Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный план. 1. Теоретические основы системы понятий уровня и качества жизни




 

Введение

1. Теоретические основы системы понятий уровня и качества жизни

2. Анализ динамики уровня и качества жизни населения Российской федерации

3. Государственная политика по повышению уровня и качества жизни населения

Заключение

 

Основная литература

 

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. [Текст]. / Кушлин В.И. – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 48,5 с., [834] л.

2. Градов А. П. Национальная экономика. 2-е изд. — [Текст]. СПб.: Питер, 2005. — 240 с

3. Гурьев В.И. Основы социальной статистики. – [Текст].М.: Финансы и статистика, 1991

4. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – [Текст].М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 592 с.

5. Методологические положения по статистике. – [Текст].М.: Госкомстат России, 1996. – с.74

6. Национальная экономика: учебник [Текст]. / под ред. П. В. Савченко. — М.: Экономисть, 2005. — 813 с. — (Homo faber)

7. Политика доходов и качество жизни населения [Текст]/ Под ред. Н.А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003. – 653 с.

8. Региональная экономика: Учебник [Текст]/ Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.-666 с- (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова)

9. Региональная экономика: Учебник для вузов [Текст]/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 472 с.

10. Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни [Текст]/ Под ред. Н. П. Федоренко и Н. М. Римашевской. — М.: Наука, 1986

11. Социальная политика: Учебник [Текст]/ Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 736 с.

12. Стоимость жизни и ее измерение [Текст]/ Под ред. В. М. Рутгайзера и П. Шпилько. — М.: Финансы и статистика, 1991

13. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — [Текст]М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование)

 

Дополнительная литература

 

14. Жичкин Ю.В. К вопросу о необходимости совершенствования методики разработки баланса денежных доходов и расходов населения. Самарская область [Текст] // Вопр. статистики. - 2010.-№7. - С.19-21.

15. Зорин Н.И. Статистическое исследование бедности: региональный аспект. Статистика семьи [Текст] // Вопр.статистики. - 2011.-№5..

16. Камолов С. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики [Текст]// Власть. - 2008. - №12.

17. Колин К. Качество жизни в информационном обществе [Текст]// Человек и труд. - 2010.-№1.

18. Колин К. Качество жизни в информационном обществе [Текст]// Человек и труд. - 2010.-№1. - С.39-43.

19. Нефедов С.А. Уровень жизни населения в дореволюционной России [Текст] // Вопросы истории. - 2011.-№5.

20. Политика доходов и заработной платы: Учебник [Текст] / Под ред. П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000. - 456 с.

21. Плышевский Б.П. Россия в мире и евроазиатском регионе: уровень жизни. Исследование макроэкономических процессов. [Текст] // Вопр.статистики. - 2008.-№6.-с.25-29.

22. Роик В. Бедность: причины, следствия, пути преодоления [Текст]// Человек и труд. - 2010.-№1. - С.17-21.

23. Россия и страны мира. 2008.: Стат.сб. / Росстат. -[Текст] M., 2008. – 361 c.

24. Сафиуллин, А. Р. Экономика благосостояния. Теория и практика: учебное пособие [Текст] / А. Р. Сафиуллин. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 111с.

25. Сосунова И. Повышение качества жизни как цель устойчивого развития [Текст]// ЭКОС. - 2008.-№3.

26. Тимофеев Ю.В. Анализ эффективности социальных расходов. Индикаторы качества жизни [Текст] // Экон.анализ: Теория и практика. - 2010.-№13.

27. Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы [Текст]// СОЦИС. - 2010.-№1. - С.5-17.

28. Шрейдер В. Качество жизни как общественно-политическая проблема [Текст].// Власть. - 2008. - №5..

Тема 54. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО: СУЩНОСТЬ, ЭЛЕМЕНТЫ, ОЦЕНКА

 

Национальное богатство — наиболее обобщающая характеристика экономической мощи страны. Существует несколько принципиально разных подходов к его пониманию. В первой главе следует остановиться на раскрытии значения национального богатства и изменении его трактовки с развитием экономической мысли. Первое содержательное упоминание о национальном богатстве традиционно связывают со школой меркантилизма. Ученые считали, что богатство общества возникает только в торговле и выражается в количестве золота и серебра в национальной экономике. В работе раскройте ошибочность таких взглядов, пояснив, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит только обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Покажите, что считается источником богатства с точки зрения различных школ экономической теории. Кратко поясните смысл известного изречения В. Петти "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать". В чем заблуждался ученый, утверждая, что "богатство каждой страны заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". Далее дайте описание основной идеи французских физиократов Ф. Кэне, А. Тюрго относительно национального богатства и его связи с производительным трудом в сельском хозяйстве. Затем, следуя логике ученых классической школы политэкономии А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и др., докажите, что национальное богатство создается на всех стадиях общественного производства: на стадиях производства, обмена, распределения и потребления.

Покажите составные части национального богатства, пояснив причину неоднозначности в этом вопросе. В чем состоит трудность в количественной оценке национального богатства? Проведите сравнительный динамический анализ структуры национального богатства России.

Важнейшая часть национального богатства — вещественное богатство, представленное всей совокупностью накопленных материальных ценностей. Однако значительная часть результатов человеческого труда не находит своего выражения в вещной форме. Это, прежде всего, степень искусности населения, накопленных производственного опыта и знаний, достигнутого уровня как общей, так и производственной культуры, а также духовного, образовательного и интеллектуального уровней развития нации, ее здоровье. Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционная характеристика стран с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением дополняется новыми представлениями о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости.

Исторический анализ содержания понятия «национального богатства» завершите современной его трактовкой. Воспользуйтесь методологическими пояснениями системы национальных счетов, реализуемой в Российской Федерации. Согласно международным стандартам национального счетоводства – Системы Национальных Счетов (СНС) – национальное богатство рассматривается в широкой трактовке как сумма нефинансовых активов страны и ее чистых требований к остальному миру (п. 13.2 СНС). Оно представляет собой совокупность ресурсов страны (экономических активов), определяющих необходимые условия производства товаров, предоставления услуг и обеспечения жизни людей, и состоит из экономических объектов, ключевым признаком которых является возможность получения их владельцами экономической выгоды. Поясните разницу между национальным достоянием и национальным богатством. Каковы фундаментальные принципы значимости национального богатства в жизни российского общества?

Во второй главе работы покажите различные методы оценки национального богатства. Национальное богатство рассчитывается на определенную дату, охватывая весь период накопления национального достояния в рамках того или иного государства. Оно является основой определения возможностей для осуществления длительного и масштабного расширенного воспроизводства и улучшения материальных и социально-культурных условий жизни народа. Раскройте содержание понятий «актив» и «пассив» при оценке национального богатства. Используйте официальные документы, представленные Росстатом в разделе методологические пояснения.

Для приблизительной оценки национального богатства часто используют отношение ВВП к численности населения, поскольку, во-первых, показатель ВВП значительно полнее отражает результаты деятельности нации по сравнению с другими традиционными показателями, во-вторых, рост реального ВВП означает реальное увеличение доходов, расширение жилищного строительства, реализацию других целей социальной политики (включая расширение занятости). Однако при использовании ВВП на душу населения в качестве критерия национального богатства следует учитывать следующие недостатки:

1) в ВВП не включаются результаты деятельности домохозяйств по самообеспечению;

2) в ВВП не учитываются результаты функционирования теневой экономики;

3) в ВВП не полностью учитываются результаты функционирования социально-инфраструктурного комплекса (образования, здравоохранения, культуры и т.п.);

4) ВВП не отражает негативного воздействия производства на окружающую среду и т.д..

Для оценки национального богатства можно применять подход, предложенный в 1970-е гг. американскими экономистами У.Нордхаусом и Дж.Тобином, и рассчитывать показатель чистого экономического благосостояния, который призван скорректировать упущенные в ВВП характеристики национального богатства. Покажите, используя реальную статистику за последние пять лет, как меняется оценка национального богатства и его структурных компонент. Проведите анализ изменений и сделайте самостоятельно выводы о причинах.

В третьей главе покажите, за счет каких источников может происходить прирост национального богатства, какие из них использует Россия, а какие, на ваш взгляд, оказываются недооцененными в стратегических национальных документах и практических реализациях. Процесс увеличения национального богатства может происходить по двум принципиально разным путям. Национальное богатство может восприниматься как сумма индивидуальных богатств (индивидуалистический подход). Тогда решение индивидуальных проблем приведет к увеличению богатства в целом. В этом есть определенный смысл. Покажите возможность моделирования подобных ситуаций. Альтернативный патерналистский подход к оценке возможностей увеличения национального богатства строится на логике коллективных решений. Покажите парадоксы голосования, которые могут привести в тупик поиск решений относительно национального богатства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.