Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полярные выборы (максимальная привлекательность и отрицательное отношение) в профессиональных интересах учащихся с низкой удовлетворенностью профессией




Общая структура профессиональных интересов в группе учащихся с низкой удовлетворенностью профессией

    Тип профессии  
Показатели      
Человек— природа   Человек— техника   Человек— человек   Человек— знаковая система   Человек— художе­ственный образ  
Сумма рангов     156,5     148,5    
Итоговый ранг   III   Y   II   IY   I  

 

Таблица 7

    Тип профессии  
Показатели      
Человек— природа   Человек— техника   Человек — человек   Человек— знаковая система   Человек— художест­венный образ  
Доминирование интересов (число случаев)            
                   
Доминирование интересов (в процентах)   12,5   5,0   30,0   5,0   50,0  
                   

 

 

Примечание. Сумма процентов больше 100, так как возможны случаи одновременного доминиро­вания двух типов профессии.

циальности. Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профес­сионального обучения, но и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности.

В ходе проведения данного исследования, в процессе бесед и интервью выяс­нилось, что во многих случаях выбор был осуществлен при наличии очень смут­ных представлений о профессии. Показательно курьезное высказывание учащей­ся М. «Я думала, что профессия печатника связана с работой на пишущей машин­ке». Такое понимание профессии делало ее выбор всецело субъективным и неверно обоснованным, так как профессия секретаря-машинистки на деле отно­сится одновременно к типу «человек — знаковая система» и к типу «человек—человек». Ведущими для М. оказались интересы, связанные именно с последним типом профессий, тогда как специальность печатника-полиграфиста имеет мало общего с профессией секретаря-машинистки.

В настоящее время уже проведены исследования, из которых следует, что меж­ду профессиональными интересами и характерологическими особенностями лич­ности существует определенная связь. Например, установлено (Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев), что учащиеся, проявляющие интерес к сфере «человек — чело­век» (по опроснику ДДО Е. А. Климова), больше нуждаются в общении, лучше работают в группе, нежели по отдельности.

Те, кто проявляет интерес к сфере «человек—техника», обладают более высо­кой стойкостью аффекта и ригидным поведением, более реалистичны и независи­мы, более радикальны и склонны к экспериментам.

Для выбравших сферу «человек — художественный образ» характерна лабиль­ность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоци­ональная чувствительность.

Для учащихся, выбравших сферу «человек — знаковая система», характерны высокая ригидность поведения и стойкость аффекта, реалистичность и независи­мость.

У выбравших сферу «человек—природа» ярко выражена сензитивность, высо­кая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

Эти и другие данные позволяют, на наш взгляд, утверждать, что за результата­ми диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интере­сы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Професси­ональные интересы кристаллизуются и четко определяются частично по механиз­му позитивного подкрепления. Успешные начинания личности в тех или иных видах деятельности способствуют развитию и закреплению интереса к этим ви­дам деятельности.

В связи с такими представлениями трудно согласиться с существующей реко­мендацией, согласно которой прогнозирование успешности будущей профессио­нальной деятельности должно в большей мере опираться на характерологические особенности личности, чем на результаты диагностики профессиональных инте­ресов.

Вообще утверждением, что характерологические особенности всегда преобла­дают над профессиональными интересами, нужно оперировать очень осторожно. С одной стороны, действительно, характерологические особенности в целом бо­лее ригидны,чем интересы. Но, с другой стороны, ярко выраженные профессио­нальные интересы — как элемент в общей структуре мотивации личности — час­то оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влия­ют на удовлетворенность профессией в процессе обучения и на успешность дальнейшей деятельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражаю­щие потребности, интересы, убеждения, идеалы) — чрезвычайно важные (а при некоторых условиях и определяющие) факторы. От них зависит успешность про­фессионального обучения. Недаром В. Д. Шадриков заметил, что «принятие про­фессии порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом фор­мирования психологической системы деятельности». При этом понятно, что и от­рыв интересов от возможностей не оптимален. Поэтому не случайно в процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Дело облегчается тем, что профессиональные интересы и характе­рологические особенности личности, как мы только что видели, тесно связаны друг с другом.

Формирование устойчивого положительного отношения к профессии — один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. Здесь еще не­мало нерешенных задач. В современных условиях динамичного развития профес­сиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное реше­ние во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога — как на ста­дии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в про­фессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.