Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестройка в СССР




Внутренние конфликты

Религии Африки

Проблемы и трудности африканских государств

В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат.

Единственной организованной силой остается армия. Результат — бесконечные военные перевороты. Диктаторы, приходившие к власти, присваивали себе несметные богатства.

Становление государственности крайне осложнялось абсолютной искусственностью государственных границ. Африка получила их в наследство от колониального прошлого. Они устанавливались при разделе континента на сферы влияния и имеют мало общего с границами этническими. Но эти границы все же превратились в источник этнических конфликтов и перемещений миллионов беженцев.

Основной отраслью экономики большинства стран Тропической Африки является сельское хозяйство, призванное обеспечить продуктами питания население и служить сырьевой базой развития обрабатывающей промышленности.

Численность населения Африки составляет около 1 миллиарда человек. Прирост населения на континенте самый высокий в мире.

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы). Наиболее многочисленным народом являются арабы Северной Африки.

Среди мировых религий преобладают ислам и христианство (наиболее распространены конфессии католицизм, протестантство, в меньшей степени православие, монофизитство). В Восточной Африке также живут буддисты и индуисты (многие из них являются выходцами из Индии). Распространены и местные традиционные культы.

За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтного места планеты, причем уровень стабильности со временем здесь не только не повышается, но и имеет тенденцию к понижению. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) — гражданское население.

 

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС после смерти К.У.Черненко был избран М. С. Горбачев, Председателем Совета Министров СССР — Н. И. Рыжков. Началась перестройка. Как заявил в то время Горбачев, она должна осуществляться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного народом в 1917 г.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора». Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Директивный государственный план сменился госзаказом, предприятиям предоставлялась значительно большая самостоятельность. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

В мае 1985 г. началась борьба с пьянством и алкоголизмом (сокращалось производство спиртных напитков, ограничивалась продажа алкогольной продукции, велась антиалкогольная пропаганда).

Экономическая стратегия партии и основные направления экономического развития СССР на период 1986—1990 гг. и до 2000 г. стали также предметом обсуждения XXVII съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1986 г. Приоритетными были определены развитие машиностроения, топливно-энергетического комплекса, химическая, нефтяная и угольная промышленность. В сельском хозяйстве предлагалось продолжить реализацию долговременной программы мелиорации, химизации и технического перевооружения. Первый этап реформы вызвал на короткое время оживление в экономике, но уже с 1988 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем и в промышленности.

В этих условиях концепция перестройки подверглась критике как справа, так и слева. На октябрьском (1987 г.) пленуме ЦК КПСС с критикой нерешительности в проведении политики реформ и методов преобразования выступил первый секретарь Московского горкома партии Б. Н. Ельцин, а несколько месяцев спустя, в марте 1988 г., в «Советской России» появилась статья консервативного толка «Не могу поступиться принципами» преподавателя вуза из Ленинграда Н. Андреевой.

К 1990 г. идея перестройки практически исчерпала себя. Не удалось остановить падение производства. Центр все больше утрачивает инициативу, назревает политический кризис. Тем не менее сделана еще одна попытка экономических преобразований.

24 мая 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на третьей сессии Верховного Совета СССР с концепцией регулируемой рыночной экономики. Предлагалось с 1 июля 1990 г. поднять цены на хлеб, а на другие потребительские товары поднимать цены постепенно, начиная с 1 января 1991 г. Предусматривалась также последующая денежная и налоговая реформы. Программа была рассчитана на 6 лет. Против программы решительно выступил Б. Н. Ельцин, выдвинувший тезис: переходить к рынку не в ущерб населению. В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».

В свою очередь Верховный Совет РСФСР 11 сентября 1990 г. принял для Российской Федерации другую экономическую программу — «500 дней», выработанную Явлинским и Шаталиным. Переход к рынку в соответствии с этой программой должен был произойти без централизованного повышения цен.

21 сентября на заседании Верховного Совета СССР было принято решение на основе двух программ подготовить одну объединенную. В результате в октябре 1990 г. были выработаны «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». В них предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др.

Середина 1988 г. отмечена попытками властей придать новый импульс начавшей тормозить перестройке. Ставка была сделана на политическую реформу.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989—1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост — председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), Председателем Верховного Совета РСФСР — Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

В условиях провозглашенной М. С. Горбачевым политики гласности на рубеже 1987—1988 гг. начался процесс формирования новых политических партий с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов. В республиках появляются партии и массовые движения национальной, а зачастую и националистической ориентации — «народные фронты» («Саюдис», «Рух», «Свободная Грузия» и т. д.). В противовес им сложились «интерфронты» — движения, выступавшие против сепаратистских, националистических тенденций. Они объединяли в основном русскоязычное население. В самой России возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциалистической направленности. Например, в 1989 г. организационно оформилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР; лидер — В. В. Жириновский). Начали издаваться новые газеты, журналы, реабилитировались осужденные по процессам 30-х годов.

Кризис охватил и КПСС. Происходит массовый отток из ее рядов (до 6 млн человек). В 1989—1990 гг. из КПСС выходят компартии Латвии, Литвы и Эстонии.

Слабость горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы номенклатуры в целом и подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР, добиться суверенитета со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Весной — летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а затем Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В некоторых регионах вспыхнули межнациональные конфликты: в Нагорном Карабахе (1988—1990), в Фергане (1989), в Ошской области Киргизии (1990) и др.

«Парад суверенитетов» и «война законов» выливается не только в отделение от Центра и попытки урегулировать с ним отношения, но и в формирование собственных органов власти и управления.

К концу 80-х годов стало меняться отношение населения страны к М.С.Горбачеву, его говорильня многим надоела. Ситуация в стране усугублялась обострением национальных проблем.

С весны 1990 г. горбачевская администрация заметно теряет инициативу и, вынужденная постфактум принимать произошедшие изменения, начинает их законодательное оформление. Отменяется 6-я статья Конституции о руководящей роли КПСС. Начинается официальная регистрация политических партий. Вводится новая государственная должность — Президент СССР. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом СССР М. С. Горбачева. В июне 1991 г. по итогам всенародного голосования президентом РСФСР становится Б. Н. Ельцин.

Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4% принявших в нем участие высказались за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. В апреле 1991 г. начались переговоры Президента СССР с руководством республик в Ново-Огареве. Из 15 союзных республик только 9 согласились на участие в переговорах, но почти все они выступили против позиции М. С. Горбачева, стремившегося сохранить многонациональное государство на основе реальной федерации субъектов.

К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. В руках Центра оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел. Часть вопросов находилась в совместном ведении (принятие новых законодательных актов, определение налоговых отчислений в пользу Центра и основных направлений их расходования). Остальные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их правительств получили возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Подписание договора было намечено на 22 августа.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивал проект Союзного договора, ослаблявший власть Центра, утрата действенного контроля за республиканскими Верховными Советами и правительствами. В отсутствие М. С. Горбачева, который был изолирован в Крыму на даче в Фаросе, учреждается Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, министр внутренних дел Б. К. Пуго, председатель КГБ В. А. Крючков. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении деятельности оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска.

В ответ на это Президент РФ Б. Н. Ельцин охарактеризовал действия ГКЧП как реакционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны, сам ГКЧП — неконституционным, и все его указы объявил не имеющими юридической силы на территории РСФСР. В Москве, а затем и в других крупных городах РСФСР были организованы митинги протеста, демонстрации, даже баррикады (у здания Верховного Совета РСФСР). Сопротивление привело к кровопролитию только однажды — в ночь с 20 на 21 августа в туннеле на пересечении Садового кольца и Калининского проспекта толпа попыталась остановить движение БТР, в результате погибли три человека.

22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Через несколько дней арестован Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов.

М. С. Горбачев вернулся в Москву. Б. Н. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее. Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа — начало сентября 1991 г.) объявил о своем самороспуске.

Однако в сентябре по инициативе М. С. Горбачева предпринимается попытка вместо СССР сформировать Союз Суверенных Государств (конфедерацию с единым аппаратом президентской власти). Но эта попытка не удалась — 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как Беловежское соглашение. 21 декабря к СНГ присоединились руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Причины неудачи перестройки:

- непоследовательность и нерешительность реформаторов;

- не было четкой, конкретной цели (корабль без цели обречен на скитания);

- ряд мер усугубили социально-экономическое положение (сокращение производства алкогольной продукции привело к снижению доходов бюджета).

- изменения в политической сфере привели к резкому падению авторитета КПСС, руководства страны и утрате ими управляемости социально-политическими процессами.

- не учитывался опыт реформ Китая, где реформы начались с экономической сферы, при сохранении позиций КПК, обеспечивающей необходимые условия для реформирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.