Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфронтационная модель




Модели взаимодействий цивилизаций различных типов

Поиски нового типа цивилизационного развития активно ведутся во всех странах, особенно в западном мире, серьёзно озабоченном кризисными явлениями, которые породила техногенная цивилизация. Кризис приобретает глобальный характер и охватывает все сферы человеческого бытия: экономику, политику, культуру, экологию, антропогенные характеристики индивида и т.д. Разрабатываются сценарии выхода из этого кризиса. Если оставить в стороне откровенно апокалипсические прогнозы по поводу неизбежного "конца света", то предметом рассмотрения могут стать две модели, или версии, сценария взаимодействия цивилизаций.

Первая модель исходит из факта резкого обострения борьбы между странами за ресурсы планеты в ситуации их катастрофического истощения. Неизбежным результатом этой борьбы будет образование в планетарном масштабе групп государств, принципиально отличающихся друг от друга качеством жизни. В центре окажутся страны нынешней "семёрки", в которую стремится войти Китай и динамично развивающиеся страны Азиатского региона ("тигры", "золотые драконы"). Затем следует пояс стран со всё более понижающимся качеством жизни, которые служат источником дешёвой рабочей силы, природных ресурсов и размещения добывающих производств.

Вариантом этого сценария является концепция "золотого миллиарда", которая исходит из тезиса, что при глобальном истощении ресурсов возможности развивающихся стран достигнуть уровня экономически развитых стран и их качества жизни становятся всё меньшими. И соответственно уменьшаются их возможности войти в стадию постиндустриального развития.

Становление мирового порядка, реализующего эту модель, предполагает доминирование развитых стран над всеми остальными. На первых порах он может сопровождаться внедрением в различные страны внешних форм западной демократии и массовой культуры. Реальным результатом этого процесса может стать нивелирование культурных традиций и вырождение многообразия социально-исторических общностей, что, в свою очередь, обернётся вырождением самой демократии. Доминирование одних стран над другими способно реанимировать практику "двойных стандартов" и выхолащивание демократии внутри самих развитых стран. Демократические формы и институты вполне могут стать прикрытием для возрождения авторитарных способов правления. При этом не обязательно, чтобы авторитаризм был персонизирован, он может предстать в форме анонимной "теневой власти", выражающей интересы узких социальных групп, кланов, олигархий и манипулирующей общественным сознанием (современные информационные средства открывают для этого широкое поле возможностей).

Американский социолог Самуэль Хантингтон считает, что "принципиальный конфликт в глобальной политике будет происходить между нациями и группами различных цивилизаций. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике. Следующая мировая война, если она состоится, будет войной цивилизаций".

Хантингтон утверждает, что с окончанием холодной войны цивилизации как субъекты мировой политики приходят на смену нациям-государствам. Цивилизации определяются им как культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, но более всего религией. Он выделяет восемь основных цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латиноамериканская и, возможно, африканская. Взаимоотношения цивилизаций потенциально конфликтны, поскольку в основе их различий – ценности и убеждения, которые примирить сложнее, чем экономические и политические интересы. В классовых и идеологических конфликтах ключевым был вопрос: "На чьей ты стороне?" – и люди могли выбирать стороны и переходили с одной стороны на другую. В конфликте цивилизаций вопрос состоит в том "кто ты?". Это дано раз и навсегда и не подлежит изменению.

Кроме стремления к защите собственных ценностей и убеждений, цивилизации стремятся к приобретению власти. Власть – способ стать сильнее и, следовательно, лучше защитить свои интересы и ценности. Субъекты мировой политики действуют в условиях анархии, и не существует ничего, что сдерживало бы их стремления к власти и господству. По мнению Хантингтона, через международные экономические институты "Запад защищает свои экономические интересы и навязывает другим нациям ту экономическую политику, которая кажется ему правильной". Что касается международных институтов безопасности, то они существуют для осуществления Западом политического господства, чтобы управлять миром, защищая западные интересы и политические ценности.

Столкновение цивилизаций, согласно Хантингтону, происходит на макро- и микроуровнях. Макроуровень подразумевает международный уровень борьбы, столкновение цивилизаций на микроуровне означает угрозу внутренней стабильности государства в тех случаях, когда линия цивилизационных разломов проходит по их территории. Угрозу международной стабильности представляют конфликты в Европе между западным христианством и православием; повсеместно происходящие конфликты западной и исламской цивилизаций; конфликты православных и мусульман в Европе и Евразии; мусульман и индусов в Азии; конфликты Китая и Америки, Японии и США и т.д. Угрозу внутренней стабильности конфликт цивилизаций представляет для Турции, Мексики, России, поскольку эти три страны имеют особо высокий уровень культурной гетерогенности. Впрочем, опасность имеется и для США.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.