КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс Экономика для студентов очной формы обучения по направлению подготовки (03.09.00. – Юриспруденция, квалификация – бакалавр)
Москва Автор: Щеглов А.Ф., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально- гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия.
Рецензенты: Цинделиани И.А., кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой финансового права Российской академии правосудия; Ершова Н.А., кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой экономики Российской академии правосудия.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 03.09.00.62 – бакалавр юриспруденции. Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Государственного образовательного учреждения высшего профессионально образования «Российская академия правосудия» (протокол № ___3___от 18 октября2011 г.). Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № _______ от__________20___г.).
С Российская академия правосудия, 20 11 С Щеглов А.Ф., 20 11 Содержание
1. Введение……………………………………………………………4-9
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………10
3. Тематический план ………………………………………………..11-14
4. Программа курса ………………………………………………….15-28
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..29-99
6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя……………………………………………………100-106
7. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………...127-132
8. Литература………………………………………………………..107-126
9. Приложения: Приложение 1……………………………………………………..133-137 Приложение 2……………………………………………………..138-144
Дисциплина «Экономика» относится к учебным дисциплинам базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки 03.09.00.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). Предметом дисциплины «Экономика» является процесс принятия хозяйствующими субъектами (домохозяйствами, предприятиями (организациями) и государством) решений, связанных с рациональным и эффективным использованием ограниченных ресурсов, имеющихся в их распоряжении. Все явления и закономерности этого процесса рассматриваются в основном на двух уровнях исследования – микроэкономическом и макроэкономическом. Кроме того, учитывая переходное состояние отечественной экономики, в содержание учебной дисциплины с одноименным названием включено изучение ряда проблем ярко выраженной социально-экономической направленности. Овладение курсом невозможно без знаний, получаемых при изучении других дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока («Философии», «Логики», «Политологии»), а также дисциплин естественно-научных («Математики», «Прикладной информатики»). В свою очередь, прочное усвоение экономических знаний является условием успешного изучения целого ряда профессиональных дисциплин юридического профиля: «Гражданского права», «Финансового права», «Налогового права», «Трудового права». Главной целью изучения дисциплины «Экономика» является формирование у студентов современного экономического мышления – необходимой предпосылки понимания будущими бакалаврами юриспруденции сущности явлений и процессов экономической сферы жизни общества, как основы для принятия квалифицированных и ответственных решений в профессиональной деятельности. Настоящая учебная программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 03.09.00. Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 4 мая 2010 года. Стандарт предусматривает реализацию в образовательном процессе высшего профессионального образования компетентностного подхода. Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Изучение дисциплины «Экономика» также преследует цели формирования у бакалавра юриспруденции общекультурных и некоторых профессиональных компетенций. В частности, в разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» Федерального государственного образовательного стандарта определяется перечень общекультурных компетенций (ОК), которыми должен обладать выпускник после освоения ООП бакалавриата: … 5.1. Выпускник …: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); В этом же разделе приведен и перечень профессиональных компетенций (ПК), приобретаемых выпускниками бакалавриата после изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла ООП: … 5.2. Выпускник …: - способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); - способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); - способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); - способен эффективно осуществлять правовое воспитание(ПК-19).
В настоящее время нет уже особой необходимости доказывать очевидное: хозяйственная деятельность людей, ныне именуемая экономикой, является одной из важнейших сфер жизни общества, которая во многом определяет устройство и характер взаимоотношений между людьми. В этой связи уместно отметить, что дисциплина «Экономика» в полной мере способствует формированию всех без исключения установленных федеральным государственным образовательным стандартом общекультурных и части профессиональных компетенций. Это происходит при изучении любой темы курса. Не случайно стандартом дисциплина отнесена к перечню базовых (обязательных к изучению). В стандарте прямо указано, что в результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: - знать: основные положения и методы экономической науки и хозяйствования, их юридическое обращение и обеспечение в российском законодательстве; современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков; роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества; - уметь: использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решение социальных и профессиональных задач; находить эффективные организационно-управленческие решения; самостоятельно осваивать прикладные экономические знания; - владеть: навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения… Конкретизация положений федерального государственного стандарта через призму главной цели изучения дисциплины «Экономика» позволяет сформулировать результирующие требования к подготовке бакалавра юриспруденции.
В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: - о фундаментальных достижениях мировой и отечественной экономической мысли прошлого и современности; - об основах устройства и методологии анализа различных социально-экономических систем; - о коренных проблемах социально-экономического развития мирового сообщества, России и путях их решения в современных условиях. знать: - содержание основополагающих категорий экономики, фундаментальных законов и закономерностей экономических процессов на микро и макроуровне; - механизм функционирования рынка, условия формирования равновесия на рынках отдельных товаров; - технико-экономические основы и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, важнейшие критерии и показатели производственно-хозяйственной практики предприятий различных форм собственности; - структуру, цели и показатели результатов функционирования национальной экономики, методы их исчисления и анализа; - сущность налогово-бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной и социальной политики, проводимой в обществе, содержание и направленность мер, разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти и управления Российской Федерации в настоящее время. владеть: - методикой самостоятельного научного анализа событий и явлений в отечественной и зарубежной экономике; - лексикой экономического характера. иметь опыт: - самостоятельного поиска актуальной экономической информации, необходимой как в процессе изучения других гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин, так и в будущих видах деятельности – нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической; - использования научных трудов, монографий, периодической и справочно-аналитической литературы с соблюдением установленных требований библиографического стандарта, обеспечивающих необходимый уровень научной достоверности данного использования; - публичных выступлений, ведения дискуссий, составления текстовых материалов по социально-экономической проблематике. Существенную помощь студентам в реализации указанных выше задач призван оказать предлагаемый учебно-методический комплекс. Его содержание обусловлено необходимостью в максимальной степени реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта по подготовке бакалавра юриспруденции, а структура предопределена «Методическими рекомендациями по оформлению и структуре учебно-методических комплексов высшего профессионального образования по основным образовательным программам подготовки бакалавров»1
_______________________________________ 1. См.: Гаврикова Т.С., Судонкина В.Д. – М.: РАП, 2011г.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |