КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По проведению промежуточного контроля
В учебном процессе вуза применяются различные виды контроля – входной, текущий, промежуточный (рубежный), выходной и другие. Наряду с некоторыми общими целями каждый из них имеет специфическое предназначение. Особую роль играет промежуточный (рубежный) контроль. Своеобразие его заключается в том, что он ориентирован на проверку и оценку не всей совокупности знаний по предмету, а отдельного блока проблем. Отсюда еще одно его назначение – корректировать ход освоения студентом теоретического материала, помогать ему «выстраивать» полную и внутренне согласованную систему знаний по той или иной дисциплине. Ценность промежуточного (рубежного) контроля состоит преимущественно в содействии регулярной и последовательной работе студентов над предметом. Он стимулирует самостоятельность, заставляет постоянно быть в форме, требует повседневного усилия для устранения пробелов и движения вперед. Промежуточный (рубежный) контроль способствует систематическому и ритмичному изучению учебного материала в течение семестра, а также организации постоянной и непрерывной проверки глубины и качества его усвоения. Что необходимо для проведения данного контроля? Прежде всего, следует весь учебный материал разделить на блоки, имеющие определенное самостоятельное значение и включающие в себя, как правило, несколько близких по содержанию («родственных») тем курса. Данный блок должен обладать некоторой целостностью, логической завершенностью учебной информации, гибкостью структуры. Далее к каждому блоку предлагается тестовый материал для опроса студентов. Тестовый материал предназначено для изучения и усвоения основных положений данной дисциплины, расширения и закрепления знаний, приобретаемых в процессе прослушивания лекционного курса и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой. Важной особенностью тестирования является то, что оно служит эффективным инструментом оперативного и тотального опроса (рубежного контроля) студентов во время аудиторных занятий по широкому кругу вопросов в устной или письменной форме, а также с использованием обучающих компьютерных программ. Достаточно длительная педагогическая практика показала, что предлагаемая блочная система изучения теоретического материала и тестового опроса наиболее эффективна, так как внутри каждого блока темы логически взаимоувязаны. Кроме того, тестирование в значительной степени способствует повышению эффективности образовательного процесса и позволяет решить две основные задачи: 1. Объективно оценить успеваемость студентов на любом этапе их обучения. 2. Выявить тот круг вопросов, которые студенты усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание. В содержательном плане тестовые задания сформулированы таким образом, чтобы в процессе их использования можно было проконтролировать, насколько глубоко усвоены студентами понятийно-категориальный аппарат теории государства и права, признаки и особенности государственно-правовых явлений. Следует обратить внимание на то, что в тестовый материал включены три типа тестов. Первый тип тестов содержит три варианта ответов, один из которых правильный. Второй тип тестов в предложенных вариантах содержит два и более правильных ответа. В третьем типе тестов студентам предлагается определить видовую принадлежность перечисленных в задании явлений и признаков. Преподаватель может осуществлять контроль знаний студентов как по тестам отдельной темы курса, так и по двум и более темам, относящихся к одному блоку или к разным блокам, в зависимости от того на каком этапе обучения находится студенты. Исходя из вышеприведенной программы курса «Теория государства и права» и логики преподавания данной дисциплины есть смысл выделить следующие блоки: I. Темы 1–4 Тема 1. Предмет и метод теории государства и права. Тема 2. Происхождение государства и права. Тема 3. Основные понятия о государстве (3.1. Понятие, признаки и сущность государства. 3.2. Формы государства. 3.3. Функции государства. 3.4. Механизм государства, государственная власть, типология государств. 3.5. Государство в политической системе общества). Тема 4. Правовое государство. II. Темы 5–8 Тема 5. Правопонимание в юридической науке. Тема 6. Основные понятия о праве. Тема 7. Право в системе социального регулирования. Право и правосознание. Правовая культура. Тема 8. Правовое регулирование. III. Темы 9–14 Тема 9. Правотворчество и нормативные акты. Тема 10. Система права. Тема 11. Нормы права. Тема 12. Правовые отношения. Тема 13. Реализация права. Тема 14. Толкование права. IV. Темы 15–18 Тема 15. Юридические документы и юридическая техника. Тема 16. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность. Тема 17. Законность и правопорядок в современном обществе. Тема 18. Правовые системы современности. По каждому блоку на отдельных листах готовятся контрольные задания (несколько вариантов) и раздаются студентам. При ответе на них студент должен показать свои знания по данной совокупности проблем. В пособии в качестве приложения прилагаются 5 вариантов заданий к каждому блоку и обучающе-контролирующие тесты по каждой теме. Суть заданий заключается в следующем: 1) дать определение и перечислить признаки того или иного понятия; 2) правильно выбрать ответ на поставленный вопрос; 3) произвести классификацию понятий; 4) схематично показать соотношение понятий и т.д. Подобная методика проведения промежуточного (рубежного) контроля ориентирует студента не на пространные и неконкретные ответы (что обычно обозначается образным словом «вода»), а на краткость, четкость и точность. Данный контроль – своего рода микрозачет. Если студент не сдает его по I блоку, то не допускается к сдаче II и т.д. Преподаватель может не допустить студента и до зачета, и до экзамена по дисциплине, если не сдал микрозачеты по всем установленным блокам. Задание к блоку № 1 (1-й вариант) 1. Ответьте на вопрос: что является предметом теории государства и права? Как соотносятся предмет и объект ТГП? 2. Основные предпосылки возникновения государства и права. 3. Понятие и признаки государства. Проблемы понятия государства. 4. Гражданское общество как признак правового государства. 5. Форма правления. Соотношение монархии и республики. Задание к блоку № 1 (2-й вариант) 1. Покажите схематично систему методов теории государства и права. Что определяет метод изучения, познания объекта исследования? 2. Основные формы возникновения государства. Типология государств. 3. Сущность государства. Проблемы понятия сущности государства. 4. Понятие государственной власти. Теория разделения властей. 5. Понятие и структура механизма государства. Задание к блоку № 1 (3-й вариант) 1. Кратко охарактеризуйте частноправовые методы теории государства и права. 2. Теории происхождения государства и права. Их достоинства и недостатки. 3. Понятие формы государства. Проблема определения элементного состава формы государства. 4. Идея правового государства – насколько она реальна? 5. Функции государства, проблема определения и понимания. Задание к блоку № 1 (4-й вариант) 1. Охарактеризуйте функции ТГП. Чем они определяются? 2. Дайте сравнительную характеристику государственно-организован-ного и первобытного общества. 3. Форма государственного устройства – его значение и роль в форме государства. 4. Политическая система общества – состояние или процесс? Или что-то третье? 5. Проблема политического режима как элемента формы государства. Задание к блоку № 2 (1-й вариант) 1. Перечислите основные идеи социологической теории права. 2. Дайте определение правосознания и укажите основные элементы его структуры и его значение в МПР. 3. Принципы права и их значение. 4. Нравственная (естественно-правовая) концепция правопонимания и его истоки. 5. Правовое воздействие. Стадии правового регулирования. Задание к блоку №2 (2-й вариант) 1. Перечислите основные идеи естественно-правовой теории. 2. Перечислите признаки и отличия права от морали. 3. Нормативная концепция правопонимания и его истоки. 4. Сущность права, основные подходы. 5. Виды (формы) правового регулирования. Задание к блоку № 2 (3-й вариант) 1. Дайте определение права. Соотношение с типами права. 2. Перечислите основные идеи марксистской теории права. 3. Покажите схематично соотношение таких понятий, как «правосознание личности» и «правовая культура личности». 4. Предмет, сфера и пределы правового регулирования. 5. Социологическая концепция правопонимания и его истоки. Задание к блоку № 2 (4-й вариант) 1. Перечислите основные идеи исторической школы права. 2. Способы, методы и типы правового регулирования. 3. Правовая культура и ее значение в МПР. 4. Функции права и его социальное назначение. 5. Источники (формы) права, признаки и особенности. Задание к блоку № 3 (1-й вариант) 1. Дайте определение частного права и перечислите отрасли, относящиеся к нему. Критерии выделения частного права в системе права. 2. Дайте определение правовой системы. Покажите схематично соотношение понятий «право» и «правовая система». 3. Покажите схематично соотношение понятий «правовые нормы» и «социальные нормы». 4. Охарактеризуйте законы и подзаконные акты как источники права. 5. Непосредственные формы реализации права. Задание к блоку № 3 (2-й вариант) 1. Покажите схематично соотношение понятий «институт права», «отрасль права» и «подотрасль права». 2. Дайте определение нормы права и перечислите ее основные признаки. 3. Правотворчество и законотворчество, их соотношение. 4. Правосубъектность и субъективные права и обязанности. Их соотношение. 5. Интерпретационные акты и их отличие от других юридических актов.
Задание к блоку № 3 (3-й вариант) 1. Покажите схематично соотношение понятий «правовая система» и «система права». 2. Действие права. 3. Сложные случаи правоприменения, их причины. 4. Иностранцы как субъекты правоотношений. 5. Толкование по объему, его необходимость. Задание к блоку № 3 (4-й вариант) 1. Покажите схематично соотношение понятий «правовая система» и «правовая семья». 2. Дайте определение правоприменения и перечислите его основные признаки. 3. Содержание правоотношений: проблемы его определения. 4. Укажите различия таких юридических фактов, как юридический акт и юридический проступок. 5. Акта применения права: структура, содержание и форма. Задание к блоку № 4 (1-й вариант) 1. Перечислите основные принципы законности. 2. Покажите схематично соотношение таких понятий, как «преступление» и «правонарушение». 3. Покажите схематично соотношение таких понятий, как «правовой порядок» и «общественный порядок». 4. Юридический документ. Требования к содержанию и форме. 5. Особенности англосаксонской правовой системы. Задание к блоку № 4 (2-й вариант) 1. Дайте определение правонарушения и перечислите его основные признаки. 2. Юридическая техника – что это такое? 3. Объективно-противоправные деяния. Признаки и последствия. 4. Особенности традиционного права. 5. Виды юридических документов. Задание к блоку № 4 (3-й вариант) 1. Юридическая ответственность и его соотношение с правонарушением. 2. Способы обеспечения законности. 3. Правомерное причинение вреда, злоупотребление правом. 4. Особенности континентальной правовой системы. 5. Законодательная техника.
Задание к блоку № 4 (4-й вариант) 1. Проблемы и гарантии законности. 2. Правомерное поведение и его границы. 3. Признаки и состав правонарушения. 4. Меры юридической ответственности и проблема их соответствия правонарушению. 5. Особенности религиозной правовой системы.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |