КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Биологический подход к жизни
Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека О жизни и смерти размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели литературы и искусства, педагоги и медики. В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает глубины его внутреннего мира. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь – смерть – бессмертие, так как все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Человеческая жизнь трактовалась как мир, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию. За небольшим исключением у всех времен и народов высказывания о жизни достаточно негативные. Жизнь – страдание (Будда, Шопенгауэр и др.); жизнь – сон (Веды, Платон, Паскаль); жизнь – бездна зла (древнеегипетские тексты). Жизнь каждого человека драматична: как бы удачно она не складывалась, как бы не была длительна – конец ее неизбежен. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные чуют приближение смерти, и их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиске уединения и успокоения. Смерть вообще – расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливейшее существо. Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом. Можно выделить три измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. Первое измерение – биологическое, ибо эти состояния являются по сути дела различными сторонами одного феномена. Давно уже была высказана идея панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Широко распространена концепция самопорождения и самопричинения жизни, когда с необходимостью порождается жизнь и мыслящий дух в одном мести Вселенной, если в другом он исчезает. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым не планете, с ее биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет ряд далеко идущих следствий. Из этой идеи вытекает право на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения. Право не жизнь на протяжении веков являлось предпосылкой всех человеческих прав, самым главным, фундаментальным из них. В наши дни с особой остротой обсуждается «право на смерть». В дискуссиях сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой – ее полную подчиненность общественным и государственным интересам (концепция патернализма). Добровольный уход из жизни – самоубийство – осуждалось религией, вплоть до того, что самоубийц запрещалось хоронить на кладбищах. Ныне, благодаря интенсивному развитию медицины, вопрос о жизни и смерти порой оказывается вопросом выбора. Причем этот выбор осуществляет не только человек, о жизни и смерти которого идет речь, но и другие лица. Когда процесс смерти находится под внеличным контролем, тогда «право умереть» становится проблемой: возникает вопрос, является ли право на жизнь не только правом, но и долгом или обязанностью, должно ли общество охранять жизнь человека вопреки его воле? Не случайно проблема эвтаназии – безболезненной кончины, тихой «блаженной» смерти, в особенности обреченного человека, и продления жизни искусственными средствами становится центральной в дискуссиях о патернализме.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |