Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный контроль и надзор. В сфере государственного управления финансами и кредитом важнейшее значение имеет государственный финансовый контроль за формированием государственных доходов




 

В сфере государственного управления финансами и кредитом важнейшее значение имеет государственный финансовый контроль за формированием государственных доходов и их рациональным использованием. В целях улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов Президент РФ 25 июля 1996 г. издал Указ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». В соответствии с Указом контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ был возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Минфин России (главное управление финансового казначейства), госналогслужбу, контрольно-ревизионные органы.

В современных условиях сложное финансовое положение страны (низкая собираемость налогов, неплатежи, расточительность в использовании бюджетных средств и т.п.) обусловило дальнейшее усиление государственного контроля за соблюдением финансовой дисциплины. Управленческая деятельность в этой сфере регламентирована Указом Президента РФ «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства РФ» от 14 мая 1998 г. и постановлением Правительства РФ «О мерах по укреплению финансовой дисциплины» от 12 мая 1998 г.

О контрольных функциях и полномочиях Минфина России, Банка России, налоговых органов уже шла речь. Сейчас следует особо выделить контрольные функции Федерального казначейства и некоторых других органов.

Так, Федеральное казначейство: проводит проверку денежных документов в органах исполнительной власти, в банках, на предприятиях, в учреждениях и организациях любых форм собственности, включая совместные предприятия. Оно вправе: получать от банков и других финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых объектов устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений, банков в случае непредставления (или отказа предъявить) бухгалтерских и финансовых документов; изымать документы, свидетельствующие о нарушении порядка исполнения федерального бюджета выдавать обязательные предписания о взыскании в бесспорном порядке средств, выделяемых из федерального бюджета и используемых не, по целевому назначению; налагать на банки и другие кредитные учреждения штрафы в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступающих в доход федерального бюджета; вносить в Банк России представления о лишении виновных лицензии на совершение банковских операций. Взыскание штрафов производится органами Госналогслужбы.

Значительный объем контрольной работы проводит также Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России. Он через главного контролера, контролеров-ревизоров и ревизоров контролирует соблюдение финансовой дисциплины и бюджетного законодательства федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями в форме документальных ревизий и проверок финансовой деятельности (например, проверки наличия денежных средств и денежных документов), организует аудиторский контроль. Должностные лица Департамента при обнаружении нарушений вправе ставить вопрос об отстранении виновных от должностей с передачей дела следственным органам.

Специальным постоянно действующим органом государственного финансового контроля в настоящее время является и Счетная палата РФ, образуемая Федеральным Собранием РФ и подотчетная только ему. Действует она на основе Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. Ее задачи: контроль за своевременным исполнением федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения денежных средств в Центральном банке РФ и других финансово-кредитных учреждениях, за функционированием банковской системы.

По результатам проверок и ревизий Счетная палата направляет проверяемым органам и юридическим лицам представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных должностных лиц к ответственности. Неоднократное или ненадлежащее исполнение предписаний Счетной палаты может повлечь за собой приостановление всех видов финансовых, платежных и расчетных операций (для этого требуется согласование с Государственной Думой).

Говоря о финансовом контроле, нельзя обойти молчанием и такую специальную его организационно-правовую форму, как Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России). Ее компетенция – регулирование и межотраслевая координация по вопросам, находящимся в ее ведении.

Главные задачи ВЭК России: проведение единой государственной политики в области контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; осуществление контроля за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; контроль за эффективностью использования кредитов в иностранной валюте и т.д.

ВЭК России проверяет финансовые документы, связанные с осуществлением экспорта и импорта товаров и услуг; вправе ставить вопрос о приостановлении внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий; дает обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных в результатепроверок нарушений и т.д.

В соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 30 апреля 1998 г. функции упраздненного Государственного комитета по обеспечению монополии на алкогольную продукцию переданы Министерству по налогам и сборам РФ. Соответственно оно осуществляет государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов; за соблюдением порядка декларирования в регулируемой сфере (анализ деклараций); за объемами производства, хранения и реализации этилового спирта, а также проводит лицензирование в названной сфере. К его административным полномочиям относится приостановление лицензий; запрещение или приостановление реализации этилового спирта и алкогольной продукции при нарушении стандартов, технических условий по их безопасности и качеству; осмотр производственных помещений независимо от их подчиненности и формы собственности. Фактически Министерство осуществляет специализированный финансовый контроль в этой сфере своей деятельности, руководствуясь при этом Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. В его структуре образовано Управление по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере.

Наличие многочисленных и серьезных нарушений бюджетной и налоговой дисциплины явились причиной образования экстраординарного органа при Президенте РФ. Имеется в виду Временная чрезвычайная комиссия, образованная 11 октября 1996 г. Ее решения оформляются указами и распоряжениями Президента, а также актами ПравительстваРФ. ВЧК по результатам проверок привлекает руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации, руководителей государственных предприятий и учреждений.

Действующее законодательство предусматривает административную ответственность за отдельные виды финансовых правонарушений (например, ст. 153–154, 1561 КоАП).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.