КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы информационного неравенства
Структура и тенденции развития Сущность проблемы информационного неравенства Информационное неравенство
Анализ основных тенденций развития глобального процесса информатизации общества показывает, что этот процесс создает для развития цивилизации не только новые возможности, но и новые проблемы. Одной из таких проблем, признаки появления которой можно наблюдать уже сегодня, является проблема информационного неравенства [66]. Суть этой проблемы заключается в том, что возникающая в процессе информатизации общества новая высокоавтоматизированная информационная среда оказывается в различной степени доступной для отдельных людей, организаций, регионов и стран мирового сообщества. При этом те люди, организации, страны и регионы, которые оказываются способными эффективно использовать возможности новой информационной среды общества для своего интеллектуального развития и решения других проблем, а также для целей научно-технического и социально-экономического развития, получают существенные преимущества перед другими субъектами мирового сообщества, которые при этом вытесняются на обочину современного процесса развития цивилизации. Так, например, по некоторым прогнозам, объем продаж товаров и услуг через сеть ИНТЕРНЕТ уже в 2000 году может достичь суммы в один триллион долларов США. Однако основную долю прибыли от этих продаж получат лишь те страны, в которых эта сеть будет в достаточной степени развитой. Что же касается современных средств информатики и новых информационных технологий, то их массовое использование уже сегодня создает беспрецедентные возможности не только для научно-технического, но и для социально-экономического развития общества. При этом, как было показано ранее, формируется совершенно новый, информационный уклад жизни и производственной деятельности человека и общества.
В структуре проблемы информационного неравенства целесообразно различать следующие три основных аспекта. 1. Личностно-социальный аспект, который связан с проблемой социальной адаптации человека в новой, быстро изменяющейся информационной среде. Именно здесь возникает новая форма социального неравенства людей — информационное неравенство. Снизить остроту этой проблемы призвана перспективная система образования, которая должна предоставить возможность всем членам общества получать необходимые знания и умения для того, чтобы правильно ориентироваться в новом информационном пространстве и эффективно использовать его возможности. 2. Социально-экологический аспект, который связан с национальной политикой той или иной страны в области развития информационной среды отдельных регионов и страны в целом, их информационной инфраструктуры, средств и методов доступа к информационным ресурсам и информационным коммуникациям, а также в области развития и практического использования информационных технологий и информационного законодательства. Решение этих проблем должно являться одним из важнейших направлений государственной политики в научно-технической, экономической и социальной сферах современного общества. 3. Геополитический аспект, который связан с неравномерностью развития процесса информатизации в различных странах и регионах мира, что объясняется не только различиями в научно-техническом и экономическом потенциалах этих стран, но также и уровнем развития образования в этих странах, а также степенью понимания их политическими лидерами основных тенденций и закономерностей современного этапа развития цивилизации. В решении этих проблем важную роль должны играть ведущие международные организации мирового сообщества и в первую очередь Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Есть основания полагать, что проблема информационного неравенства, находящаяся сегодня на начальном этапе своего развития, в ближайшие годы будет быстро нарастать и активно проявит себя уже в первом десятилетии наступающего XXI века. Основания для такого вывода дает анализ тенденций развития глобального процесса информатизации, а также степени его воздействия на положение той или иной страны в мировом сообществе. Этот анализ показывает, что в геополитическом плане процесс информатизации осуществляется крайне неравномерно и резко усиливает технологическую стратификацию стран мирового сообщества. Выступая в качестве мощного катализатора научно-технического процесса, информатизация существенным образом ускоряет развитие передовых стран, обрекая тем самым другие страны на все большее и большее отставание. Именно поэтому принимать меры по ослаблению негативных последствий развития глобальной проблемы информационного неравенства необходимо уже сегодня.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |