Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Кризис рабовладельческой системы




 

Эксплуатировать чужой труд в античных государствах можно было только захватывая пленных на войне и превращая их в рабов. Захваченный в плен человек, оказавшись в чужой враждебной ему среде, терял способность к сопротивлению.

Такой способ эксплуатации имел важные особенности. Необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства были постоянные победоносные войны. Чтобы вести такие войны, было необходимо вооружение всего населения. Каждый мужчина был воином и изучал военное искусство. А это, а свою очередь, требовало демократического устройства: когда каждый гражданин вооружен, он может постоять за свои права. Правда, порядки при некоторых римских императорах не очень ассоциируются с демократией. Однако эти императоры действовали обычно от имени народа. И еще одно важное обстоятельство: тот классический рабовладельческий строй, который был в античных государствах, не мог быть сразу у всех народов: не могли все вести победоносные войны. В самом деле, побежденные и покоренные Римом или находились на стадии доклассового общества, или относились к азиатскому способу производства. Во II-III вв. н.э. наступил кризис рабовладельческой системы - рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства. Происходило возвращение от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались - Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов. Рабы становились дорогими, но дорогого раба нельзя эксплуатировать методами прямого принуждения, палки. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться повышения производительности его труда методами не принуждения, а материальной заинтересованности.

Изменения методов эксплуатации рабов можно проследить по сочинениям агрономов Рима. Агроном II в. до н.э. Като рассматривал раба как "говорящее орудие" традиционно для рабовладельческого способа производства. Он рекомендовал следить, чтобы раб не оказался без работы, чтобы он непрерывно приносил хозяину доход. Он заставлял до минимума свести расходы на содержание рабов: кормить самой дешевой пищей, одежду выдавать раз в год, а старую при этом отбирать, чтобы сделать из нее для тех же рабов новую одежду. Совсем другие методы предлагал агроном Варрон, который жил в I в. до н.э. Чтобы привязать раба к имению, он считал, надо разрешать рабу жениться, иметь детей, иметь собственность. Нужно создать условия, чтобы раб мог накопить некоторое имущество. Он запретил наказания, считал, что с рабами нужно советоваться по всем хозяйственным вопросам и т.д.

Итак, эти изменения начались еще до начала кризиса рабовладельческой системы, до начала деградации хозяйства. А далее возникали совсем новые формы эксплуатации. Чтобы материально заинтересовать раба, ему выделяют пекулий - самостоятельное хозяйство. Это могла быть ремесленная мастерская, участок земли. Определенную часть доходов раб должен был отдавать хозяину, платить ему оброк.

Рабу разрешалось иметь собственность, и эта собственность раба иногда становилась такой, что раб покупал собственных рабов и давал деньги в долг своему хозяину. Появились новые законы, по которым раба не только нельзя было убить или разрушить семью раба, т.е. продавать членов семьи в разные руки, но нельзя было даже отобрать у раба пекулии. Крупные землевладельцы стали сдавать участки своей земли крестьянам. Крестьянин - арендатор назывался колоном.

Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения, потому что пекулий и колонат были уже формами, соответствующими феодальным отношениям. Но все это уже не могло спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений были нужны крестьяне, а римские крестьяне были разорены и их разорение началось еще при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам. Разоренные крестьяне шли в города, но не для того, чтобы найти там работу. Рабовладельческие отношения воспитывали представление, что свободному человеку трудиться стыдно, что труд - занятие для рабов. И в городах росло число людей, неработающих и живущих на подачки знати.

Только в одном Риме уже в I в. до н.э. их насчитывалось около полумиллиона.

А с крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Теперь солдаты набирались преимущественно из тех же варваров-провинциалов, против которых они и должны были воевать. Им нечего было защищать.

Рим приходил в запустение. На римском форуме, где недавно решались судьбы народов, теперь росла густая трава и паслись свиньи. И когда с севера стали надвигаться новые варвары, Рим не мог устоять и пал под их ударами. Это произошло в V в. н.э.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.