КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационные образовательные системы хх века
Резюме
История развития начальной, средней и высшей школы не только продолжает традиции конкретной страны, но и входит в мировой опыт. Поэтому говорят как об общих тенденциях развития школы и высшего учебного заведения, так и о национальной системе образования определенной страны. В процессе истории в различных странах сложились особые типы образовательных систем. Во всем мире, однако, в качестве универсального типа высшего образования принят университет. Об эффективности школы или вуза судят по общепринятым в мировой практике критериям и показателям. Соотношение университетского образования, науки и культуры рассматривается в разных аспектах:
• в историческом контексте, включающем в себя конкретные социальные институты как сферы развития и воспитания человека; • в рамках культурологической парадигмы высшего образования; • в условиях культурно-исторического типа университета как образовательной системы; • как модели мирового и национального университетского образования: • через анализ учебных планов, дисциплин, образовательных программ в системе университетов; • подготовки квалифицированных специалистов; •описания и прогнозирования образа выпускника университета как культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; • через раскрытие специфики университетской среды; • обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций в университете; • через инновационные процессы в системе высшего образования. К критериям оценки эффективности работы вуза относят две группы показателей: одну — для оценки вуза в рамках страны и всей системы высшего образования, другую — для оценки особенностей и динамики развития вуза.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте основные этапы развития школы и школьного образования. 2. Назовите виды школ, существовавшие в мировой практике. Какие из них функционируют в современной России? 3. Назовите основные тенденции развития школы в XX веке. 4. Чем отличаются современные школьные системы образования наиболееразвитых стран? 5. По каким критериям оценивают эффективность работы современной школы? 6. Можно ли оценить по этим критериям школы других исторических периодов развития общества? 7. Назовите первые в мире высшие учебные заведения. 8. Чем отличается университет от других видов высших учебных заведений? 9. Каковы основные признаки университета? 10. Что важнее для современного выпускника университета научная зрелость или профессионально-практическая готовность выполнять свою социальную роль. Каково соотношение между ними? 11. Может ли университетская политика ориентироваться только на потребности настоящего? 12. Какие парадигмы образования прошел университет в своем развитии? 13. Как меняется социальная ценность университетского образования в России и других странах? 14. По каким критериям оценивают деятельность современных высших учебных заведений?
Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; • в систему контроля и оценки уровня образования; • в систему финансирования; • в учебно-методическое обеспечение; • в систему воспитательной работы; • в учебный план и учебные программы; • в деятельность учителя и школьника. В историческом плане масштаб (объем) нового всегда относителен. Новизна носит конкретно-исторический характер, то есть она может возникать раньше «своего времени», со временем стать нормой или устареть. В процессе развития школы или вуза, а возможно, и образовательной системы в целом, учитывают: • абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов); • относительную новизну; • псевдоновизну (оригинальничанье), изобретательские мелочи. Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений: • в целях и содержании образования; • в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса; • в формах и способах организации обучения и воспитания; • в деятельности администрации, педагогов и учащихся. Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования: • локальные и единичные, не связанные между собой; • комплексные, взаимосвязанные между собой; • системные, охватывающие всю школу или вуз. Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют: • модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры); • комбинаторные нововведения; • радикальные преобразования. Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям. В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать: • потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; • воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения; • достижения комплекса наук о человеке; • передовой педагогический опыт; • интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок; • опытно-экспериментальная работа; • зарубежный опыт.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |