Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет отечественной истории




 

Уважаемые первокурсники! Вы приступаете к изучению отечественной истории. Этот курс отличается от школьного по целям, содержанию и формам занятий. Его главная задача заключается не в повторе­нии или расширении знаний, полученных в школе, а в их углублении и систематизации; не в описании исторического процесса, а в его анализе.

Общество исследуется различными гуманитарными науками. Разобраться в сложных процессах, происходящих в социальной, политической и иных сферах деятельности человека, вам поможет изучение социологии,политологии и других общественных дисциплин. Но история в этом ряду занимает особое место. Она стремится показать развитие общества в целом, в единстве и многообразии.

Часто говорят, что история – это наука о прошлом, коллективная память человечества. Это верно, но лишь отчасти. Люди обычно стремятся забыть неприятные события. Историк такого права не имеет, он должен быть объективен, ведь минувшее задает программу настоящему. Человек не может изменить прошлого, но представления о нем меняются часто. Так, сегодня, благодаря археологическим открытиям, мы знаем о первобытном обществе гораздо больше, чем знали древние греки, жившие хро­нологически ближе нас к этому обществу, но имевшие о нем весьма смутное представление, называя его сча­стливым «золотым веком».

Особенно интенсивно история «переписывается» в периоды общественных кризисов, часто в угоду каким-то социальным группам, партиям, личностям, а не в интересах истины и общества в целом. Поэтому одна из задач нашего курса – дать, по возможности, объективное представление об отечественной истории и постараться помочь выработать навыки само­стоятельного анализа общественных процессов. Ведь от того, насколько верно мы оцениваем прошлое и настоящее, во многом зависит наше будущее.

При изучении истории, на наш взгляд, важно не только попытаться понять ее закономерности, логику, но и в какой-то степени вжиться в нее, почувствовать неровный пульс времени, сопричастность прошлому, настоящему и будущему своего народа, ощутить себя участником и творцом истории. Но разве может обычный студент или врач активно воздействовать на ее ход? Став студентами, вы сделали заявку на вступление в социальную группу российской интеллигенции. От глубины ее исторических знаний и обоснованности суждений в немалой степени зависят формирование общест­венного мнения и системы ценностей, решения, принимаемые политиками, да и в целом судьба России.

Формы занятий по нашему предмету разнообразны: лекции, семинары, экскурсии, самостоятельная работа с литературой, консультации, зачет и др. От вашего отношения к ним, особенно от активности в подготовке докладов, защите рефератов, в дискуссиях на семинарах будет зависеть не только эффективность наших занятий, но и выработка таких профессиональных качеств будущего врача, как умение обосновать свою точ­ку зрения и убеждать других, навыки работы с научной литературой и системного анализа. Последние крайне необходимы для формирований клинического мышления: человек, как и общество, – это слож­ный организм, и для того, чтобы поставить диагноз, определить стратегию лечения, необходимо знать, из каких систем он состоит, как они функционируют и взаимодействуют.

 

Теперь остановимся на некоторых важных современных теорети­ческих проблемах анализа исторического процесса, а также категориях и понятиях, с которыми нам предстоит работать. В советской исторической науке с 1930-х гг. безраздельно господствовала марксистская формационная теория. В 1990-е гг. она уступает место цивилизационному подходу к изучению и преподаванию истории. В чем их различие?

Люди давно пытались понять смысл своего существования и логику развития общества. В древно­сти и средние века, когда история еще не была наукой и в основном сводилась к составлению хроник «по царям», господствовали мифологические или религиозные представления о том, что все происхо­дит по божественной воле, а мир движется по кругу (циклу) от рождения к гибели и новому рождению. В новое время, особенно в эпоху европейского Просвещения (ХVIII в.), когда история начинает приоб­ретать черты логически обоснованной теории, утверждается идея о том, что не только Бог, но и человек может творить историю и при этом прогрессивно развиваться. Прогресс заключается в том, что общество становится все более разумным, справедливым и технически сильным. Великий немецкий философ XVIII–XIX вв. Г. Гегель, применив к анализу истории диалектику (учение о развитии), объединил обе названные модели исторического процесса – циклическую и прогрессистскую («векторную», «линейную»). В итоге появился образ раз­вития общества «по спирали». Всемирную историю Г. Гегель разделял на три этапа (витка спирали): Восточный мир, Греческий и Римский мир, Германский мир (Западная Европа в Новое время) [*].

 

В середине XIX в. К. Маркс, опираясь на учение Г. Гегеля, создал новую, оригинальную концепцию философии истории. Принципиальным отличием марксизма от всех предшествующих теорий было материалистическое понимание истории, при котором главной причиной прогресса считается рост материальных потребностей людей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что общество развивается не путем постепенной эволюции, а через качественные революционные скачки, обусловленные противоречиями между производительными силами и производственными отношениями. Разные типы производственных отношений (фео­дальный, капиталистический и др.) К. Маркс объединил заимствованным из геологии термином «фор­мация».

Формация, или способ производства, по Марксу, является базисом общества, определяющим тип надстройки – социальных, политических и духовных отношений (в советском обществоведении в понятие «общественно-экономическая формация» включались и базис и надстройка). Формационный подход к истории позволил представить ее как спираль, каждый виток которой – это новый, более прогрессивный способ производства. Всего их 6:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.