Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Канта о государстве и праве




Немецкая классическая философия права.

Политические и правовые учения в Европе в первой половине XIX века.

УЧЕНИЕ И. КАНТА О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ.

Политические и правовые взгляды Х. Вольфа.

На смену им идет консервативное истолкование естественно-правовых идей,попытка использовать их для апологии полицейского государства в период его расцвета Христианом Вольфом (1679-1754). Как и его предшественники, он не был чуждпередовым идейным веяниям, представлениям о свободе личности как о нормеестественного права. Однако практические выводы Вольфа из этих теоретическихпредставлений вполне соответствовали оправданию полицейского государства, котороепытались выдать за государство просвещенного абсолютизма.

Природа человека, по Вольфу, характеризуется стремлением ксовершенствованию. Разум указывает путь к этому – делай добро и избегай зла. Человекобязан следовать этому нравственному закону, в этом его право. Право, таким образом,выводится из нравственной обязанности.

От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ниодин человек не должен иметь власть над другим – все люди свободны.

С образованием государства народ ограничил свою свободу длясовершенствования составляющих его людей. Во имя этого же ограничено и природноеравенство людей. Точно так же каждый человек может ограничить свою свободу и отдатьсебя в рабство. Отсюда возникает власть одних лиц (господ) над другими (крепостными).Среди форм государства – демократии, аристократии, монархии и смешанной формы –Вольф считает лучшей монархию, ибо, по его мнению, монарх всегда представляет весьнарод.

Законы государства – практическая реализация естественного закона. Они даютсвободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей. Право – свободадействий для исполнения обязанностей. Рамки этой свободы определяются властью государства, властью просвещенного монарха, заботящегося об общем благе. Отсюдаследует оправдание полицейского государства.

 

 

Германия конца XVIII – начала XIX вв. представляла собой довольно отсталуюстрану по сравнению с передовыми европейскими державами. Назрела необходимостьпреодоления феодальной раздробленности и крепостничества, демократизации общества.Однако немецкие буржуа, напуганные кровавым террором Великой французскойреволюции, не стремились к радикальным преобразованиям. Недовольство горожан,народные восстания в разных районах не привели к общегерманской революции иобъединению страны.

Как следствие, такая политическая ситуация наложила отпечаток на идеиклассиков немецкой философии. Несмотря на то, что И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г.Гегель продолжают развивать идеи либерализма и правового государства, ихпроизведения не содержат пламенных призывов к преобразованию общества, которыеможно встретить у идеологов французской революции. Зато немецкая классическаяфилософия отличается академической стройностью и строгостью построений в вопросахобоснования правовой государственности, свободы, равенства людей. Немецкаяклассическая философия создала необходимую базу для дальнейшего развитиялиберально-правовых идей в Европе.

 

Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованиюлиберализма. Он задался целью истолковать эту платформу в качестве единственнойразумной, попытался подвести под нее специальный этический фундамент и такимобразом оправдать ее.

Краеугольным принципом кантовских воззрений является утверждение о том, чтокаждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, личность неесть орудие осуществления каких-то ни было планов, даже благородных планов общегоплана. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающейприроды, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственногозакона. Закон этот априорен и поэтому безусловен. Кант называет его «категорическимимперативом».

«Категорический императив» лишен у Канта связи с конкретными предметами, среальными эмпирическими событиями. Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоегоповедения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Илииными словами: «поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и влице любого другого как к цели и никогда только как к средству».

Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государстваопираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с нимсвои акции. Отступление от этого положения может стоить государству чрезвычайнодорого. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечиваетохраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Егомероприятия могут перестать находить в них внутренний отклик и поддержку. Людибудут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства.

И. Кант различает в праве три категории: естественное право, которое имеет своимисточником самоочевидные априорные принципы; положительное (позитивное) право,источником которого является воля законодателя; справедливость – притязание, непредусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением. Естественное право,в свою очередь, распадается на две ветви: частное право (регулирует отношенияиндивидов как собственников) и публичное право (определяет взаимоотношения междулюдьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политическогоцелого).

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным, чтодостигается через его наделение принудительной силой. Сообщить праву столь нужноеему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носительпринуждения. Необходимость государства (объединения «множества людей,подчиненных правовым законам») И. Кант связывает отнюдь не с практическими,чувственно осязаемыми индивидуальными, групповыми потребностями членов общества,а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру.Отсюда ясно, почему на государстве нет бремени забот о материальной обеспеченностиграждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье,просвещении и т.д. Благо государства составляет, по И. Канту, вовсе не решениеназванных и других аналогичных им задач. Под этим благом «не следует понимать благограждан и их счастье, ибо счастье может быть (как утверждает Руссо) скорее и лучшедостигнуто в естественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благомгосударства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции спринципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорическогоимператива» Выдвижение и защита И. Кантом тезиса о том, что благо и назначениегосударства – в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режимагосударства принципам права, дали основание считать И. Канта одним из главныхсоздателей концепции «правового государства»

Вопрос о происхождении государства И. Кант трактует почти по Ж.-Ж. Руссо,замечая при этом, что его (Канта) изыскания рациональны, априорны и что он имеетввиду не какое-либо определенное государство, а государство идеальное, каким онодолжно быть согласно чистым принципам права. Отправной пункт кантовского анализа –гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственныйдолг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить этопервоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе. Переход кпоследнему не носит характера случайности. Акт, посредством которого изолированныеиндивиды образуют народ и государство, есть общественный договор.

Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и всоответствии с категорическим императивом, все отдельные лица, составляющие народ,отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже вкачестве членов государства. Индивиды не жертвуют частью принадлежащей им свободыво имя более надежного пользования остальной ее частью. Просто люди отказываются отсвободы необузданной и беспорядочной, дабы найти подлинную свободу во всем ееобъеме в правовом состоянии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.