Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Первобытное хозяйство восточных славян и его разложение




План темы

Тема 1. Экономическое развитие Киевской Руси, хозяйство русских земель в период феодальной раздробленности

ЧАСТЬ 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

 

Экономическое развитие Киевской Руси. Хозяйство русских земель в период феодальной раздробленности. Земледелие и промыслы у восточных славян. Переход от родовой к сельской общине. Строй военной демократии. Становление феодализма. Дружина и рождение боярского землевладения. Рабская и феодальная зависимость. Закупы, холопы и смерды. Системы и орудия земледелия. Города, ремесло и торговля. Экономическая основа феодальной раздробленности. Особенности торговых связей. Последствия монгольского завоевания. Перемещение экономических центров в район Москвы.

 

Первоначально предки славян заселяли степи между Днепром и Одером. Затем они начинают мигрировать. Одна часть славян движется на юг, на Балканы, и составляет впоследствии группу южных славян (народы Болгарии и Югославии), другая мигрирует на север и образует группу западных славян (народы Польши и Чехословакии), третья передвигается на Северо-восток, на территорию нашей страны. Таким образом появляется группа восточных славян.

В те времена значительно большую часть нашей территории занимали леса. Граница между лесом и степью проходила южнее, так что город Киев был построен среди лесов.

Постепенно углубляясь в леса и болота, продвигаясь из южных степей все дальше на север, славяне продолжали заниматься земледелием, не превратились в бродячих охотников, как их новые соседи - коренные лесные жители.

Однако земледелие здесь долго сохраняло специфический лесной характер - это было подсечно-огневое земледелие. Чтобы отвоевать у леса землю для посева, лес подрубали, деревья засыхали на корню, после чего их сжигали и золой удобряли почву. Затем этот участок засевали два-три года, пока удобренная земля давала хороший урожай, потом выжигали под поле новый участок леса.

Приблизительно к VII в. н.э. у славян главным орудием земледелия становится соха, и мотыжное земледелие сменяется пахотным. В условиях северных лесов с пнями и корнями деревьев плуг появиться не мог - он застрял бы на первых метрах, а легкая кленовая сошка перескакивала на корни и коряги.

С переходом с пахотному земледелию был связан и переход от подсечной к двухпольной и переложной системам. При переложной системе на поле сеялся хлеб несколько лет подряд до истощения почвы, затем это поле забрасывалось и распахивалось новое, а прежнее тем временем зарастало. Когда истощалось второе поле, могли вернуться к первому. При переложной системе наличная пашня делилась на два поля, одно из которых засевалось, а другое отдыхало под паром, причем чередование засеваемых полей происходило ежегодно.

С развитием производительных сил менялись и производственные отношения. Расчистка парки от леса задержала распад родового строя: подсечное земледелие требовало огромных затрат коллективного труда. Одна семья в тех условиях не могла вести самостоятельное хозяйство. Поэтому родовая патриархальная община, т.е. большая семья, состоявшая из родственников по мужской линии, вела общее хозяйство (не случайно слова "общий" и "община" в русском языке имеют один корень).

Община составляла небольшой поселок из деревянных жилищ, окруженный тыном, т.е. частоколом из заостренных и вертикально вкопанных в землю бревен. Такие укрепленные поселки принято называть городищами.

При переходе к пахотному земледелию, к переложной и двупольной системам, когда у леса для посевов были отвоеваны значительные площади, т.е. приблизительно с VII в., земледелие уже перестало требовать обязательного коллективного труда. Вследствие этого родовая община перерастает в сельскую, аналогичную общине-марке у франков. У восточных славян сельская община называлась "вервью" на юге и "миром" на севере. Русские крестьяне решали свои деревенские дела "миром" вплоть до Октябрьской революции.

Чем отличалась сельская община от родовой? Во-первых, тем, что теперь в поселке-городище могли жить не обязательно близкие родственники. Хотя это не главное и даже не обязательное отличие. В некоторых русских деревнях до последнего времени все жители имели одну фамилию - они все еще были родственниками.

Главное отличие заключалось в том, что общее хозяйство рода делилось на частные хозяйства отдельных семей. Появилась частная собственность. В общей, общинной собственности оставалась лишь земля, но для использования она теперь делилась между семьями; все же остальное имущество было в частной собственности.

Там, где появилась частная собственность, неизбежно выделяются слои богатых и сильных людей. Только не надо это представлять себе примитивно: внутри общины одни богатеют и становятся феодалами, а другие беднеют и попадают к ним в зависимость. Нет, у славян, как и у других народов, феодализм формировался сложным путем выделения военной верхушки.

Распад родовых общин, т.е. переход к сельским, по выражению академика Б.А. Рыбакова, был восстанием детей против отцов. Когда отдельные члены рода требовали имущественного выделения из общего хозяйства рода, то это было восстанием против прав родоначальника. Иногда в этой борьбе отцов и детей, особенно в начальный период, стремящиеся к самостоятельности члены рода объявлялись "изгоями", так называемыми изгнанниками из рода без имущества и без права на его покровительство. Тогда они были вынуждены искать защиты в более высокой инстанции - у вождя племени, в состав которого входил род, т.е. у князя.

Дело в том, что, как и у других народов на этапе перехода от родового строя к классовому обществу, у славян был строй военной демократии. Главным органом власти племени считалось народное собрание - вече. Вече выбиралось для ведения военных действий, защиты от врагов военного вождя. У древних греков такой военный вождь назывался василевсом, у римлян - рексом, у франков - королем, а у славян - князем.

С развитием производительных сил, а, следовательно, и накоплением прибавочного продукта, богатства, появляется возможность захвата значительной военной добычи. Учащаются столкновения ради захвата этой добычи. В связи с этим повышается значение военной дружины, возглавляемой князем. Сначала состав этих дружин был временный - они состояли из "отроков", т.е. молодых людей, не имевших еще своей семьи и хозяйства и выполнявших военную повинность. Однако потом некоторые "отроки", испытавшие сладость побед и вольной жизни, отказывались после окончания срока службы возвращаться в общины к крестьянской работе. Самый известный герой былин Илья Муромец, как только почувствовал "силу богатырскую", так, один лишь день, попахав на поле отца, поехал наниматься к князю дружинником. Охотно принимали к себе в дружину князья и изгоев. Так дружина приобретала все более постоянный контингент: теперь она состояла в основном из военных-профессионалов, рыцарей, оторвавшихся от общин и крестьянской жизни.

Эти люди и составили господствующую группу общества. Они были и самыми сильными как военные профессионалы, к тому же лучше вооружены, чем члены общин - земледельцы.

Таким образом, развитие производительных сил привело к распаду родовых общин, переходу к сельским общинам, к возникновению частной собственности, выделению богатой и сильной верхушки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.