КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика. Общая педагогика и история педагогики
Учебник нового века
Учебник для вузов
Общая педагогика и история педагогики Педагогика и психология личности Педагогические задачи и ситуации Методы психолого-педагогической диагностики
Н. В. БОРДОВСКАЯ А.А.РЕАН серия УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА Н. В. БОРДОВСКАЯ А. А. РЕАН
Учебник для вузов Допущено учебно-методическим объединениемвузовРоссии по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Питер (С) Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000
Бордовская Нина Валентиновна Реан Артур Александрович
ПЕДАГОГИКА- УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ
Серия “Учебник нового века» Главный редактор В. Усманов Зав. гуманитарной редакцией М. Чураков Зав. психологической редакцией А. Зайцев Ведущий редактор М. Лебедева Литературные редакторы П.Выжлецов, В. Полищук Корректоры Т. Брылева, Н. Солнцева Художник обложки В. Королева Оригинал-макет подготовили М. Лебедева, Ю. Страшко
ББК 74я7 УДК 37. 01(075) Бордовская., Н.В. Реан А.А. Б82 Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство “ Питер”,2000. ¾ 304 с. –– (Серия «Учебник нового века») ISBN 5-8046-0174-1
Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии. Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания. Бордовская Н.В., 1999 Реан А.А., 1999 Серия, оформление, издательство “Питер”, 2000
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 6 Глава I. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА?............................................ 10 ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 10 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА...................................................... 15 ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА............................................................... 20 Основные категории педагогики....................................................... 24 Резюме................................................................................................ 27 ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ............................ 28 Вопросы и задания для самоконтроля.............................................. 30 Глава II. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА............................................. 31 ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ....................................... 31 Цели воспитания и самовоспитания................................................ 31 Воспитание как процесс.................................................................... 32 СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 39 ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ......................................................................... 43 МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ.................................................. 47 ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ.......................................... 54 История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.................................................................................................... 58 Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА....................................... 59 ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ................................................................................................... 59 Образование как система и процесс................................................. 64 Модели образования.......................................................................... 66 Возрастная динамика развития человека в процессе образования 74 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ................................. 81 Закономерности обучения................................................................. 83 Виды и стили обучения...................................................................... 86 Образовательные технологии........................................................... 93 Типы организации социальных отношений в процессе обучения..... 93 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ.............. 95 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ................................. 99 Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ......................................................................................................................... 104 РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ...................................................................... 104 ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 117 Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия 119 Инновации в высшей школе.............................................................. 121 СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 124 Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................................................................................................................... 135 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..... 135 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ...................................................... 144 СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА............................ 151 ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ......................................... 155 Глава VI. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ 162 ПРОЦЕССЕ............................................................................................ 162 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ..... 162 СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ......................................... 166 МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 175 Что такое мотивация?.................................................................. 175 Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности.... 176 Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи........................... 178 Профессиональная мотивация........................................................ 181 РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ.............. 192 Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.......................... 198 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ...... 198 Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников.................................................................................................... 199 Задачи по изменению отношения к учебе........................................ 200 Задачи по педагогической диагностике.......................................... 201 Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия.................................................................................................................. 204 Задачи на применение метода “ пример”...................................... 204 Задачи на выбор способа поведения............................................... 206 Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения............... 207 Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»........... 208 Задача на выбор варианта ответа................................................ 210 Задачи на переориентацию............................................................. 211 Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта.................. 213 Задача на усиление внимательности и самоконтроля................... 214 Задача на рост самостоятельности............................................. 214 Задачи на проявление и развитие творчества............................... 215 Проблемные задачи.......................................................................... 217 Задача на педагогическое стимулирование.................................... 217 Задачи самовоспитания.................................................................. 218 Задача на стимулирование к самовоспитанию.............................. 220 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ.................................................... 221 Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений..... 221 Ситуации самооценки..................................................................... 225 Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении..... 227 Ситуации пренебрежения и неуважения других............................ 227 Ситуация выбора профессии.......................................................... 228 Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам 229 Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов.................................................................................................................. 230 Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий.................................................................................................. 231 Ситуация стимулирования к самовоспитанию............................. 234 Ситуация стимулирования ко лжи................................................ 235 Ситуация молчаливого одобрения.................................................. 236 Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий..... 237 Ситуация выбора, приводящего к неудаче..................................... 237 Ситуация выбора критериев оценки труда педагога................... 238 Ситуации предъявления требований.............................................. 238 Ситуации предъявления требования-унижения............................. 240 Ситуация приведения примера....................................................... 241 Ситуации обвинения - ощущения несчастья.................................. 242 Ситуации доверия-лжи................................................................... 243 Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины............... 244 Ситуации подчинения и влияния среды.......................................... 245 Ситуация проявления ответственности....................................... 246 Ситуации убеждения...................................................................... 247 Ситуации риска............................................................................... 247 Ситуации оказания помощи........................................................... 249 Ситуация взаимопомощи................................................................ 251 Ситуация критики.......................................................................... 252 Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания)........................................................................................ 253 Ситуация самовыражения.............................................................. 253 Ситуации выражения своего отношения к человеку..................... 254 Ситуация расхолаживания и дезорганизации............................... 256 Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера 257 МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 257 Диагностика направленности личности........................................ 257 Диагностика профессиональной направленности личности......... 262 Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)........................................................................... 267 Изучение самооценки личности....................................................... 269 Диагностика и тренинг педагогической проницательности........ 272 Тест «Транзактный анализ общения»............................................ 274 Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) 275 Методика диагностики социально-психологического климата коллектива.................................................................................................................. 277 Тест «Восприятие индивидом группы».......................................... 281 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................. 284
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |