Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистая теория Ганса Кельзена




Еще одной разновидностью современного юридического позитивизма являетсянормативизм австрийского философа права Ганса Кельзена (1881-1973). Основная работа- «Чистая теория права». Под этим названием строилась теория позитивного права,которая в обеспечение своей чистоты, отказывается от познавательных усилий вотношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. «Чистота»юридической науки означает исключение из нее идеологических аспектов, изъятие любыхсоциальных аспектов, т.е. познания социальной реальности, рассмотрения права вовзаимосвязи с другими аспектами общественной жизни.

Предмет изучения теории права составляет законодательные нормы, их элементы,правопорядок как целое, его структура. Ганс Кельзен ставит жесткую задачу объяснитьправо само из себя как самостоятельную единицу, в отрыве от социального бытия.

Цель теории снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателяпониманием и описанием позитивного права их страны.

Наука должна описывать свой объект как он есть, а не предписывать: каким ондолжен или не должен быть с точки зрения некоторых специфических целостныхсоображений. Последнее есть предмет политики, которое имеет дело с искусствомгосударственного управления, с деятельностью направленной к познанию реальности.

Реальность, т.е. само существование позитивного права, не зависит от своегосоответствия или несоответствия со справедливостью. Чистая теория права рассматриваетсвой предмет как некую копию трасцентральной идеи («трансцентральный» - всхоластический философии то, что возвышается над всеми категориями и родовымипонятиями, выходит за пределы всякого опыта, выходит за пределы человеческогосознания), она проводит в то же время ясное различие между эмпирическим правом итрансцендентальной справедливостью путем исключения последней из своегорассмотрения.

Чистая теория права отказывается быть метафизикой права: «то, что не может бытьобнаружено в содержаниях позитивных юридических норм, не может войти в правовоепонимание». Чистая теория права - это скорее структурный анализ позитивного права,нежели психологическое или экономическое объяснение его фактов или моральных иполитических оценок его целей.

Общими источниками единства и значимости норм права выступает постулируемаячеловеческим сознанием основная норма. Она не является синтезом социальной базы иправа, ни нормой естественного права. Функция основной нормы, утверждал ГансКельзен, не аксиономическая, а познавательно-теоретическая, как предпосылка и условиеединства и значимости всех норм данной системы, основная норма являетсятрансцендентально-логической категорией познания.

С помощью основной нормы, согласно теории Ганса Кельзена, право достигаетединства, не прибегая к метаправовым источникам и образует ступенчатый порядок, вкотором низшие формы вытекают из высших. Высшая ступень права – конституция – черпает свою обязанность непосредственно в основной форме. Далее в нисходящейступени следуют законы и общие нормы. Низшую ступень образуют так называемыеиндивидуальные нормы, создаваемые судом и органами управления применительно котдельным правовым ситуациям.

В трактовке соотношения права и власть, право и государство позитивисткаятрадиция поступает наиболее отчетливо. Государство, рассуждает Кельзен, представляетсобой систему отношений подчиненности и господства, т.е. отношений, в которых воляодних выступает в качестве мотива для выступления других. Существо этих отношенийсостоит в том, что они образуют урегулированную систему принуждения. В этом качествеотношения господства и подчиненности, политические отношения относятся не к сфересущего, а к сфере должного. Но ведь то же самое, утверждал Ганс Кельзен, представляетсобой и право. Следовательно, заключает он, государство, как нормативный порядокчеловеческих отношений господства и подчинения, идентично праву. Государство естьотносительно централизованный правопорядок.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.