Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическаяприбыль 100 000 2 страница




 

Дефлятор ВНП=Цена рыночной корзины в данном году/цена рыночной корзины в базовом году. ∙ 100%

 

 

В разных странах и в разные периоды темпы экономического роста могут быть различными. Общая закономерность – при низком уровне развития темпы могут достигать высокого уровня 10-15%, по мере достижения высокого уровня развития экономики страны темпы роста замедляются и устанавливаются 3-4%.

Существуют два типа экономического роста преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный.

Экстенсивный – обеспечивается за счет количественного увеличения факторов производства и на этой основе увеличения объемов ВНП, т.е. за счет дополнительного создания рабочих мест, увеличения использования рабочей силы, сырья, материалов.

Интенсивный тип – достигается путем качественного совершенствования факторов производства на основе достижений НТП- использование производительной техники, прогрессивной технологии, повышения квалификации рабочей силы.

Факторами экономического роста являются - труд, капитал, природные ресурсы, технический прогресс.

Существует две основные концепции экономического роста.

Кейнсианское направление в качестве доминирующего фактора экономического роста ставят совокупный спрос.

Так как совокупный спрос слагается из потребления населения, валовых инвестиций предпринимателей, государственных и спроса в других странах, что обеспечивает экспорт, то расширяя эти элементы совокупного спроса можно обеспечить динамичный ЭР.

Неоклассическая модель экономического роста акцентирует внимание на факторах, определяющих предложение экономических ресурсов и их эффективное использование. Разрабатываются производственные функции, с помощью которых оценивается воздействие производственных факторов, а также НТП на экономический рост.

Y=(L, K, N, A)

L- затраты живого труда.

K- затраты производительного капитала.

N- природные ресурсы.

A- НТП

 

 

Тема 10. Потребление, сбережение, инвестиции.

 

  1. Потребление и сбережение в масштабах национальной экономики.

2. Сущность мультипликатора.

 

Исследуя экономику на макроуровне, можно вывести соотношение между доходами и расходами на макроуровне. Это своеобразное выражение равновесия между предложением (созданный национальный доход) и спросом (использованный национальный доход). Важным вопросом будет выяснение: может ли рыночный механизм обеспечить равенство доходов и расходов при полной занятости. Если нет, то целесообразен вопрос о вмешательстве государства в экономику.

Совокупные доходы общества – это национальный доход. Совокупные расходы – это расходование национального дохода на потребление и накопление(инвестирование). Однако не все полученные населением доходы полностью расходуются, часть из них сберегается, т.е. откладывается. При низком уровне доходов расходуются сбережения предыдущих периодов, тогда сбережения отрицательны. Предметом анализа в рамках данной проблемы становятся категории национального дохода, инвестиций, потребления, и сбережения.

Доход после уплаты налогов равен потреблению плюс сбережения.

D=C+S

Если доход изменяется, то потребление также меняется в том же направлении, но изменение потребления меньше, чем изменение дохода. Соотношение между изменением потребления и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению.

MPC- marginal propensity to consume. MPC= C/ Y.

Допустим, человек располагает доходом в 1000 грн. Посмотрим, как будет расти его расходы на потребление при равномерном росте его дохода на 100 грн. ежемесячно.

 

месяц доход потребление Предельная склонность к потреблению сбережение Предельная склонность к сбережению
Январь     - - -
февраль     90/100=0,9   10/100=0,1
март     80/100=0,8   20/100=0,2
апрель     70/100=0,7   30/100=0,3  

Закономерность такая, с ростом дохода человек начинает лучше питаться, одеваться, путешествовать и одновременно растут его сбережения. Абсолютно растут и потребление, и сбережения, но относительная доля потребления все более и более сокращается, а доля сбережений растет.

Величина предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей.

0< изменение c /изменение y <1

Предельная склонность к сбережению определяется как отношение изменения величины сбережений к изменению дохода:

MPS= изменениеS/изменение Y, MPS- marginal propensity to save.

Каково соотношение между предельной склонностью к потреблению и предельной склонностью к сбережению. Очевидно, если общий доход возрастает, то часть этого прироста будет направлена на потребление. А часть на сбережение, поэтому сумма изменения потребления и сбережения должна быть равна изменению дохода.

C+ S= Y, то тогда изм.C/изм.Y +изм. S/изм.Y=1,

В феврале MPC+MPS=0,9+0,1=1, в марте 0,8+0,2=1

Графический анализ потреблению.

На оси X откладывается чистый доход (после уплаты налогов). На оси Y- расходы на потребление. Если бы расходы в точности соответствовали доходам, то это отражала бы любая точка, лежащая на прямой, проведенной под углом 45 градусов. В действительности такого совпадения не бывает, поэтому кривая потребления отклоняется от линии 45 вниз. Место пересечения линии 45 и кривой потребления в точке В означает уровень нулевого сбережения. Слева от этой точки можно наблюдать отрицательное сбережение (т.е. расходы превышают доходы - жизнь в долг), а справа - сбережение положительное. Отрезок Е1Е0 показывает размеры потребления, а отрезок Е0Е2 –размеры сбережения. Равенство доходов и расходов в точке В.

 

 

  1. Инвестиции и их роль.

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального дохода общества. Следует отметить, что уровень инвестиций и уровень сбережений определяется во многом разными процессами.

Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Источником инвестиций являются сбережения. Проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими агентами, а инвестиции могут осуществлять другие группы лиц. Сбережения широких слоев населения являются источником инвестиций. Но эти лица не осуществляют капиталобразования, или инвестирования, связанного с реальным приростом капитальных благ. Если источником инвестиций являются накопления промышленных предприятий, тогда «сберегатель» и «инвестор» совпадают. Но в целом процессы инвестирования и сбережения не совпадают.

Инвестиции зависят от:

  1. ожидаемой нормы прибыли или рентабельности;
  2. инвестор всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложения и решающим будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода, а может разместить свои деньги в банке. Если норма процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и, наоборот, если норма процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений.

Графически взаимосвязь между нормой процента, инвестициями и сбережениями выглядит следующим образом:

Кривая - инвестиции; кривая - сбережения, на оси Y – значение нормы процента, на оси X- сбережения и инвестиции.

 

И сбережения, и инвестиции зависят от нормы процента. Чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций, чем выше уровень процентной ставки, тем выше сбережения. Но, сбережения – это функция дохода.

Важнейшие макроэкономические пропорции, отражающие взаимодействие инвестиций, сбережений и дохода, можно представить следующим образом:

Y=C+I, т.е. национальный доход при его использовании равен сумме на потребление и инвестиций. При этом потребление есть функция дохода C=C(Y).

С другой стороны, произведенный национальный доход можно представить как Y=C+S, S – сбережения, которые также являются функцией дохода, следовательно, S=S(Y)

Итак, если C+I=C+S, где I=S, где инвестиции – функция процента, а сбережения – функция Y:S=S(Y)

Равенство I(r)=S(Y) демонстрирует важность соблюдения определенных пропорций в экономике для равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

Следующая задача: определить уровень национального дохода, когда сбережения и инвестиции находятся в состоянии равновесия.

Национальный доход используется по двум основным каналам: на потребление и инвестиции, т.е. Y=C+I. Совокупные расходы – это расходы на личное потребление и на производственное потребление. В условиях стагнирующей экономики уровень склонности к потреблению невысок, и уровень национального дохода, соответствующий равенству доходов и расходов (на личное потребление) установится на точке S0, т.е. на уровне нулевого сбережения. Однако, если к расходам на личное потребление добавить инвестиции, то линия СС сдвинется вверх по вертикали и займет положение С+I. Теперь кривая C+I пересечет линию 45 (линию равенства доходов и расходов) в точке Е. Этой точке будет объем НД в размере ОN. Точка N приблизилась к точке F, т.е. тому уровню НД, который соответствует полной занятости. Чем больше инвестиции, тем выше поднимая кривая С+I и тем ближе к уровню полной занятости. Если государство будет не только стимулировать частные инвестиции, но и само осуществлять целый набор различных расходов, то кривая С+I превратится в кривую С+I+G, где G – государственные расходы. Это- графическая иллюстрация роли государственных расходов и стимулирования инвестиций в частном секторе.

 

Тема 11 Безработица и инфляция.

 

  1. Понятие занятости населения. Виды безработицы.
  2. Сущность инфляции. Типы и виды инфляции.

Кривая Филипса.

 

  1. Одним из важнейших ресурсов является рабочая сила. Под рабочей силой в узком смысле слова понимается совокупность физических и духовных способностей человека, которые он использует в своей трудовой деятельности.

Под рабочей силой в широком смысле понимают все экономически активное трудоспособное население, т.е. тех, кто может и желает трудиться.

Занятость характеризует уровень вовлечения населения в процессе общественного производства. Различают несколько уровней занятости: абсолютная, полная и неполная.

  1. Абсолютная занятость отражает практически 100% вовлечение трудоспособного населения в общественное производство.
  2. Полная занятость достигается при определенном уровне безработицы, который называется естественным. Естественный уровень безработицы – такой, который обусловлен естественными процессами миграции рабочей силы и структурных изменений в экономике. Он является безопасным для экономического развития страны и обеспечивает сохранение социального мира.

Если количество безработных превышает естественный уровень, то тогда возникает неполная занятость, которая характеризуется неэффективным использованием трудового потенциала страны.

Типы безработицы различают с точки зрения причин возникновения и сточки зрения форм проявления.

С точки зрения причин возникновения различают фрикционную, структурную и циклическую.

ФРИКЦИОННАЯ безработица связана с естественными процессами миграции рабочей силы и стихийными колебаниями объемов производства: добровольная смена места работы, увольнения из-за сокращения, потеря сезонной работы. Такие безработные имеют приемлемую квалификацию, через время находят работу.

СТРУКТУРНАЯ безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, отмиранием устаревших отраслей и профессий под влиянием НТП. В силу этого работники даже высокой квалификации оказываются не нужными, в то время как производство испытывает потребность в работниках новых специальностей. Поэтому также безработные, прежде чем трудоустроиться, должны пройти переквалификацию, либо они будут вынуждены заняться неквалифицированным трудом.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ безработица обусловлена циклическими спадами производства, в силу чего многие предприятия оказываются банкротами, другие вынуждены сокращать объемы производства.

Все перечисленные три вида безработицы определяют сложившийся уровень безработицы.

Уровень = Все безработные / численность рабочей силы ∙ 100% =

безработицы

(фактический)

 

(безработица фрикционная +безработица структурная + безработица циклическая)/

(занятое население + безработные) 100%

Естественный уровень безработицы учитывает только фрикционную и структурную безработицу.

Естественный уровень безработицы= (безработица фрикционная + безработица структурная) / численность рабочей силы 100%

Каждая страна имеет свой уровень занятости и безработицы, которые обусловлены следующими факторами:

- демографической ситуацией, темпами рождаемости, смертности населения;

- темпами экономического роста, стадией промышленного цикла;

- уровнем НТП, технологиями

Для США естественный уровень безработицы равен 5-6%, Швеции 2-3%.

С точки зрения форм проявления выделяют текучую, застойную и скрытую безработицу.

ТЕКУЧАЯ охватывает тех лиц, которые в силу различных причин попадают в число безработных. Но потом опять вовлекаются в производство. Они, как правило, имеют квалификацию или способны переквалифицироваться, по состоянию здоровья могут выдерживать довольно напряженный ритм труда.

ЗАСТОЙНАЯ объединяет лиц предпенсионного возраста или не способных к освоению новой профессии, т.е. лиц слабо адаптирующихся в новых условиях производства. Они, как правило, не находят постоянного места работы и вынуждены трудоустраиваться на временные и сезонные работы.

СКРЫТАЯ безработица относится к тем работающим, которые имеют формально рабочее место, однако оно их не кормит, и они вынуждены искать дополнительную работу: сезонные с/ х работники, лица частично занятые.

Безработица играет неоднозначную роль в социально-экономическом развитии страны.

Умеренная безработица оказывает положительное явление:

1. она является резервной армией труда, откуда производство черпает дополнительную силу во время подъема;

2. она оказывает мощное стимулирующее воздействие на качество рабочей силы и качество труда, а, следовательно, и на рост производительности труда поскольку конкуренция заставляет лучше трудиться;

Чрезмерная безработица несет большие экономические и социальные издержки обществу.

1. общество недоиспользует свои наличные трудовые ресурсы, а следовательно и недопроизводит определенный объем ВНП, который оно могло бы произвести при полной занятости. Поэтому в условиях высокой безработицы фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Эту закономерность исследовал американский экономист Артур ОУКЕН, который на основании эмпирических исследований вывел следующее математическое отношение: между уровнем безработицы и недопроизводством ВНП: превышение фактического уровня безработицы над естественным ее уровнем на один процент дает отставание ВНП на 2,5%.

2. массовая безработица снижает жизненный уровень трудящихся. Потерявшие работу имею низкие доходы.

3. Способствует усилению интенсивности труда занятых.

4. снижается квалификация и профессиональное мастерство лиц, длительное время не работающих

5. безработица имеет отрицательные социально-психологические последствия – рост самоубийств, психические заболевания и т.д.

6. длительная массовая безработица снижает мотивацию к труду, к поиску высокооплачиваемой работы.

 

2.Инфляция – процесс обесценения денег, которое сопровождается нарушением законов денежного обращения.

Сущность инфляции заключается в росте цен на товары и факторы производства. Рост цен измеряется индексом цен, а также показателями изменения покупательной силы валюты, как обратная величина от индекса цен, переведенного из процентного выражения в долевое.

Базовым показателем для измерения цен являются индексы, количественно измеряющие относительное изменение уровня цен.

1. Индивидуальные индексы на отдельные товары или услуги.

i= р1/р0, где i- индекс цен, р1 – цены текущего года, р0 – цены базисного периода.

2. индексы оптовых цен производителей

3. индексы розничных цен

4. наиболее универсальным показателем является дефлятор ВНПдефлятор = номинальный ВНП/реальный ВНП∙100%

Уровень инфляции равен отношению разницы между индексом потребительских товаров текущего периода и индексом потребительских цен базисного периода к индексу потребительских цен базисного периода.

5. Iц=(i.П.ц. т.п.- i п.ц. б.п.)/i.п.ц.б.п. ∙100%

 

Еще одним параметром инфляционного процесса является период удвоения темпов инфляции. Для этого используют так называемое «правило величины 70»

Количество лет, необходимых для удвоения темпов инфляции = 70/ темп ежегодного увеличения уровня цен в %.

Например, при ежегодном уровне инфляции в 7% уровень цен удвоится приблизительно через 10 лет (70/7)

Различают открытую и подавленную инфляции.

ОТКРЫТАЯ инфляция выражается в росте цен, а подавленная – в исчезновении товаров.

ОТКРЫТАЯ инфляция может быть классифицирована по следующим критериям:

1. темпы роста цен;

2. степень расхождения цен по различным товарным группам

3. ожидаемость и предсказуемость инфляции

По ТЕМПАМ РОСТА ЦЕН различают

1. Умеренную или ползучую инфляцию, при которой сохраняется покупательная способность денег, отсутствует риск подписания контрактов.

2. Галопирующая. Рост цен значительнее, контракты привязываются к росту цен.

3. Гиперинфляция. Цены растут астрономически, расхождение цен и зарплаты становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев.

Разделение проводятся по индексу цен. Считается, что ползучая инфляция переходит в галоппирующую тогда, когда среднегодовой прирост цен превышает 3%, 5%. *-10%, о гиперинфляции говорят при достижении 50% прироста цен в год.

По второму критерию различают

1. Сбалансированную, при которой относительно друг друга цены на товары неизменны

2. Несбалансированную, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу.

С точки зрения третьего критерия различают

1. Ожидаемую инфляцию, которая ожидается и прогнозируется заранее,

2. Неожиданная, прогнозы которой не существовали.

 

Различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Сущность инфляции спроса: избыток денежных расходов наталкивается на ограниченное предложение товаров.

При росте совокупного спроса (от D1 к D2) происходит перемещение кривой спроса вправо вверх, что приводит к росту цен от D1 к D2

 

Кривая Филипса показывает связь между годовыми темпами роста безработицы, инфляции и заработной платы.

 

 

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

Повышение цены предложения смещает график совокупного предложения влево. Равновесная цена растет, а объем производства снижается.

 

 

Тема 12. Финансово-денежная система.

  1. Сущность финансов.
  2. Фискальная политика государства.
  3. Денежный рынок.
  4. Банковская система.

 

  1. Сущность финансов.

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Другими словами, финансовые отношения – денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды.

Не все денежные отношения являются финансами. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в гос. Бюджете концентрируются средства, направляемые на решение н.х. проблем, финансирование программ. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Контрольна я функция связана с необходимостью контролировать, складывающиеся в обществе экономические пропорции движения общественного продукта.

Стимулирующая функция финансов связана с тем, что с помощью налогов, льгот, штрафов, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Фискальная функция связана с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников дохода.

Финансовая система государства – совокупность финансовых отношений национальной экономики. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные финансы – это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов.

Финансы домохозяйств – это личные финансы, финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство.

 

Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: Пенсионный фонд мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП.

Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни, предполагают контроль за доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки. Общества.

С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы. В унитарных государствах два уровня: государственный и местные бюджеты; в федеральных - 3 звена, федеральный бюджет, бюджет членов федерации и местные бюджеты.

Государственный бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Доходами государственного бюджета выступают налоги и неналоговые платежи. За государственным бюджетом закреплены главные налоги – налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К налоговым доходам также относят штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относят: доходы от использования имущества, находящегося в госуд. Собственности, доходы от продажи гос. Имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы бюджеты:

- государственное управление;

- международная деятельность;

- национальная оборона;

- безопасность страны;

- судебная система;

- фундаментальные исследования;

- сельское хозяйство;

- культура и искусство;

- социальная политика.

К важнейшим показателям состояния экономики относят: - дефицит бюджета и величина государственного долга. Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.

Превышение дохода над его расходами называется профицит.

Причинами бюджетного дефицита являются: спад общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; ВПК; теневой капитал; потери, приписки, хищения, увеличение социальных расходов, военных расходов, численности госаппарата.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита – государственные займы и ужесточение налогообложения.

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний долг.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. За него необходимо отдавать ценные товары, оплачивать проценты.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. Это – долговые обязательства правительства в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг и т.д.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, т.к. государственный займ – источник покрытия бюджетного дефицита; определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины гос. Долга. В гос. долге видят две опасности: банкротство нации и переложение налогового бремени на будущие поколения.

 

  1. Фискальная политика.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Фискальная политика складывается из «дискреционной фискальной политики» и политики автоматических стабилизаторов.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.

Вспомним график совокупных расходов (потребление+инвестиции). Введение в экономический анализ государственных расходов сдвигает график совокупных расходов вверх и вызывает рост валового национального продукта. Точка макроэкономического равновесия смещается вверх по лини в биссектрисе.

 

Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние. Аналогично инвестициям и подобно инвестициям обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов:

K g=изменение ВНП/изменение G,

G- государственные расходы

К - мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить и через такие экономические категории, как предельная склонность к сбережению и предельная склонность к потреблению.

К g = 1/ 1-MPC = 1/MPS

=G ∙ Kg

Влияние налогов на национальное производство и величину ВНП.

 

 

При постоянных I и G график совокупных расходов C+I+G сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии в 45 градусов. Влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Поскольку располагаемый доход используется не только на потребление, но и на сбережения. Снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление, но и сбережения.

Каким будет при этом уменьшение потребления. Это зависит от предельной склонности к потреблению. Для определения сокращения потребления в результате введения налога необходимо умножить сумму налогового приращения (Т) на МПС или С=Т∙МРС. Аналогично этому умножение сбережения в результате введения дополнительного налога, или S=T∙ MPS




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.