковалева (Жемчугова), балерина Шлыкова (Гранатова), директором театра был композитор 18 века Дектерев. Для обучения актеров Шереметев приглашал лучших актеров того времени: Дмитриевского, Плавильщикова, Шушерина, Сандунова, Синявскую. Репертуар включал свыше 100 драм, комедий, опер, балетов русских и иностранных композиторов Бортнянского, Матинского, Сальери. Часто ставились спектакли, не шедшие на профессиональной сцене. Декорации писали крепостные художники Мухин, Калинин, Фунтусов. Крепостной инженер-самоучка добился технически за 30 минут превращения сценического зала в зал для танцев и банкетов. Этот зал единственный в Европе, сохранившийся в первозданном виде, как уникальное сооружение 18 века. Крупным очагом культуры конца XVIII начала XIX века можно назвать Архангельское – усадьбу князя М.Б. Юсупова, коллекционера, любителя искусства. Архангельское с 1650 г. принадлежало: Шереметеву, затем по родству – Одоевским, Черкасским, в 1703 г. – князю Голицыну, 1809 г. помещику Н.Б. Юсупову. Это образованный и богатейший помещик, имел 20 тыс. крепостных, 20 имений в губерниях России. Будучи за границей завел обширные знакомства с писателями, художниками, философами, начал собирать картины, книги, скульптуру, гравюры. Его театр имел труппу до 20 актеров, ставились балеты «Севильский цирюльник», «Сварливые жены», «Синяя борода». Его оркестр часто приглашался в аристократические дома. Театр славился декорациями Пьетро Ганзага – их было более 10. Среди актеров театра была певица Анна Борунова, балерина Анна Рабутовская, Софья Малинкина. С 1811 г. князь Юсупов привез во дворец Архангельское более 500 картин крупных мастеров. Его мастера в поместье реставрировали и копировали картины, расписывали фарфор, расписывали залы. Среди них Политаев, Ткачев, Шебанин. С 1818 г. Юсупов организует художественную школу, которая за 13 лет подготовила 59 художников. XIX век всемирно известен художественными достижениями, ценностями, которые создала плеяда художников: Репин, Перов, Серов, Поленов, Верещагин, Соврасов, Левитан, Крамской, Ге и другие.
Павел Михайлович Третьяков –
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |