Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий 1 страница




Аварии, катастрофы и стихийные бедствия на планете многочисленны и разнообразны. Однако наиболее распространёнными и сложными с точки зрения ликвидации являются аварии на химически опасных объектах, на которых происходят одновременно пожары, взрывы, обрушения, утечки радиоактивных, сильнодействующих и иных опасных веществ, причиняющих огромные вредоносные последствия личности, обществу, государству. Например, на заводе по производству перхлората аммония в г. Гендерсоне (шт. Невада, США) в мае 1988 г. возник пожар, который вызвал серию взрывов огромной мощности. В результате погибло 2 человека, 350 человек пострадали. Непосредственный ущерб превысил 73 млн. дол., в прилегающих населённых пунктах было повреждено более половины из 17 тыс. зданий, повреждения наблюдались на расстоянии до 30 км от завода. При взрывах был разрушен подземный газопровод высокого давления, проходящий по территории завода. Сейсмические станции зарегистрировали колебания земли силой 2-3 балла по шкале Рихтера. Катастрофа в Гендерсоне имела серьёзные последствия не только для района бедствия, но и для страны в целом. Разрушенный завод являлся основным поставщиком твёрдого ракетного топлива, а прекращение поставок этого топлива могло затормозить работы по программе «Шаттл» и ракетам MX.

Таким образом, особая вредоносность аварий на объектах с наличием опасных веществ позволяет выделить их специфику и основы ликвидации.

Ликвидация аварий на объектах с наличием сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Следует помнить, что аварии на химически опасных объектах, и прежде всего с наличием СДЯВ, представляют собой совокупность результатов воздействия химического заражения на объекты, население и окружающую среду. В результате аварии складывается аварийная химическая обстановка. Главным поражающим фактором аварии является химическое заражение, глубины зон которого могут достигать десятков километров. Аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами. При авариях на объектах с высокой степенью пожаровзрывоопасности возникновение зоны заражения СДЯВ сопровождается, как правило, сложной пожарной обстановкой.

Масштабы и продолжительность заражения СДЯВ при аварии на химически опасном объекте обусловливаются: а) физико-химическими свойствами СДЯВ; б) количеством СДЯВ, выброшенных на местность, в атмосферу и на водную поверхность; в) метеорологическими условиями; г) характеристикой объектов заражения (для местности -наличием и характером растительного покрова, местами застоя воздуха; для источников воды - площадью поверхности, глубиной, скоростью течения, наличием грунтовых вод, состоянием берегов, характеристикой прибрежных грунтов; для населения - степенью защищенности от поражения СДЯВ, характером деятельности; для материальных средств - характеристикой материалов, подвергшихся заражению, в том числе их пористостью, наличием и составом лакокрасочных покрытий).

Воздушное пространство, местность, источники воды, население могут быть заражены СДЯВ в парообразном (газообразном), тонко - и грубодисперсном аэрозольном, капельно-жидком, жидком и твёрдом состояниях. СДЯВ в парообразном (газообразном) и тонкодисперсном аэрозольном состояниях заражают воздушное пространство, включая внутренние объёмы инженерных сооружений, и поражают людей и животных. Кроме того, воздушное пространство может быть заражено: при диспергировании, испарении СДЯВ и их десорбции с зараженных поверхностей; при распространении паров аэрозоля и СДЯВ в воздушной среде; при заносе СДЯВ в инженерные сооружения и другие объекты.

СДЯВ в результате сорбции их паров и аэрозолей заражают источники воды, технику и другие материальные средства, обладающие повышенной сорбционной способностью.

СДЯВ в грубодисперсном аэрозольном, капельно-жидком, жидком и твёрдом состояниях заражают людей, животных, технику, материальные средства, инженерные сооружения, местность и источники воды. Заражение продовольствия, пищевого сырья, фуража и воды (источников воды) происходит вследствие осаждения аэрозоля токсичных химических веществ или сорбции их паров из облака зараженного воздуха. Источники воды могут быть заражены также в результате попадания в них токсичных химических веществ с зараженной местности с дождевыми потоками и грунтовыми водами или непосредственно стока в них СДЯВ из разрушенных (поврежденных) промышленных и транспортных объектов.

Особую опасность представляет заражение непроточных источников воды высокотоксичными, хорошо растворимыми в воде и устойчивыми к гидролизу СДЯВ. В источниках воды большой ёмкости возможны случаи иокального заражения воды по площади и глубине.

Продолжительность химического заражения приземного слоя воздуха парами и тонкодисперсными аэрозолями в жидком или твёрдом состоянии может колебаться от десятков минут до нескольких суток. Продолжительность заражения (время естественной дегазации) местности, техники и других материальных средств СДЯВ в грубодисперсном аэрозольном, капельно-жидком, жидком состоянии может составить от нескольких часов до нескольких месяцев. Опасные концентрации СДЯВ в непроточных источниках воды могут сохраняться от нескольких часов до двух месяцев; в реках, каналах, ручьях - в течение одного часа; в устьях рек - до четырёх суток. Продолжительность заражения источников воды сильными СДЯВ (например, диоксином) может достигать нескольких лет.

Отличительной особенностью аварии с выбросом СДЯВ является то, что при высоких концентрациях токсичных веществ поражение людей происходит в короткие сроки. Поэтому решающее значение в этих условиях имеет оперативность выполнения мероприятий по ликвидации последствий аварии.

Действия подразделений отрядов (частей) должны быть направлены на спасение пострадавших и уменьшение размеров зоны заражения.

Боевые действия подразделений в зоне заражения имеют следующие особенности. Руководитель тушения пожара (РТП) с помощью инженерно-технического персонала объекта определяет состав, количество и место нахождения веществ, которые могут вызвать отравление, оценивает возможную номенклатуру СДЯВ.

При организации разведки пожара следует максимально привлекать специальные службы объекта для определения характера СДЯВ, уровня их концентрации и границы зон заражения. Для предварительных качественных и количественных оценок СДЯВ, выделившихся и разлившихся при пожаре, следует также использовать штатные средства, находящиеся на вооружении отрядов (частей): газоанализатор "квантометр 1000", химический газоопределитель ГХ-4, автоматический газоанализатор ГСА и АСП, войсковой прибор химразведки с индикаторными трубками ВПХР, ППХР. Личный состав, ведущий разведку качества и количества СДЯВ, должен действовать в защитных средствах, например в костюмах КИХ-4 и изолирующих противогазах.

По результатам проведённой разведки РТП инструктирует личный состав по мерам безопасности, определяет необходимые средства защиты органов дыхания и кожи (КИП, аппарат на сжатом воздухе, промышленные противогазы с аэрозольными фильтрами, костюмы, накидки, резиновые сапоги, перчатки, фартуки), порядок их доставки и обеспечения всех работающих на пожаре, формирование резерва защитных средств. Организует работу постов и дозоров по охране территории от проникновения посторонних лиц, не участвующих в тушении пожара. Вызывает представителей санитарно-эпидемиологической службы (или других специалистов) для контроля за концентрацией токсичных веществ и её изменениями во время ликвидации аварии.

Организует поиск и эвакуацию пострадавших из зоны химического заражения. Устанавливает место сбора пострадавших, где им оказывается первая помощь. Получив данные разведки, РТП определяет наличие специальных средств тушения и локализации проливов СДЯВ на объекте, и в случае необходимости организует их доставку к месту боевых действий.

В случае образования мощных облаков тонкодисперсных или капельно-жидких СДЯВ, грозящих распространиться за территорию предприятия и попасть на жилую застройку, РТП должен принять меры по организации осаиадения частиц облака тонкораспылёнными струями воды или специальными растворами.

В случае наличия течей СДЯВ из резервуаров и образования проливов СДЯВ необходимо принять меры по устройству заградительных преград, привлекая к этому персонал и технические средства объекта.

После ликвидации пожара личный состав совместно с рабочим персоналом и техническими службами предприятия принимает участие в утилизации проливов СДЯВ с помощью специальных средств, а также погрузку утилизированных остатков в специальные контейнеры.

При необходимости следует организовать пункты питания и отдыха для личного состава, ремонта и обслуживания технических средств, оборудования и снаряжения, связи, обеспечив их передвижными агрегатами для электроосвещения, устройствами для зарядки аккумуляторов, палатками и т. п.

После окончания работ личный состав, принимавший участие в боевых действиях, проходит санитарную обработку, профилактический медицинский осмотр, осуществляет дегазацию боевой техники.

При ликвидации последствий аварии, связанной со СДЯВ необходимо выполнять следующие меры/ устранять течи (испарения, высыпания) СДЯВ закрытием кранов, заглушкой отверстий, поднятием опрокинутых ёмкостей и т.д.; применять разбавителя или нейтрализующего вещества (разбавить водорастворимые жидкости, смыть опасные вещества для уменьшения парообразования, провести обработку места аварии тонкораспылённой водой для поглощения паров СДЯВ); сооружать плотин, обвалования и каналы для предотвращения розлива СДЯВ или организации его слива в безопасное место; осуществлять сбор и утилизацию СДЯВ, пропитанного грунта, зараженных предметов, дегазация которых затруднена или невозможна; удалять возможные источники воспламенения (в случаях аварий с пожаровзрывоопасными СДЯВ, причём начинать необходимо с удаления возможных источников нагревания, искрения и трения, расположенных с подветренной стороны.

Меры безопасности. При ликвидации аварии на химически опасных объектах необходимо строго выполнять меры безопасности. Наиболее важными из них являются: использование индивидуальных средств защиты и убежищ с режимом изоляции; применение антидотов и средств обработки кожных покровов; соблюдение режимов поведения (защиты) на зараженной территории; эвакуация людей из зоны заражения; санитарная обработка людей, дегазация одежды, территории, сооружений, транспорта, техники и имущества.

В случае отсутствия индивидуальных средств защиты или их повреждения необходимо стремительно выйти из зоны заражения, задержав дыхание насколько возможно. Для защиты органов дыхания можно использовать подручные изделия из тканей, смоченных в воде, меховые и ватные части одежды. При закрыванииими органов дыхания снижается количество вдыхаемого газа, а следовательно, и тяжесть поражения.

При движении на зараженной местности необходимо строго соблюдать следующие правила: двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли; не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих предметов; не наступать на встречающиеся на пути неизвестные жидкости или порошок; не снимать средства индивидуальной защиты до распоряжения; при обнаружении капель СДЯВ на коже, одежде, обуви, средствах индивидуальной защиты снять их тампоном из бумаги, ветоши или другого материала. После выхода из зоны заражения необходимо пройти санитарную обработку.

В жилые и производственные здания, подвалы и другие помещения на территории, где местность подверглась или могла подвергаться заражению, входить без средств защиты разрешается только после контрольной проверки содержания СДЯВ в помещении.

Ликвидация аварий на радиоактивно зараженных объектах. Целью действия сил и средств отрядов (частей) в радиоактивно зараженной зоне является: тушение пожаров и выполнение специальных видов работ непосредственно на аварийном объекте; организация профилактики и тушения пожаров при эвакуации населения в режимной зоне в условиях нарушения сложившихся управленческих связей.

Основным требованием при действии в этих условиях является организация защиты личного состава от воздействия ионизирующих излучений.

Личный состав, привлечённый к выполнению задания в радиоактивно зараженной зоне, приравнивается к персоналу категории А, на который распространяются действующие нормы радиационной безопасности НРБ-76/87 и основные санитарные правила ОСП-72/87. Согласно этим нормам устанавливаются два класса нормативов: а) основные дозовые пределы; б) допустимые уровни, соответствующие основным дозовым пределам.

В качестве основных дозовых пределов устанавливается предельно допустимая доза за год (ПДД), которая для категории А составляет: для первой группы критических органов (всё тело, красный костный мозг) - 5 бэр; для второй группы критических органов (мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, печень, почки, селезёнка, желудочно-кишечный тракт, лёгкие, хрусталик глаза и другие органы за исключением перечисленных в 1-й и 3-й группах) - 15 бэр; для третьей группы (кожный покров, костная ткань, предплечья, лодыжки и стопы) - 30 бэр.

Для практической реализации основного принципа радиационной безопасности - снижение дозы до возможного низкого уровня - Государственная противопожарная служба МВД России и органами санитарного надзора устанавливаются контрольные уровни. Если потенциальную аварийную дозу предвидеть невозможно, то облучение личного состава выше дозовых пределов может быть разрешено только тогда, когда нет возможности принять меры, исключающие их превышение, и может быть оправданно лишь спасанием людей, предотвращением развития аварии и облучения большого числа людей.

Личный состав, привлекаемый к выполнению работ, должен знать: порядок осуществления дозиметрического контроля при тушении пожара (ликвидация последствий аварии); средства и способы санитарной обработки личного состава и дезактивации пожарной техники и вооружения; правила приёма радиопротекторов.

При прибытии к месту ведения работ начальник отряда (части) обязан в кратчайшие сроки получить задачу на выполнение боевой работы (если задача поставлена в пути следования, то производит её уточнение на месте).

При организации боевых действий по ликвидации аварии на радиоактивно зараженной местности или объекте начальнику отряда (части) необходимо', установить вид и уровень радиации, границы опасной зоны и время работы личного состава на различных участках; приступить к тушению пожара только после получения письменного разрешения администрации предприятия, в том числе и в нерабочее время; по согласованию с администрацией объекта выбрать огнетушащие средства; при необходимости обеспечить личный состав специальными медицинскими препаратами; организовать через администрацию объекта дозиметрический контроль, пункт дезактивации, санитарной обработки и медицинской помощи личному составу; обеспечить тушение открытых технологических установок с наличием радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений с наветренной стороны; применять распылённые струи воды для уменьшения зоны распространения радиоактивных аэрозолей; по согласованию с администрацией задействовать системы вентиляции и другие средства; выполнять работы с привлечением минимально необходимого количества личного состава, обеспечив его изолирующими противогазами с масками, средствами индивидуального и группового дозиметрического контроля, защитной одеждой; вывести из зоны радиоактивного заражения и немедленно направить на медицинское обследование личный состав, подвергшийся однократному облучению в зоне выше 5 предельно допустимых доз (ПДД); создать резерв сил и средств, звеньев газодымозащитной службы (ГДЗС), защитной одеждой и приборов индивидуального и группового дозиметрического контроля, который должен находиться вне зоны радиоактивного заражения; расставить у входа в зону радиоактивного заражения пост безопасности, возглавляемый лицом среднего или младшего начальствующего состава; после пожара организовать санитарную обработку личного состава, работавшего в опасной зоне, и выходной дозиметрический контроль; провести дезактивацию и дозиметрический контроль противогазов, одежды, обуви, снаряжения, пожарной техники.

При ликвидации аварий в условиях сильного ветра необходимо: производить тушение огня мощными струями; создавать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара; организовывать наблюдение за состоянием и защиту объектов, расположенных с подветренной стороны, путём выставления постов и направления дозоров, обеспеченных необходимыми средствами; в особо угрожающих случаях создавать на основных путях распространения огня противопожарные разрывы, вплоть до разборки отдельных сгораемых строений и сооружений; предусмотреть возможность активного маневра (передислокации, отступления и др.) силами и средствами в случае внезапного изменения обстановки, в том числе направления ветра.

При ликвидации аварий на объектах с наличием взрывчатых материалов (ВМ), начальнику отряда часто необходимо:

установить вид опасных факторов, наличие и размер опасной зоны, местонахождение и количество ВМ, а также способы их эвакуации, состояние технологического оборудования и установок пожаротушения, задействовать исправные установки пожаротушения;

установить единый сигнал опасности для быстрого оповещения работающих в опасной зоне и известить о нём личный состав; вводить в действие в пределах опасной зоны стволы "А" и лафетные, учитывая степень чувствительности ВМ к детонации от удара компактных струй, а также при нахождении в расплавленном (пластичном) состоянии применять воду, распылённую воду; одновременно с тушением проводить охлаждение технологических аппаратов, которым угрожает воздействие высоких температур, орошение негорящих открытых ВМ, а при возможности эвакуировать ВМ; соблюдать осторожность при эвакуации ВМ, разборке и вскрытии конструкций, чтобы не вызвать взрыв в результате механических воздействий; прокладывать рукавные линии в направлении углов зданий и сооружений, используя по возможности защитную военную технику; при горении твёрдых ВМ в герметичных аппаратах принять меры к их интенсивному охлаждению, разгерметизации и подаче огнетушащих веществ внутрь аппарата; предусмотреть резервный вариант развёртывания сил и средств от водоисточников, находящихся вне зоны возможных повреждений; предусмотреть защиту личного состава и пожарной техники от поражения взрывной волной, осколками и обломками разлетающихся конструкций с использованием бронежилетов, металлических касок военного образца, различного рода укрытий (обваловки, капониры, тоннели); организовать разведку и вести непрерывное наблюдение за изменением обстановки на пожаре, в первую очередь, за окружающими складскими помещениями и сооружениями, имеющими наибольшую загрузку ВМ, в целях своевременного определения новых границ опасной зоны и вывода за её пределы личного состава и техники; выставить постовых со средствами тушения для ликвидации новых очагов пожара, возникающих от разлетающихся во время взрыва горящих частей зданий и материалов.

Тушение лесных пожаров осуществляют захлёстыванием, засыпкой грунтом, водой и химикатами. Для тушения химикатами в большинстве случаев применяют ранцевую аппаратуру, заполняемую водными растворами хлористого магния, монофосфата, диаммонийфосфата, сульфата аммония в концентрации 15 -20%. Эффективны при тушении водные растворы смачивателей, подаваемые на горящую кромку пожарными машинами.

При тушении низовых пожаров применяют следующие тактические приёмы: тушение кромки горения по всему периметру площади пожара (при достаточном количестве сил и средств в данный момент); тушение пожара по фронту двумя группами формирований с последующим продвижением к флангам (когда сил и средств в данный момент недостаточно); тушение кромки пожара в тылу двумя группами формирований с последующим охватом и продвижением к фронту площади пожара (при слабой интенсивности горения и недостатке сил и средств).

Наряду с непосредственным тушением низовых пожаров средней и сильной интенсивности горения устраивают заградительные минерализованные полосы или канавы с целью расчленения района пожара на участки и ограничения его распространения. Для этого применяют ручные орудия труда, тракторные и конные плуги, грунтомёты, полосопрокладыватели, бульдозеры, специальные агрегаты с навесными почвообрабатывающими орудиями, канавокопателями, а также взрывные способы.

В зависимости от скорости распространения горения и вида применяемого орудия заградительные полосы (канавы) прокладывают одинарными и двойными. Желательно, чтобы своими концами полосы упирались в какие-либо естественные преграды.

Наиболее распространённым способом локализации и ликвидации верховых пожаров является отжиг (пуск встречного огня) от опорных рубежей: дорог, речек, минерализованных полос и других. Этот способ можно также применять при низовых пожарах средней и сильной интенсивности распространения огня. Ширина выжигаемой полосы должна быть равна трёхкратной глубине кромки низового и не менее 100 - 200 м перед фронтом верхового пожаров. Опорный рубеж (полоса) должен полностью окружать очаг пожара или своими концами упираться в препятствия, препятствующие распространению огня. Перед началом отжига убирают весь подрост, подлесок и валежник, находящиеся ближе 5 м от опорной полосы, перебрасывают их за опорный рубеж или оттаскивают в глубь леса с целью недопущения перехода огня на участки, расположенные за опорной полосой пожара.

Для проведения отжига две группы формирований расходятся от центра фронта опорного рубежа в противоположные стороны и зажигают напочвенный покров на участке 20-30м. После того как огонь отойдёт от опорной полосы на 2-3м, зажигают следующий участок. Для ускорения распространения огня поджог может производиться не только вдоль опорной полосы, но и перпендикулярно к ней через каждые 6-8м (пуск гребёнкой). Глубина таких "зубцов" не должна превышать 3-4 м.

Перед началом отжига необходимо убедиться, что между опорным рубежом и фронтом пожара отсутствуют люди, а в тылу отжигаемой полосы выставлены посты для ликвидации возможных очагов горения от искр, перелетающих через опорный рубеж. Отжиг лучше осуществлять поздно вечером или рано утром. Нельзя применять отжиг на участках хвойного молодняка, так как низовой пожар может перейти в верховой. В этом случае хвойный молодняк необходимо вырубить и убрать.

ТЕМА 8. ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Безопасность жизнедеятельности в Российской Федерации - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основным субъектом обеспечения безопасности являются законодательные, исполнительные и судебные органы государства. Однако непосредственная реализация функций в сфере безопасности возлагается на органы, образующиеся в системе исполнительной власти. Это: Вооружённые Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц; налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни; природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Наряду с органами государства субъектами безопасности являются граждане, общественные и иные организации и объединения, которые совместно с законодательством образуют систему безопасности Российской Федерации.

Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключёнными или признанными Российской Федерацией.

Деятельность по обеспечению безопасности "жизни" строится строго на законодательной основе. Её составляют: Конституция Российской Федерации, Закон РФ "О безопасности", законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключённые или признанные Российской Федерацией[4].

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность.

В соответствии с законодательством безопасность жизнедеятельности достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для непосредственного решение задач по обеспечению безопасности субъектам делегируются соответствующие полномочия.

Учитывая разнообразие угроз и видов безопасности (экологическая, уфологическая, санитарная, экономическая, физическая и др.), а также частоту и тяжесть экстремальных ситуаций, рассмотрим: а) основные функции органов управления по предупреждению и ликвидации ЧС[5] и б) полномочия граждан и руководителей предприятий в области пожарной безопасности.

Функции органов управления по предупреждению и ликвидации ЧС.

Минстрой России: разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, методов и средств изучения, оценки и прогнозирования опасных природных и техногенных процессов; разработка новых и совершенствование существующих методов инженерной защиты территорий, нормативное обеспечение строительства и инженерной защиты хозяйственных объектов в экстремальных условиях, руководство созданием и функционированием подсистемы защиты городов и населенных пунктов от воздействия опасных природных и техногенных процессов в Российской системе предупреждения и действия в ЧС; разработка методологии проведения расчетов ущерба и потребности материально-технических ресурсов при проведении спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации ЧС.

МВД России: обеспечение общественного порядка и охрана материальных и культурных ценностей при ЧС; тушение пожаров и проведение первоочередных аварийноспасательных работ при ЧС; руководство созданием и функционированием подсистемы службы противопожарных и аварийно-спасательных работ российской системы предупреждения и действия в ЧС.

Федеральная служба контрразведки России: - предоставление МЧС России и руководящим органам территориальных, функциональных и ведомственных подсистем РСЧС информации о возможных предпосылках и характере ЧС, об их причинах, о планах, намерениях и конкретных действиях преступных групп и отдельных лиц по умышленному созданию ЧС; осуществление мероприятий по обеспечению государственной безопасности при ЧС, в том числе на режимных объектах и объектах с особым режимом, в районах, закрытых для посещения иностранцами, а также при оказании иностранными государствами содействия по ликвидации ЧС в России; участие при необходимости специальных сил и средств органов безопасности в работе при ликвидации ЧС, в том числе в ситуациях, созданных в результате действия террористов и других экстремистских органов.

Министерство здравоохранения России: руководство созданием и функционированием подсистем или службы экстренной медицинской помощи в ЧС РСЧС; организация работ по оказанию медицинской помощи в районах ЧС; создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств при ликвидации ЧС.

Министерство иностранных дел: содействие в развитии международных связей в области предупреждения и ликвидации ЧС, оказания взаимной помощи при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Министерство науки: организация и проведение научных исследований в интересах совершенствования и развития российской системы предупреждения и действия в ЧС; координация и оказание государственной помощи в проведении этих исследований; организация подготовки кадров специалистов для РСЧС.

Министерство экономики. Минтопэнерго. Минатом России: - организация, наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий, катастроф на объектах Министерств; координация работ по размещению объектов министерств с учётом промышленной и экологической безопасности; участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных и профессиональных аварийно-спасательных подразделений, входящих в РСЧС; руководство созданием и функционированием соответствующих ведомственных подсистем РСЧС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.