№ темы
|
Наименование модуля и темы
|
| |
СРС
объем час.
|
Виды СРС
(выполняется по источникам, указанным в конце каждой темы курса в теоретической части)
| Форма текущего контроля успеваемости
|
| Модуль 1. Общие положения о гражданском праве и правоотношении
|
| | коллоквиум (мозговой штурм);
тестирование «с обоснованием»
|
| Понятие, система, наука гражданского права. Принципы
|
| 1) Назвать основные направления цивилистических школ (Московской, Санкт-Петербургской, Екатеринбургской, Томской).
2) Определить основные проблемы исследования гражданского права.
| теоретический опрос на семинаре
|
| Источники гражданского права и система гражданского законодательства
|
| Составить перечень федеральных законов, принятие которых предусмотрено нормами ГК РФ и развивает их основные положения, с соблюдением формальных требований к перечню нормативных правовых актов (указать соответствующую статью) (например, ст. 51 ГК РФ – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от … №…., ред. от ……).
| проверка на практической работе
|
| Понятие и особенности гражданского правоотношения
|
| 1. Провести сравнительную характеристику вещных и обязательственных; абсолютных и относительных правоотношений. Критерии сравнения: субъекты, объекты, содержание, способ реализации прав.
2. Изучить соответствующие главы в монографии Чеговадзе Л.А. «Структура и состояние гражданского правоотношения» или в учебнике Белова В.А. (по выбору студента) с выделением признаков гражданского правоотношения.
3. Подготовка к коллоквиуму.
| теоретический опрос на семинаре
|
| Граждане как субъекты гражданских правоотношений
|
| 1. Составить таблицу «Содержание дееспособности граждан»
Вид дееспособности/перечень лиц
| Ст. ГК
| Сделкоспособность
| Ответственность по сделкам
| Деликтоспособность
| Полная (с 18 лет)
|
|
|
|
| Относительно полная (с 14-18 лет)
|
|
|
|
| Частичная (с 6-14 лет)
|
|
|
|
| Ограниченно дееспособные
|
|
|
|
| Недееспособные
|
|
|
|
|
2. Провести сравнительный анализ правового положения опекунов и попечителей, изучив ст.ст. 31-40 ГК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве», результаты отразить в таблице:
основания для сравнения
| опекуны
| попечители
| Подопечные
|
|
| Права по распоряжению имуществом подопечных
|
|
| Обязанности
|
|
| Ответственность по сделкам с имуществом подопечных
|
|
| Ответственность за вред, причиненный подопечными
|
|
|
| проверка на практическом занятии
|
| Юридические лица как субъекты правоотношений
|
| Заполнить ниже приведенную таблицу отдельно по коммерческим и некоммерческим юридическим лицам:
Организационно-правовые формы
| Учредители (учредительные документы), права на имущество
| Имущество (уставный капитал)
| Органы управления
| Ответственность юр лица/ учредителей
|
| проверка на семинарском занятии,
тестирование «с обоснованием»
|
| Публично-правовые образования как субъекты гражданского права
|
| 1.Выписать из ГК РФ нормы, в которых закреплены формы участия публичных образований в гражданских правоотношениях (например, ст. 279 ГК РФ «Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд»).
2) Выписать из ГК РФ виды договоров, где участником выступает публично-правовое образование (вторая часть ГК РФ)
| проверка письменного задания на семинарском занятии
|
| Объекты гражданских правоотношений
|
| 1. Подготовить реферативное сообщение по теме, сделав характеристику какого-либо объекта по выбору (ст. 128 ГК РФ)
2. Составить схему «Классификация ценных бумаг» на основе учебной литературы.
| теоретический опрос
проверка на семинарском занятии
|
| Модуль 2. Юридические факты в гражданском праве
|
| | решение практико-ориентированных задач
|
| Сделки
|
| Изучить на официальном сайте суда (по выбору) 3-5 гражданских дел о признании сделок недействительными. Провести анализ по следующим критериям:
1) лица, заявившие требования;
2) основание признания сделки недействительной;
3) характер требования (оспоримая или ничтожная сделка);
4) решение по существу (удовлетворен или не удовлетворен иск);
5) в случае удовлетворения иска – правовые последствия недействительности.
Результаты анализа оформить в таблицу:
№ дела
| Истец/ответчик
| Исковое требование (предмет иска)
| Основание недействительности (указать ст. ГК РФ)
| Порок сделки
| Последствия недейств-ти (при положит. решении)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| проверка выполнения на практическом занятии
|
| Общие положения о договоре
|
| 1. Выделить по ГК РФ публичные договоры со ссылками на соответствующие статьи (например, п.3 ст. 626 «Договор проката»);
2. Составить проект одного из видов договоров (по выбору), закрепленных в главе 27 ГК РФ.
| проверка на семинарском занятии
|
| Сроки в гражданском праве
|
| Найти одно судебное решения, связанное с применением законодательства о сроках
| проверка на практической работе
|
| Осуществление и защита гражданских прав. Исполнение обязанностей.
|
| Проанализировать 2-3 судебных решений по гражданским делам и выявить способ защиты, применяемый истцами (описать, сделать ссылки на соответствующие нормы). Например, иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).
| проверка на семинарском занятии
|
| Представительство и доверенность. Посредничество
|
| Составить доверенность в простой письменной форме по выбору: на получение почтово-телеграфной корреспонденции; на получение заработной платы и т.п. (в соответствии со ст. 185.1 ГК РФ).
| проверка на практической работе
|
| Общие положения о гражданско-правовой ответственности
|
| подготовка к контрольной работе
| контрольная работа
|
| Подготовка к экзамену
|
|
| Экзамен
|
| Всего за 3 семестр
|
| | |
| Модуль 3. Право собственности и другие вещные права
|
| | тестирование «с обоснованием»
|
| Общие положения о вещном праве
|
| Выписать из законодательных актов, названных на лекции, виды вещных прав и раскрыть их содержание с указанием статей нормативного правового акта (оформление задания письменно, форма выбирается студентом самостоятельно: схема, таблица и т.п.)
| теоретический опрос, проверка решения учебных задач
|
| Право частной собственности
|
| Подготовка научного сообщения по особенностям приобретения, осуществления или прекращения права собственности на жилые помещения, земельные участки в садоводческих (дачных) объединениях граждан (по выбору)
| теоретический опрос на семинарском занятии
|
| Право государственной и муниципальной собственности
|
| Составить таблицу по теме:
Субъект права государственной и муниципальной собственности
| Основания приобретения собственности (особенности) – ст. ГК РФ
| Основания прекращения права собственности (особенности) – ст. ГК РФ
|
| проверка на практическом занятии
|
| Право общей собственности
|
| Работа с федеральным законодательством (Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Семейный кодекс, Земельный кодекс, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве)». Выписать из федерального законодательства основания приобретения общей собственности и особенности владения, пользования, распоряжения общей собственностью с указанием статей соответствующего нормативного правового акта
| проверка на практическом занятии
|
| Ограниченные вещные права
|
| Подготовка к круглому столу по теме «Перспективы развития гражданского законодательства о вещных правах».
| научная дискуссия
|
| Защита права собственности и других вещных прав
|
| 1. Изучить судебные дела (3-5) о защите права собственности. Результаты работы оформить в таблице:
№ дела
| Истец/ответчик
| Вид иска
| Характер требования
| Решение по существу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Подготовка к тестированию
| проверка на практическом занятии,
тестирование «с обоснованием»
|
| Модуль 4. Общие положения обязательственного права
|
| | контрольная работа, коллоквиум (мозговой штурм);
|
| Понятие и основания возникновения обязательств. Договор как основание возникновения обязательств. Виды обязательств.
|
| Подготовка тематических сообщений по теме «Основания возникновения обязательств» к конкурсу на лучшее эссе. Критерии оценки: полнота отражения оснований; наличие научных элементов; креативность.
| проведение конкурса в рамках семинарского занятия. Презентация по теме.
|
| Субъекты обязательств
|
| Самостоятельное составление учебной задачи по теме на основе судебного решения по конкретному гражданско-правовому спору. Решение профессионально ориентированных задач
| проверка решения учебных задач
|
| Исполнение обязательств
|
| подготовка к семинарскому и практическим занятиям по Практикуму
| теоретический опрос, проверка решения учебных задач
|
| Обеспечение исполнения обязательств
|
| Составить глоссарий по теме «Способы обеспечения исполнения обязательств» на основе Гражданского кодекса РФ (письменно в рабочей тетради).
| теоретический опрос на семинарском занятии
|
| Ответственность за нарушение обязательств
|
| Составить схему (таблицу) «Виды, основания и формы гражданско-правовой ответственности».
| проверка на семинарском занятии
|
| Изменение и прекращение обязательств
|
| Подготовка к коллоквиуму по модулю (темы №№ 20- 25).
| теоретический опрос на семинарском занятии,
контрольная работа
|
| Подготовка к экзамену
|
|
| экзамен
|
| Всего за 4 семестр
|
| | |
| Итого за курс
|
| |
|
| | | | | |