![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ производственной среды и разработка мероприятий 1 страница
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА "ОХРАНА ТРУДА" В ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТАХ
Санкт-Петербург
УДК 61 ББК 51
Рецензенты: Доктор технических наук, профессор В.И. Решняк Кандидат технических наук, доцент Э.А. Гомзиков
Анализ производственной среды и разработка мероприятий: Методические указания/ А.В. Яковлев, И.О. Потапов. – СПб.: СПГУВК, 2005 - с.
Указания содержат общие положения охраны труда на производстве, принципы нормирования показателей вредных производственных факторов, а также рекомендации по выбору технических и организационных мероприятий по охране труда и разработке системы управления охраной труда (СУОТ) и ее элементов. Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда) в дипломных проектах.
УДК 61 ББК 51
I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Наличие в дипломных проектах раздела «Безопасность жизнедеятельности» является обязательным условием допуска студентов к защите дипломных проектов Государственной экзаменационной комиссии. Раздел «Безопасность жизнедеятельности» не может рассматриваться как дополнение или приложение к дипломному проекту. Он должен быть органически связан с основными решениями, принятыми в дипломном проекте и выполняться в процессе проектирования. 1.2. Все специальные кафедры, осуществляющие руководство дипломным проектированием, включают в задание на выполнение дипломного проекта вопросы Безопасности жизнедеятельности. Кафедра Охраны водных ресурсов и безопасности жизнедеятельности организует для дипломников консультации по этим вопросам. 1.3. Раздел Безопасность жизнедеятельности состоит из двух частей: охрана труда и безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Задания для выполнения указанных частей выдают преподаватели кафедры Охрана водных ресурсов и безопасность жизнедеятельности. 1.4. В части посвященной вопросам Охраны труда могут быть представлены следующие разработки: анализ условий труда работающих расчет вентиляции расчет освещения расчет уровней шума. Рекомендации по выполнению анализа условий труда представлены в данных методических указаниях (ч. 2), методики расчетов и рекомендации по расчету вентиляции, освещения и уровней шума представлены в соответствующих методических указаниях. 1.5. Рекомендации по выполнению части, посвященной вопросам Безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, представлены в соответствующих методических указаниях. 1.6. Вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях должны быть отражены в расчетно-пояснительной записке в виде отдельной главы (раздела). Объем раздела Безопасность жизнедеятельности, может быть различным в зависимости отсложности рассматриваемых вопросов и намечаемых мероприятий (в среднем 8-10 страниц). 1.7. Литература, использованная дипломником при разработке раздела Безопасность жизнедеятельности, указывается в списке литературы в конце расчетно-пояснительной записке. 1.8. Каждый законченный дипломный проект должен иметь на титульном листе визу консультантов по охране труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. 1.9. При защите дипломного проекта студент-дипломник должен в докладе кратко изложить вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, рассмотренные в проекте, и принятые по ним решения.
2. Анализ условий труда 2.1. Анализ условий труда работающих заключается в выявлении вредных и опасных производственных факторов, которые могут быть, на проектируем объекте при его строительстве (изготовлении) и эксплуатации. Объектом в данном случав 2.2. Изложение материала следует начинать с краткой характеристики проектируемого объекта, основных технологических процессов при его изготовлении(строительстве) и эксплуатации, перечисления основных категорий персонала, который будет выполнять эти процессы. Указываются процессы, которые далее будут подвергнуты анализу с учетом указаний, изложенных в п.2.5. 2.3. Выявление вредных и опасных факторов производится для лиц выполняющих основные производственные процесса, характерные для рассматриваемого объекта (экипаж - для судна; станочники, слесари, монтажники, сварщики и другие специальности – для цехов завода; портовые рабочие, крановщики, водители погрузчиковов - для участка (района) порта; бетонщики, монтажники, путевые рабочие, водолазы и другие специальности - для гидротехнического сооружения и участка пути, рабочие и служащие очистных сооружений и т.д.). 2.4. Работа по выявлению вредных и опасных факторов осуществляется путем детального рассмотрения технологических и трудовых процессов, выполняемых при строительстве (изготовлении) и эксплуатации проектируемого объекта, используемого оборудования, инструмента, используемых и обрабатываемых {перегружаемых, складируемых) материалов, производственного помещения или площадки, на которой ведется работа, рабочего места и т.д. 2. 5. В некоторых дипломных проектах рассматривается широкий круг вопросов и большое количество различных объектов и технологических процессов. Учитывая ограниченный объем дипломного проекта и сравнительно небольшое время на его разработку, не следует стремиться охватить анализом все затрагиваемые в дипломном проекте объекты и технологические процессы. Целесообразно в этом случае, проконсультировавшись с руководителем дипломного проекта иконсультантом по вопросам охраны труда, выбрать один- два объекта или технологических процесса, наиболее вредных и опасных, и проанализировать их подробно. 2.6. Перечисление выявленных при анализе вредных к опасных производственных факторов следует произвести с учетом их группирования, как это рекомендовано ГОСТ 12.0.003 (на физические, химические, психофизиологические). 2.7. При выявлении вредных и опасных производственных: факторов на объектах водного транспорта рекомендуется пользоваться перечнем факторов, которые могут быть на флоте (п.), судоремонтных заводах (п.2.3), в портах (п.2.4), на гидротехнических сооружениях и водных путях (п..5). Эти перечни являются ориентировочными и могут быть уточнены и дополнены при анализе производственной среды на проектируемом объекте. 2.8. Флот 2.8.1. На судах возможны следующие физические вредные и опасные факторы: высокие уровни шума и вибрации в машинном отделении или помещении дизель-генераторов; высокие уровни шума в служебных, общественных, жилых судовых помещениях; значительные тепловыделения в машинном и котельном отдалениях, приводящие к повышению температуры воздуха; инфракрасное излучение от сильно нагретых поверхностей в машинном и котельном отделениях; недостаточная естественная и искусственная освещенность машинных, котельных отделений и других помещений судна; повышенный уровень электромагнитных излучений в ходовых рубках и радиорубках от радиопередатчиков, радиолокационных устройств и т.п.; неогражденные движущиеся части машин и механизмов; сильно нагретые и недостаточно изолированные части оборудования (двигателей, котлов), трубопроводов; взрывы в картерах двигателей; недостаточная ширина, высота и загроможденнооть проходов в машинных отделениях; крутые трапы недостаточной ширины без специальных площадок о неправильно выполненными ступенями; отсутствие необходимого пространства в МО для возможности выполнения ремонтных и профилактических работ в судовых условия отсутствие заземления корпусов оборудования, недостаточная ширина проходов у ГРШ и т.п. 2.8.2. Химические вредные факторы на судах могут появиться 2.8.3. К психофизиологическим вредным факторам, которые могут быть на судах, следует отнести: физические перегрузи при некоторых судовых работах, если отсутствует необходимая механизация; повышенное напряжение зрения и слуха в связи о неудачной конструкцией поста управления судном, неправильным расположениемна нем приборов управления, неудачный выбором световой и звуковой сигнализации; эмоциональные перегрузки (у судоводителей) при швартовных операциях, расхождении судов, прохождении узкостей, входе в шлюз и т.д. 2.9. Судоремонтные предприятия. 2.9.1. На судоремонтных заводах возможны следующие физические вредные и опасные факторы:
неблагоприятные микроклиматические условия в помещениях; пыль в воздухе при шлифовке, заточке инструмента, обработке чугуна, при формовочных работах, а литейных цехах; недостаточное иди неправильное естественное или искусственное освещение помещений; высокие уровни шума в помещениях; низкочастотная вибрация при применения пневматического и другого ручного механизированного инструмента; инфракрасное излучение от сильно нагретых поверхностей на участке термообработки, в кузнечных и литейных цехах; ионизирующие излучение на участках дефектоскопии при применении рентгеноскопии и гамма-дефектоскопии; электромагнитные поля при использование установок высокой и ультравысокой частоты при термообработке деталей; отсутствие или неудачные конструкции ограждений движущихся частей оборудования; отсутствие средств механизациидля перемещения и транспортировки тяжелых деталей; отсутствие специальных мест для межоперационного складирования деталей и загромождение вследствие этого проходов; недостаточная ширина основных проходов в цеху и расстояний между станками и верстаками; отсутствие специальных щитков для защиты от стружки и частиц абразивного инструмента на металлорежущих, шлифовальных и заточных станках; отсутствие защитных кожухов на абразивных кругах заточных и шлифовальных станков и специальных подручников у заточных станков; отсутствие или недопустимо большое сопротивление заземляющего контура цеха; выбор электрооборудования (электродвигателей, рубильников, светильников и др.) без учета категории помещения по степени опасности поражения электрическим током и др. 2.9.2. Из группы химических вредных факторов на судоремонтных заводах могут быть: кислоты, щелочи и другие компоненты электролитов в гальванических цехах и на участках зарядки аккумуляторов в электроцехах; пары растворителей при окрасочных работах в малярных цехах и на стапеле (в доке). 2.9.3. Психофизиологическими вредными факторами в цехах заводов могут быть следующие: физические перегрузки при такелажных и отдельных монтажных работах в случае отсутствия необходимых средств механизации; монотонность труда при выполнении отдельных операций на серийном производстве в машиностроительных цехах. 2.10. Порты. 2.10.1. Впортах при работе перегрузочной техники возможны следующие физические вредные и опасные факторы: высокие уровни шума в кабине (на пульте управления). и в районе работы машины, которые, наряду с вредным воздействием на людей, повышают опасность обслуживания оборудования; вибрация на рабочих площадках, особенно у машин, перерабатывающих слеживающиеся грузы; высокие температуры воздуха в кабине крана за счет теплоты, выделяющейся от механизмов и солнечной радиации; загрязнение воздушной среды в кабине (в помещении пульта управления); запыленность воздушной среды при перегрузке пылящих навалочных грузов; недостаточная освещенность причальных линий, перегрузочных площадок, дорог и складов; возможность опрокидывания грузоподъемной машины при поднятии груза; возможность самопроизвольного движения машины под действием ветра; возможность падения человека при подъеме (спуске) в кабину; возможность поражения электрическим током при различных условиях; возможность поражения током за счет атмосферного электричества при грозовых разрядах; возможность травмирования портовых рабочих при недостаточной видимости из кабины; возможность травмирования движущимися частями машины; возможность падения людей в воду при отсутствии специальных проходов вдоль причальной линии и устройств для прохода людей со стенки на судно, особенно при низких уровнях воды; неправильное складирование грузов на погрузочных площадках и в складах; отсутствие специальных проходов и переездов через железнодорожные пути. 2.10.2. Из группы химических вредных и опасных факторов в портах могут быть: различные химические гpузы при их перевозке и складировании; кислоты и щелочи при зарядке аккумуляторов; 2.10.3. Из группы психофизиологических вредных факторов в портах могут быть: монотонность работы крановщика при переработке больших количеств навалочных грузов; нервное напряжение у крановщика при переработке тяжеловесов и ряда других грузов; нервное напряжение диспетчерского персонала при неравномерном подходе большого количества флота и других обстоятельствах. 2.11. Гидротехнические сооружения и водные пути При строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений и водных путей в основном имеют место физические вредные и опасные факторы. 2.11.1. При земляных работах: обрушение грунта при неправильно выбранном угле откоса, при переувлажнении грунта, при неправильно выбранных или рассчитанных краплениях; наличие в зоне производства работ электрических кабелей под напряжением и трубопроводов под давлением; неправильно выбранные расстояния от кромки котлована (траншеи) до места размещения извлекаемого грунта; движущиеся неограниченные части землеройных машин, их неисправность; отсутствие подготовленных площадок для использования землеройной техники; отсутствие стремянок для спуска и подъема, рабочих в котлованы и траншеи; установка строительных машин, автомобилей, столбов для линий электропередач, прокладке рельсовых путей в пределах призмы обрушения нераскрепленной выемки (котлована, траншеи); электрический ток, газ, пламя при прогреве грунта в зимнее время (электропрогрев, прогрев с использованием природного газа, прогрев дымовыми газами, прогрев с помощью костров); затапливание водой выемки (котлована, траншеи) при работе в водонасыщенных слоях, а также за перемычками; наличие линий электропередач в зоне действия водяных струй при разработке грунта гидромониторами; отсутствие ограждений и предупредительных знаков в местах отвала намываемого грунта; отсутствие ограждений и освещения плавучего трубопровода, по которому транспортируется пульпа при разработке грунта землесосами. 2.11.2. При бетонных работах: отсутствие эффективной вентиляции в помещении, где производятся работы с цементом, известью, гипсом, песком и т.п. и установлены машины для дробления, разлома, просеивания указанных пылевидных вяжущих материалов; отсутствие ограждений на загрузочных отверстиях камнедробилок, у шнековых установок, на движущихся частях элеваторов, подъемников, сортировочных грохотов, бункеров, лотков и т.п.; разгрузка и очистка барабанов и корыт с помощью лопат и других ручных инструментов при работе смесительных машин; недостаточная прочность опалубки железобетонных конструкций; отсутствие или недостаточная прочность рабочих настилов для установки опалубки на высоте и отсутствие на них ограждений; отсутствие отдельного помещения или специально огражденного участка для механизированных операций по заготовке и обработке арматуры (выпрямление, резка, гнутье и т.п.); отсутствие предохранительных сеток на верстаках, где обрабатывается арматура; отсутствие специальных рабочих мест для арматурщиков, оборудованных настилом с перилами; отсутствие защитных ограждений (сеток) на участках натягивания проволоки (арматуры); отсутствие отбойных брусьев на эстакадах и передвижных местах для подачи бетонной смеси самосвалами; вибрация и возможность поражения током при использовании виброхоботов, виброжелобов, вибропитателей; отсутствие ограждений рабочих мест бетонщиков при укладке бетонной смеси на высоте более 1,5 м; несоблюдение специальных требований безопасности при электропрогреве бетона. 2.11.3. При свайных работах: нарушение требований безопасности труда при подъеме копра, собранного в горизонтальном состоянии; отсутствие на копре ограничителя подъема; подтаскивание свай без отводного блока; отсутствие перил и бортовых досок у рабочих площадок и лестниц копра; отсутствие расчалок для удерживания сваи от раскачивания и кручения; недостаточная прочность льда при производстве свайных работ в зимнее время со льда; неисправность, неправильное закрепление и отсутствие заземлений электрооборудования вибропогружателя. 2.11.4. При ряжевых работах: нарушение последовательности операций, связанных о изготовлением, спуском к установкой ряжей; отсутствие настила с перилами по верху собираемого ряжа для производства работ и прохода рабочих; нарушение требований безопасности при сборке и установке ряжей со льда в зимних условиях; отсутствие спасательных постов с лодками, спасательными кругами и т.п. у мест производства ряжевых работ. 2.11.5. При работах под водой: нарушение требований к комплектованию водолазных станций иее оборудованию; недостаточное освещение места работы, особенно при "темной" воде; подъем и опускание бетонных массивов при нахождении водолазов под водой; недостаточное расстояние между двумя водолазами при одновременной разработке грунта гидромониторами; отсутствие отапливаемого помещения у места спуска водолазов в зимнее время; отсутствие спасательных средств и сигналов у места производства работ. 2.11.6. При работах на земснарядах: отсутствие механизации при отдаче, заводке и выборке якорей; очистка ковшей или рабочих органов сосунов земснаряда с нарушением требований безопасности; нарушение последовательности операций при установке и сборке плавучего грунтопровода; нарушение требований электробезопасности при обслуживании электропривода лебедок; отсутствие или недостаточное освещение перехода по плавучему грунтопроводу; отсутствие леерного ограждения на переходном настиле
3. Нормирование показателей производственной среды 3.1. Общие положения 3.1.I.После установления на основе анализа опасных и С этой целью необходимо подробно ознакомиться с соответствующими нормативными документами. 3.1.2. Перечень основных нормативных документов, из которых могут быть выбраны оптимальные или предельно допустимые значения вредных и опасных факторов (предельно допустимые концентрации пыли и газов, микроклиматические условия, уровень шума, вибрации, естественная и искусственная освещенность, безопасные величины проходов, высота ограждения и т.д.), приведен в главе 6. 3.I.3. Для удобства нормируемые, значения таких распространенных факторов производственной среды, как микроклимат, пыль, газы, шум, вибрация, освещение и ряд других - выбраны из ГОСТов, СНиПов, отраслевых и ведомственных документов и приведены в Приложении к настоящим методическим указаниям. 3.1.4. Нормируемые значения опасных и вредных факторов, которые должны быть обеспечены на проектируемом объекте, приводятся в табличной или иной форме с указанием источника. 3.2. Микроклиматические условия (микроклимат). 3.2.1. Значения нормативов, характеризующих микроклимат в судовых помещениях, регламентируются Санитарнымиправилами для речных судов. Нормирование микроклиматана судах осуществляется раздельно для помещений, оборудованных системамивентиляции и отопления (СВО), идля помещений, оборудованных системой кондиционирования воздуха (СКВ). Для помещений, оборудованных СЗО, нормируемые значения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха приведены в табл.1 Приложения. Поскольку температура воздуха для летнего режима в табл.1 Приложения задана в виде перепада между температурой внутри помещения и наружной – Δt,. то для определения абсолютного значения нормируемойтемпературы воздуха в табл.2 Приложения представлены расчетные температуры наружного воздуха для различных бассейнов страны. В помещениях, оборудованных СКВ, нормы микроклимата заданы в виде результирующих температур (°РТ) - комплексного показателя, включающего в себя определенные сочетания всех четырех параметров, характеризующих микроклимат. Нормируемые значения результирующих температур для различных районов плавания и периода года приведены в таблице З Приложения. Если на судах, гдежилые и служебные помещения оборудованы СКВ, в служебные и производственные помещения, в ЦПУ и т.п. подается вентиляционной системой охлажденный воздух, то микроклимат в этих помещениях в летний период должен отвечать требованиям, указанным в таблице 4 Приложения. Для зимнего режима требования к микроклимату в этих помещениях те же, что в таблице1 Приложения. 3.3.2. В производственных помещениях береговых предприятий нормируемые значения микроклимата регламентируются ГОСТ 12.1. 005 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования". Нормируемые сочетания температуры, скорости движения и относительной влажности заданы в зависимости от периода года (теплый, холодный) и тяжести выполняемой работы (легкая I,средней тяжести IIа, средней тяжести IIб, тяжелая Ш). Оптимальные значения микроклимата для холодного и теплого периодов приведены а таблице 5 Приложения, допустимые значения для холодного периода - в таблице б, а для теплого - в таблице 7. Приложения. Поскольку нормируемая температура воздуха в теплый период задана в виде перепада между температурой внутри помещения и наружной, в таблице 8 Приложения представлены расчетные наружные температуры для некоторых пунктов, где расположены предприятия водного транспорта. Характеристика тяжести работ дана в примечании к таблице 5 Приложения. 3.3. Пыль, газы 3.3.1. В качества нормативных значений запыленности и загазованностивоздушной среды в ГОСТ 12.1.005 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования" задаются предельно допустимые концентрации пыли или газов (ПДК) в воздухе рабочей зоны всех рабочих мест в производственных и судовых помещениях, а также на палубах судов, в местах погрузки-выгрузки на открытых и закрытых складах и т.д. ПДК для пыли (аэрозоли) встречающихся на судах и предприятиях водного транспорта, представлены в таблице 9 Приложения. ПДК для газообразных веществ, выделяющихся при различных технологических процессах на судах, судоремонтных заводах, в портах и т.д., приведены в таблице 10 Приложения. Кроме того, в этих таблицах указаны классы опасности, на которые, подразделяются пыли и газы в зависимости от степени воздействия их на организм.
3.4. Шум 3.4.1. Для производственных помещений береговых предприятий, а также для судовых машинных отделений (МО) нормативные уровни шума, регламентируемые ГОСТ I2.I.003 иШум. Общие требования безопасности", приведены в таблице 11 Приложения. Нормы заданы в уровнях звукового давления в октавных полосах частот (в дБ) и в уровнях звука до шкала "А" шумометра (в дБА). Нормируемые значения заданы для постоянного широкополосного шума. Если шум непостоянный, то с нормами сопоставляется эквивалентный уровень звука, рассчитанный по методике [3,6]. 3.5. Вибрация 3.5.1. Пo способу передачи на человека вибрация подразделяется на общую, передающуюся через опорные поверхности сидящего или стоящего человека и локальную, передающуюся через руки человека. Общая вибрация по источнику ее возникновения делится на следующие категории: I - транспортная вибрация, воздействующая на операторов подвижных машин и транспортных средств при их движении по местности, агрозонам и дорогам. Во время строительств портов, гидросооружений транспортная вибрация может воздействовать на водителей самосвалов и экскаваторов, движущихся по временным дорогам. 2 - транспортно-технологическая вибрация, воздействующая на операторов машин с ограниченным перемещением только по специально подготовленным поверхностям производственных помещений, промышленных площадок и т.д. Она имеет место на перегрузочных машинах в портах (на кранах, авто- и электропогрузчиках, экскаваторах и т.д.), перемещающихся по рельсам, площадкам, дорогам на ограниченные расстояния. 3 - технологическая вибрация, воздействующая на операторов стационарных машин или передающаяся на рабочие места, не имеющие источников вибрации, наблюдается на судах и на некоторых рабочих настах в цехах судоремонтных заводов. В соответствии с ГОСТ 12.1.012 "Вибрация. Общие требования безопасности" вибрация нормируется по одному из трех параметров: вибророскорости V в м/с, уровню виброскорости Lv в дБ, виброускорению a в м/с2, Нормированные значения (в соответствии с ГОСТ 12.I.012) для общей вибрация приведены в таблицах 13 и 14, а для локальной - в таблице15 Приложения. Для некоторых судовых помещений, которые не учтены указанным выше стандартом, нормативные значения даны в таблице16 Приложения. Влияние времени воздействия вибрации на ее нормируемые значения согласно ГОСТ 12.1.012 выражается формулой
где Ut - нормируемый параметр (виброскорость или виброускорение) с учетом времени воздействия; U480 - нормируемый параметр (виброскорость или виброускорение), указанный в таблице13 и14 для 8-часового рабочего дня; t- время воздействия вибрации в течение рабочего дня. Если при воздействии локальной вибрации предусмотрены регулярные перерывы в течение всей рабочей смены, допустимые значения нормируемого параметра (виброскорость или виброускорение) следует увеличивать, умножая на коэффициенты, приведенные в таблице 17 Приложения. В ней же указано в зависимости от продолжительности перерывов увеличение нормы в децибелах. 3.6. Естественное освещение 3.6.1. Освещенность естественным светом нормируется с помощью коэффициента естественной освещенности (KEО). Он представляет собой отношение естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (Евн), к одновременной наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода (Ен) в %.
е=100*Евн/Ен При боковом освещении (через окна, иллюминатора) нормируется минимальный КЕO (еmin). При его определении освещенность внутри помещения измеряется на расстоянии 1 метра от стены (переборки), расположенной напротив светового проема (окна, иллюменатора). При вернем (через световые фонари) или комбинированном (через световые фонари и окна) освещения нормируется средний КЕО (еср). Его значение рассчитывается по формуле:
где е1,е2,еn-1,еn - КЕО в точках замера; n - количество точек замера от одной до другой стены, принимается не менее 5. 3.6.2.Всудовых помещениях естественное освещение, обеспечиваемое через иллюминаторы, окна и световые фонари, регламентируется Санитарными правилами для речных судов (таблица 18 Приложения). 3.6.3. Специальных норм естественного освещения для береговых помещений водного транспорта нет и при проектировании следует пользоваться общегосударственными нормами, приведенными в СНиП "Естественное и искусственное освещение", в котором освещенность регламентируется в зависимости от точности работ,
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |