КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическаяприбыль 100 000 2 страница
Дефлятор ВНП=Цена рыночной корзины в данном году/цена рыночной корзины в базовом году. ∙ 100%
В разных странах и в разные периоды темпы экономического роста могут быть различными. Общая закономерность – при низком уровне развития темпы могут достигать высокого уровня 10-15%, по мере достижения высокого уровня развития экономики страны темпы роста замедляются и устанавливаются 3-4%. Существуют два типа экономического роста преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный. Экстенсивный – обеспечивается за счет количественного увеличения факторов производства и на этой основе увеличения объемов ВНП, т.е. за счет дополнительного создания рабочих мест, увеличения использования рабочей силы, сырья, материалов. Интенсивный тип – достигается путем качественного совершенствования факторов производства на основе достижений НТП- использование производительной техники, прогрессивной технологии, повышения квалификации рабочей силы. Факторами экономического роста являются - труд, капитал, природные ресурсы, технический прогресс. Существует две основные концепции экономического роста. Кейнсианское направление в качестве доминирующего фактора экономического роста ставят совокупный спрос. Так как совокупный спрос слагается из потребления населения, валовых инвестиций предпринимателей, государственных и спроса в других странах, что обеспечивает экспорт, то расширяя эти элементы совокупного спроса можно обеспечить динамичный ЭР. Неоклассическая модель экономического роста акцентирует внимание на факторах, определяющих предложение экономических ресурсов и их эффективное использование. Разрабатываются производственные функции, с помощью которых оценивается воздействие производственных факторов, а также НТП на экономический рост. Y=(L, K, N, A) L- затраты живого труда. K- затраты производительного капитала. N- природные ресурсы. A- НТП
Тема 10. Потребление, сбережение, инвестиции.
2. Сущность мультипликатора.
Исследуя экономику на макроуровне, можно вывести соотношение между доходами и расходами на макроуровне. Это своеобразное выражение равновесия между предложением (созданный национальный доход) и спросом (использованный национальный доход). Важным вопросом будет выяснение: может ли рыночный механизм обеспечить равенство доходов и расходов при полной занятости. Если нет, то целесообразен вопрос о вмешательстве государства в экономику. Совокупные доходы общества – это национальный доход. Совокупные расходы – это расходование национального дохода на потребление и накопление(инвестирование). Однако не все полученные населением доходы полностью расходуются, часть из них сберегается, т.е. откладывается. При низком уровне доходов расходуются сбережения предыдущих периодов, тогда сбережения отрицательны. Предметом анализа в рамках данной проблемы становятся категории национального дохода, инвестиций, потребления, и сбережения. Доход после уплаты налогов равен потреблению плюс сбережения. D=C+S Если доход изменяется, то потребление также меняется в том же направлении, но изменение потребления меньше, чем изменение дохода. Соотношение между изменением потребления и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению. MPC- marginal propensity to consume. MPC= C/ Y. Допустим, человек располагает доходом в 1000 грн. Посмотрим, как будет расти его расходы на потребление при равномерном росте его дохода на 100 грн. ежемесячно.
Закономерность такая, с ростом дохода человек начинает лучше питаться, одеваться, путешествовать и одновременно растут его сбережения. Абсолютно растут и потребление, и сбережения, но относительная доля потребления все более и более сокращается, а доля сбережений растет. Величина предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей. 0< изменение c /изменение y <1 Предельная склонность к сбережению определяется как отношение изменения величины сбережений к изменению дохода: MPS= изменениеS/изменение Y, MPS- marginal propensity to save. Каково соотношение между предельной склонностью к потреблению и предельной склонностью к сбережению. Очевидно, если общий доход возрастает, то часть этого прироста будет направлена на потребление. А часть на сбережение, поэтому сумма изменения потребления и сбережения должна быть равна изменению дохода. C+ S= Y, то тогда изм.C/изм.Y +изм. S/изм.Y=1, В феврале MPC+MPS=0,9+0,1=1, в марте 0,8+0,2=1 Графический анализ потреблению. На оси X откладывается чистый доход (после уплаты налогов). На оси Y- расходы на потребление. Если бы расходы в точности соответствовали доходам, то это отражала бы любая точка, лежащая на прямой, проведенной под углом 45 градусов. В действительности такого совпадения не бывает, поэтому кривая потребления отклоняется от линии 45 вниз. Место пересечения линии 45 и кривой потребления в точке В означает уровень нулевого сбережения. Слева от этой точки можно наблюдать отрицательное сбережение (т.е. расходы превышают доходы - жизнь в долг), а справа - сбережение положительное. Отрезок Е1Е0 показывает размеры потребления, а отрезок Е0Е2 –размеры сбережения. Равенство доходов и расходов в точке В.
Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального дохода общества. Следует отметить, что уровень инвестиций и уровень сбережений определяется во многом разными процессами. Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Источником инвестиций являются сбережения. Проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими агентами, а инвестиции могут осуществлять другие группы лиц. Сбережения широких слоев населения являются источником инвестиций. Но эти лица не осуществляют капиталобразования, или инвестирования, связанного с реальным приростом капитальных благ. Если источником инвестиций являются накопления промышленных предприятий, тогда «сберегатель» и «инвестор» совпадают. Но в целом процессы инвестирования и сбережения не совпадают. Инвестиции зависят от:
Графически взаимосвязь между нормой процента, инвестициями и сбережениями выглядит следующим образом: Кривая - инвестиции; кривая - сбережения, на оси Y – значение нормы процента, на оси X- сбережения и инвестиции.
И сбережения, и инвестиции зависят от нормы процента. Чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций, чем выше уровень процентной ставки, тем выше сбережения. Но, сбережения – это функция дохода. Важнейшие макроэкономические пропорции, отражающие взаимодействие инвестиций, сбережений и дохода, можно представить следующим образом: Y=C+I, т.е. национальный доход при его использовании равен сумме на потребление и инвестиций. При этом потребление есть функция дохода C=C(Y). С другой стороны, произведенный национальный доход можно представить как Y=C+S, S – сбережения, которые также являются функцией дохода, следовательно, S=S(Y) Итак, если C+I=C+S, где I=S, где инвестиции – функция процента, а сбережения – функция Y:S=S(Y) Равенство I(r)=S(Y) демонстрирует важность соблюдения определенных пропорций в экономике для равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Следующая задача: определить уровень национального дохода, когда сбережения и инвестиции находятся в состоянии равновесия. Национальный доход используется по двум основным каналам: на потребление и инвестиции, т.е. Y=C+I. Совокупные расходы – это расходы на личное потребление и на производственное потребление. В условиях стагнирующей экономики уровень склонности к потреблению невысок, и уровень национального дохода, соответствующий равенству доходов и расходов (на личное потребление) установится на точке S0, т.е. на уровне нулевого сбережения. Однако, если к расходам на личное потребление добавить инвестиции, то линия СС сдвинется вверх по вертикали и займет положение С+I. Теперь кривая C+I пересечет линию 45 (линию равенства доходов и расходов) в точке Е. Этой точке будет объем НД в размере ОN. Точка N приблизилась к точке F, т.е. тому уровню НД, который соответствует полной занятости. Чем больше инвестиции, тем выше поднимая кривая С+I и тем ближе к уровню полной занятости. Если государство будет не только стимулировать частные инвестиции, но и само осуществлять целый набор различных расходов, то кривая С+I превратится в кривую С+I+G, где G – государственные расходы. Это- графическая иллюстрация роли государственных расходов и стимулирования инвестиций в частном секторе.
Тема 11 Безработица и инфляция.
Кривая Филипса.
Под рабочей силой в широком смысле понимают все экономически активное трудоспособное население, т.е. тех, кто может и желает трудиться. Занятость характеризует уровень вовлечения населения в процессе общественного производства. Различают несколько уровней занятости: абсолютная, полная и неполная.
Если количество безработных превышает естественный уровень, то тогда возникает неполная занятость, которая характеризуется неэффективным использованием трудового потенциала страны. Типы безработицы различают с точки зрения причин возникновения и сточки зрения форм проявления. С точки зрения причин возникновения различают фрикционную, структурную и циклическую. ФРИКЦИОННАЯ безработица связана с естественными процессами миграции рабочей силы и стихийными колебаниями объемов производства: добровольная смена места работы, увольнения из-за сокращения, потеря сезонной работы. Такие безработные имеют приемлемую квалификацию, через время находят работу. СТРУКТУРНАЯ безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, отмиранием устаревших отраслей и профессий под влиянием НТП. В силу этого работники даже высокой квалификации оказываются не нужными, в то время как производство испытывает потребность в работниках новых специальностей. Поэтому также безработные, прежде чем трудоустроиться, должны пройти переквалификацию, либо они будут вынуждены заняться неквалифицированным трудом. ЦИКЛИЧЕСКАЯ безработица обусловлена циклическими спадами производства, в силу чего многие предприятия оказываются банкротами, другие вынуждены сокращать объемы производства. Все перечисленные три вида безработицы определяют сложившийся уровень безработицы. Уровень = Все безработные / численность рабочей силы ∙ 100% = безработицы (фактический)
(безработица фрикционная +безработица структурная + безработица циклическая)/ (занятое население + безработные) 100% Естественный уровень безработицы учитывает только фрикционную и структурную безработицу. Естественный уровень безработицы= (безработица фрикционная + безработица структурная) / численность рабочей силы 100% Каждая страна имеет свой уровень занятости и безработицы, которые обусловлены следующими факторами: - демографической ситуацией, темпами рождаемости, смертности населения; - темпами экономического роста, стадией промышленного цикла; - уровнем НТП, технологиями Для США естественный уровень безработицы равен 5-6%, Швеции 2-3%. С точки зрения форм проявления выделяют текучую, застойную и скрытую безработицу. ТЕКУЧАЯ охватывает тех лиц, которые в силу различных причин попадают в число безработных. Но потом опять вовлекаются в производство. Они, как правило, имеют квалификацию или способны переквалифицироваться, по состоянию здоровья могут выдерживать довольно напряженный ритм труда. ЗАСТОЙНАЯ объединяет лиц предпенсионного возраста или не способных к освоению новой профессии, т.е. лиц слабо адаптирующихся в новых условиях производства. Они, как правило, не находят постоянного места работы и вынуждены трудоустраиваться на временные и сезонные работы. СКРЫТАЯ безработица относится к тем работающим, которые имеют формально рабочее место, однако оно их не кормит, и они вынуждены искать дополнительную работу: сезонные с/ х работники, лица частично занятые. Безработица играет неоднозначную роль в социально-экономическом развитии страны. Умеренная безработица оказывает положительное явление: 1. она является резервной армией труда, откуда производство черпает дополнительную силу во время подъема; 2. она оказывает мощное стимулирующее воздействие на качество рабочей силы и качество труда, а, следовательно, и на рост производительности труда поскольку конкуренция заставляет лучше трудиться; Чрезмерная безработица несет большие экономические и социальные издержки обществу. 1. общество недоиспользует свои наличные трудовые ресурсы, а следовательно и недопроизводит определенный объем ВНП, который оно могло бы произвести при полной занятости. Поэтому в условиях высокой безработицы фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Эту закономерность исследовал американский экономист Артур ОУКЕН, который на основании эмпирических исследований вывел следующее математическое отношение: между уровнем безработицы и недопроизводством ВНП: превышение фактического уровня безработицы над естественным ее уровнем на один процент дает отставание ВНП на 2,5%. 2. массовая безработица снижает жизненный уровень трудящихся. Потерявшие работу имею низкие доходы. 3. Способствует усилению интенсивности труда занятых. 4. снижается квалификация и профессиональное мастерство лиц, длительное время не работающих 5. безработица имеет отрицательные социально-психологические последствия – рост самоубийств, психические заболевания и т.д. 6. длительная массовая безработица снижает мотивацию к труду, к поиску высокооплачиваемой работы.
2.Инфляция – процесс обесценения денег, которое сопровождается нарушением законов денежного обращения. Сущность инфляции заключается в росте цен на товары и факторы производства. Рост цен измеряется индексом цен, а также показателями изменения покупательной силы валюты, как обратная величина от индекса цен, переведенного из процентного выражения в долевое. Базовым показателем для измерения цен являются индексы, количественно измеряющие относительное изменение уровня цен. 1. Индивидуальные индексы на отдельные товары или услуги. i= р1/р0, где i- индекс цен, р1 – цены текущего года, р0 – цены базисного периода. 2. индексы оптовых цен производителей 3. индексы розничных цен 4. наиболее универсальным показателем является дефлятор ВНПдефлятор = номинальный ВНП/реальный ВНП∙100% Уровень инфляции равен отношению разницы между индексом потребительских товаров текущего периода и индексом потребительских цен базисного периода к индексу потребительских цен базисного периода. 5. Iц=(i.П.ц. т.п.- i п.ц. б.п.)/i.п.ц.б.п. ∙100%
Еще одним параметром инфляционного процесса является период удвоения темпов инфляции. Для этого используют так называемое «правило величины 70» Количество лет, необходимых для удвоения темпов инфляции = 70/ темп ежегодного увеличения уровня цен в %. Например, при ежегодном уровне инфляции в 7% уровень цен удвоится приблизительно через 10 лет (70/7) Различают открытую и подавленную инфляции. ОТКРЫТАЯ инфляция выражается в росте цен, а подавленная – в исчезновении товаров. ОТКРЫТАЯ инфляция может быть классифицирована по следующим критериям: 1. темпы роста цен; 2. степень расхождения цен по различным товарным группам 3. ожидаемость и предсказуемость инфляции По ТЕМПАМ РОСТА ЦЕН различают 1. Умеренную или ползучую инфляцию, при которой сохраняется покупательная способность денег, отсутствует риск подписания контрактов. 2. Галопирующая. Рост цен значительнее, контракты привязываются к росту цен. 3. Гиперинфляция. Цены растут астрономически, расхождение цен и зарплаты становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев. Разделение проводятся по индексу цен. Считается, что ползучая инфляция переходит в галоппирующую тогда, когда среднегодовой прирост цен превышает 3%, 5%. *-10%, о гиперинфляции говорят при достижении 50% прироста цен в год. По второму критерию различают 1. Сбалансированную, при которой относительно друг друга цены на товары неизменны 2. Несбалансированную, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу. С точки зрения третьего критерия различают 1. Ожидаемую инфляцию, которая ожидается и прогнозируется заранее, 2. Неожиданная, прогнозы которой не существовали.
Различают инфляцию спроса и инфляцию предложения. Сущность инфляции спроса: избыток денежных расходов наталкивается на ограниченное предложение товаров. При росте совокупного спроса (от D1 к D2) происходит перемещение кривой спроса вправо вверх, что приводит к росту цен от D1 к D2
Кривая Филипса показывает связь между годовыми темпами роста безработицы, инфляции и заработной платы.
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Повышение цены предложения смещает график совокупного предложения влево. Равновесная цена растет, а объем производства снижается.
Тема 12. Финансово-денежная система.
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Другими словами, финансовые отношения – денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды. Не все денежные отношения являются финансами. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной. Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в гос. Бюджете концентрируются средства, направляемые на решение н.х. проблем, финансирование программ. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры. Контрольна я функция связана с необходимостью контролировать, складывающиеся в обществе экономические пропорции движения общественного продукта. Стимулирующая функция финансов связана с тем, что с помощью налогов, льгот, штрафов, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Фискальная функция связана с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников дохода. Финансовая система государства – совокупность финансовых отношений национальной экономики. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. Централизованные финансы – это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач. Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство.
Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: Пенсионный фонд мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями. Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни, предполагают контроль за доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки. Общества. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы. В унитарных государствах два уровня: государственный и местные бюджеты; в федеральных - 3 звена, федеральный бюджет, бюджет членов федерации и местные бюджеты. Государственный бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Доходами государственного бюджета выступают налоги и неналоговые платежи. За государственным бюджетом закреплены главные налоги – налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К налоговым доходам также относят штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относят: доходы от использования имущества, находящегося в госуд. Собственности, доходы от продажи гос. Имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности. Расходы бюджеты: - государственное управление; - международная деятельность; - национальная оборона; - безопасность страны; - судебная система; - фундаментальные исследования; - сельское хозяйство; - культура и искусство; - социальная политика. К важнейшим показателям состояния экономики относят: - дефицит бюджета и величина государственного долга. Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом. Превышение дохода над его расходами называется профицит. Причинами бюджетного дефицита являются: спад общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; ВПК; теневой капитал; потери, приписки, хищения, увеличение социальных расходов, военных расходов, численности госаппарата. Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита – государственные займы и ужесточение налогообложения. Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний долг. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. За него необходимо отдавать ценные товары, оплачивать проценты. Внутренний долг – это долг государства своему населению. Это – долговые обязательства правительства в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг и т.д. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, т.к. государственный займ – источник покрытия бюджетного дефицита; определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины гос. Долга. В гос. долге видят две опасности: банкротство нации и переложение налогового бремени на будущие поколения.
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета. Фискальная политика складывается из «дискреционной фискальной политики» и политики автоматических стабилизаторов. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. Вспомним график совокупных расходов (потребление+инвестиции). Введение в экономический анализ государственных расходов сдвигает график совокупных расходов вверх и вызывает рост валового национального продукта. Точка макроэкономического равновесия смещается вверх по лини в биссектрисе.
Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние. Аналогично инвестициям и подобно инвестициям обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов: K g=изменение ВНП/изменение G, G- государственные расходы К - мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить и через такие экономические категории, как предельная склонность к сбережению и предельная склонность к потреблению. К g = 1/ 1-MPC = 1/MPS =G ∙ Kg Влияние налогов на национальное производство и величину ВНП.
При постоянных I и G график совокупных расходов C+I+G сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии в 45 градусов. Влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Поскольку располагаемый доход используется не только на потребление, но и на сбережения. Снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление, но и сбережения. Каким будет при этом уменьшение потребления. Это зависит от предельной склонности к потреблению. Для определения сокращения потребления в результате введения налога необходимо умножить сумму налогового приращения (Т) на МПС или С=Т∙МРС. Аналогично этому умножение сбережения в результате введения дополнительного налога, или S=T∙ MPS
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |