Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение стихосложения в начальной школе




Пение

 

Пение начинается с пропевания гамм. На первых порах ребенок аккомпанирует себе на колокольчиках, затем на пианино. Это доставляет ему огромную радость. Спеть гамму пиано, потом форте, хором, по очереди, на два голоса (с опережением на одну ноту).

Музыкальные отрывки, используемые для ритмических упражнений

– «Мазурка», Бастианелли — под нее дети обычно ходят медленно;

– «Если б я был королем», А. Адам — под нее ходят плавно;

– «Галоп», Штраус — бег;

– Итальянская народная песня — прыжки;

– Катание на коньках — приставные шаги;

– «Marcia aquila», Вагнер — маршировка.


До сих пор считалось, что стихосложение нужно изучать только в средней школе. Но любовь наших детей к поэзии, развитое в них чувство ритма навели меня на мысль, что изучение стихосложения окажется естественным и органичным в начальной школе. Я обратилась за помощью к синьорине Марии Фанчелло, преподавателю литературы и моей коллеге. Она занималась с учениками разного возраста, следуя моим указаниям, и разработала способ обучения, позволяющий уже в начальной школе заложить основу литературного образования и в то же время подарить детям неиссякаемый источник радости и духовного подъема.

Ребенок, любящий стихи, умеющий оценить их красоту, а значит, вступающий в диалог с великими поэтами, вырастет новым человеком, не таким, как мы. Он будет как древние греки, которые, вдохновляясь поэзией и ритмичными движениями, создали бессмертную культуру.

Когда дети уже научились читать, стихи (они полюбились ученикам еще в Доме ребенка) становятся способом удовлетворения их страсти к чтению. Первое упражнение очень легкое. Нужно дать ребенку ста-, хи, состоящие из строф разного размера (строфы должны быть зрительно отделены друг от друга), чтобы он мог сосчитать строки. Сразу мы знакомим ученика с двумя новыми словами: строфа и строка (стих). Это отчасти напоминает упражнения с предметами, когда нужно было прикрепить к ним карточки со словами. Даже проще. Это почти примитивное упражнение.

Итак, строки посчитаны, строфы можно различать по количеству строк, их составляющих: терцет, четверостишие, пятистишие, шестистишие, октава. Это упражнение — лишь разбег перед прыжком.

Второе упражнение такое: найти рифмы в стихах и подчеркнуть их на листочке цветными карандашами. Для каждой рифмы — свой цвет. Это упражнение очень интересно 7-летним детям, но слишком просто и скучно для учеников 8-10 лет. Им можно предложить более сложную работу: обозначить буквами пары рифм, например аа, бб, ее. Так ребенок уясняет для себя типы рифмовки (парную, кольцевую, перекрестную).

Перечитывая стихи, чтобы уловить рифму, дети сами начинают обращать внимание на стихотворные размеры, замечают ритм строки. Один мальчик, читавший стихотворение, написанное анапестом, принялся ходить затем, приседая на третьем шаге, вскидывая вверх кулачок и приговаривая: татата', татата'. Он подчинился ритму стиха, как подчинялся музыкальному ритму. Такому ученику нетрудно расставить ритмические ударения в строке. Для этого мы приготовили листочки, где стихотворения напечатаны очень четко. Дети карандашом подчеркивают букву, на которую падает ритмическое ударение. Сначала мы предлагаем им равносложные строки, написанные правильным размером, затем случаи потруднее. Хотя ученики воспринимают всевозможные нарушения размера, разносложные строки скорее как интересную находку, чем как трудность. Они радуются новым необычным ритмам, музыке стиха.

Делить стихотворную строку на стопы (слоги) — в чистом виде сенсорное упражнение. Это как отбивать музыкальный ритм. Скандируя стих и загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры. Лучше сначала предложить знакомые ребенку стихи, в которых он уже расставил ритмические ударения. Тогда ученик сможет обратить внимание, на какой слог в стопе падает ударение. Простое наблюдение приведет его к пониманию законов стихосложения, он научится отличать основные двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Педагог назовет термины (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), а ребенок самостоятельно сформулирует определения этих размеров. Например, так: «Ямб — двусложный размер, где ударение падает на второй слог. В строке может быть несколько стоп (2–5)». Итоги наблюдений объединяются в таблице. Осталось только показать значки, принятые для записи стихотворных размеров (, U), и дети смогут составлять ритмические рисунки прочитанных стихов, тренироваться в определении их размера.

Ученики переходят от сенсорных упражнений к интеллектуальным. Фиксируют свои достижения графически. Исследуя объект, они открывают законы его жизни.

Приложения

Дневник индивидуальных наблюдений за ребенком

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.