Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первобытная эпоха человечества. Происхождение человека и человеческого общества




Историческое сознание, его сущность, формы и сущность.

История как наука, ее предмет, цель и задачи.

Коэффициенты значимости параметров(экспертные оценки)

Номер пара­метра Вариант
                   
1. 0.2 0.2 0.2 0.21 0.21 0.21 0.22 0.22 0.22 0.23
2. 0.15 0.14 0.13 0.13 0.14 0.15 0.15 0.14 0.13 0.13
3. 0.19 0.18 0.17 0.15 0.14 0.14 0.15 0.16 0.17 0.18
4. 0.11 0.12 0.11 0.12 0.13 0.11 0.1 0.1 0.12 0.11
5. 0.1 0.15 0.08 0.12 0.11 0.14 0.15 0.1 0.11 0.09
6. 0.1 0.06 0.1 0.09 0.10 0.07 0.08 0.09 0.1 0.1
7. 0.05 0.05 0.07 0.07 0.08 0.08 0.04 0.11 0.06 0.07
8. 0.05 0.05 0.09 0.06 0.04 0.05 0.06 0.03 0.04 0.04
9. 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05

 

Номер пара­метра Вариант
                   
1. 0.2 0.2 0.2 0.21 0.21 0.21 0.22 0.22 0.22 0.23
2. 0.15 0.14 0.13 0.13 0.14 0.15 0.15 0.14 0.13 0.13
3. 0.19 0.18 0.17 0.15 0.14 0.14 0.15 0.16 0.17 0.18
4. 0.11 0.12 0.11 0.12 0.13 0.11 0.1 0.1 0.12 0.11
5. 0.1 0.15 0.08 0.12 0.11 0.14 0.15 0.1 0.11 0.09
6. 0.1 0.06 0.1 0.09 0.10 0.07 0.08 0.09 0.1 0.1
7. 0.05 0.05 0.07 0.07 0.08 0.08 0.04 0.11 0.06 0.07
8. 0.05 0.05 0.09 0.06 0.04 0.05 0.06 0.03 0.04 0.04
9. 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05

 

Номер пара­метра Вариант
         
1. 0.2 0.2 0.2 0.21 0.21
2. 0.15 0.14 0.13 0.13 0.14
3. 0.19 0.18 0.17 0.15 0.14
4. 0.11 0.12 0.11 0.12 0.13
5. 0.1 0.15 0.08 0.12 0.11
6. 0.1 0.06 0.1 0.09 0.10
7. 0.05 0.05 0.07 0.07 0.08
8. 0.05 0.05 0.09 0.06 0.04
9. 0.05 0.05 0.05 0.05 0.05

 

История-рассказ,повествование о каком-либо событии. К истории следует подходить с 2-х сторон как процесс развития природы и общества и как наука об этих процессах. История общества-совокупность конкретных и многообразных действий и поступков как отдельных людей, так и целых коллективов, находящ. в определ. взаимосвязи, составляющих все человечество. Предмет изучения-деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе Содержанием истории как отдельной науки служит исторический процесс. Основа исторической науки-собирание, систематизация о обощение фактов. Отец истории-Геродот. Муза-Клио.

Общественное сознание-совокупность представлений общества в целом и отдельных соц.групп о своем прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание-система знаний, совокупность представлений, взглядов, идей, концепций, традиций, обрядов, обычаев, посредством которых у индивидов, соц.групп, слоев, классов, народов, наций формируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Ступени формирования ист.сознания: 1. Обыденный (низший, простейший). Формируется непосредственно на основе жизненного опыта, когда ч-к является участником коллективных событий. Сознание – субъективно и эмоционально. Ч-к не в состоянии привести свои знания, переживания в систему. 2. Формирование под влиянием произведений худ.литературы, кино, СМИ, Интернет и т.д. 3. Развитие на уроках в школах. Здесь впервые получают знания в систематизирующем виде. 4. На основе выявлений тенденций, прогнозов на будущее. Носитель-историческая наука Носитель-ист.наука. Ист.сознание рассматривается системно.

 

 

Первый этап в развитии человечества – первобытно – общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют:
- каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н. э.);
- бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.);
- железный век (с I тыс. до н. э.).
В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).
Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготовлялись, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.
Первый этап определяется как предыстория хозяйства имматериальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно 1 млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.
Второй этап – примитивное присваивающее хозяйство приблизительно 1 млн. лет назад – XI тыс. до н. э., охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.
Третий этап - развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. н. э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях - и весь неолит.
Четвертый этап – зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IX – VIII тыс. до н. э. (поздний мезолит – ранний неолит).
Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII – V тыс. до н. э.
Помимо производства орудий, материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.
Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней, которую можно трактовать как основание легкого жилища. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудия. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели – из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.
На территории СССР остатки наземных жилищ, относятся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагающихся в разных частях жилища.
Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производственных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально – экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатация человека человеком, классов, государств.
Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.
Общая схема эволюции человека следующая:
- человек австралопитековый;
- человек прямоходящий (ранее гоминиды: питекантропы и синантропы);
- человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).
Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.
Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование, ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важные этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытно – общинного строя.

4.Древний мир: особенности древневосточных государств.

Древний мир — эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств.

Эта ведущая тенденция исторического процесса реализовывалась в условиях многообразия конкретных путей и форм общественного развития географически полностью или частично разобщенных народностей. Неоднозначность природно-климатических условий во многом определяла дифференцированность этого процесса. Не каждая страна проходила все его стадии, они протекали в государствах не одновременно и не одинаково. Древние страны окружал обширный мир племен, да и сами государства, общества, их обусловившие, были неоднозначны.

Поэтому история государства и права Древнего мира условно, в интересах изучения, делится на историю государства и права Древнего Востока и историю государства и права Античного мира.

Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период.

Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.

Важнейшим аспектом изучения истории этих государств является проблема взаимодействия природы и общества в условиях относительно низкого уровня развития производительных сил и соответственно высокой степени зависимости человека от окружающей среды. Не менее значима проблема причинно-следственных связей, обусловивших возникновение государства и права. Поэтому особое внимание уделяется ряду областей Древнего Востока, прежде всего долинам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, оказавшимся особенно благоприятными для обитания человека. Здесь раньше, чем в других регионах, получило развитие оседлое, основанное на ирригационной системе земледелие с относительно устойчивыми урожаями.

При этом выявились важные тенденции общественного и государственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение, сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.

Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Существовала определенная закономерность в становлении деспотической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно-общинного строя. Эти небольшие по территории так называемые номовые государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.

Исторически было обусловлено и развитие права стран Древнего Востока. Отражая тенденцию, присущую праву всех народов, находившихся на первоначальной ступени развития юридической мысли, оно долго оставалось обычным и лишь постепенно становилось писаным. Право состояло в основном из записей наиболее часто повторяющихся случаев из судебной практики. Выражая четко классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное предназначение. Важнейшие дошедшие до наших дней памятники права Древнего Востока — законы Хаммурапи (Вавилон) и законы Ману (Древняя Индия) — подтверждают как первое, так и второе. При этом законы Ману особенно отчетливо фиксируют один из первых в истории юриспруденции подходов к проблеме совмещения права и морали, права и религии. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как нарушение морально-религиозных предписаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.