Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа 3




«Основные направления региональной политики в России»

 

Цель: сформировать целостное представление об основных, перспективных для успешного развития страны, направлениях региональной политики.

Освоить методику экономико-статистического прогнозирования, основных показателей экономического развития России и регионов.

2 Подготовка к выполнению работы: повторить тему «Региональная экономическая политика в России»

3. Содержание отчета:

- Название практической работы;

- Цель практической работы;

- Решение задач с выводами;

- Ответы на контрольные вопросы.

4 Контрольные вопросы:

1 В чем состоит экономический смысл термина «региональная политика»?

2 Назовите отрасли рыночной специализации России (регионов), расскажите о перспективах их развития.

3 Каково экономическое значение внешнеэкономических связей для России? Перспективы внешнеэкономических отношений России.

4 Объясните, почему Россию называют «сырьевой» страной. Подтвердите ответ конкретными примерами.

5 Расскажите об основных направлениях развития отраслей рыночной специализации Уральского экономического района (других регионов России, по выбору студента).

6 Какие существуют экономико-статистические методы прогнозирования экономических показателей деятельности?

7 Объясните смысл терминов «экономическая стратегия» и «экономическая тактика» России.

8 Тенденции экономического районирования России.

9 Перспективы и направления развития свободных экономических зон России и зон свободного предпринимательства.

10 Перспективы развития отрасли телекоммуникаций в России (регионе России).

 


Задания для практического выполнения

 

Задача 1

Важную роль в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней экономической среды субъектов государства играет изучение тенденций развития явлений. В экономике принято основную направленность (тенденцию) развития называть термином «тренд». Рассмотрев данные представленных ниже таблиц, дайте общую характеристику тренда, сформулировав теоретические выводы.

 

Таблица 7 - Прогнозная оценка профессионально-квалификационной структуры занятых по 9 укрупненным группам занятий на период до 2025 года, %

Наименование групп занятий В среднем за 2002-2004гг.        
Всего занято, в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий 6,5 7,0 7,4 7,7 8,0
Специалисты высшего уровня квалификации 16,7 17,3 17,2 17,0 17,0
Специалисты среднего уровня квалификации 15,0 15,2 15,8 16,9 18,0
Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 3,2 3,7 4,7 5,7 7,0
Работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности 13,4 13,8 14,2 14,6 15,0
Квалифицированные рабочие сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводство и рыболовства 4,2 4,0 3,6 3,2 3,0
Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 16,1 16,0 15,8 15,6 15,0
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари сборщики 13,4 12,5 12,0 11,2 10,0
Неквалифицированные рабочие 11,5 10,5 9,3 8,1 7,0

 

Таблица 8 - Динамика численности населения трудоспособного возраста по ее составляющим (средний вариант прогноза), %

  Год Итого прирост трудоспособного населения Вход в трудоспособный возраст Выход из трудоспособного населения
всего из трудоспо- собного возраста смерт-ность сальдо миграции
2006-2010 -3,8 8,5 -12,7 -9,3 -3,4 0,5
2011-2015 -6,0 6,6 -13,3 -10,1 -3,2 0,7
2016-2020 -4,5 7,0 -12,5 -9,5 -3,0 1,1
2021-2025 -1,8 8,0 -10,9 -8,1 -2,8 1,2
2006-2025 -15,9 30,0 -49,4 -37,0 -12,4 3,5

 


Таблица 9 - Изменение численности населения трудоспособного возраста (оценка в %)

Регион 2000-2010 2010-2015 2015-2025
Российская Федерация -2% -13% -16%
Центральный -3% -17% -24%
Северо-Западный -6% -14% -24%
Южный 4% -7% -4%
Приволжский 1% -12% -14%
Уральский (без Тюменской обл.) -3% -14% -20%
Тюменская область 6% -9% -4%
Сибирский -2% -11% -15%
Дальневосточный -8% -13% -25%

 

Таблица 10 - Оценка возрастного состава занятого населения

Год До 30 лет 30-49 лет 50 лет и старше Всего
2002г. 23% 57% 19% 100%
2010г. 25% 51% 24% 100%
2025г. 17% 58% 25% 100%
2050г. 20% 54% 26% 100%

 

Задача 2

Прогнозирование – это одна из важнейших задач деятельности, как любого хозяйствующего субъекта, так и в целом административно-территориальной единицы – края, области, республики, региона, страны в целом.

Необходимость грамотного прогнозирования предопределена рациональным распределением трудовых, производственных, финансовых и других ресурсов, с целью повышения экономической эффективности.

В экономике применяют различные методы прогнозирования, рассмотрим некоторые из них.

 

1 Метод среднего абсолютного прироста:

а) определяем абсолютные приросты уровней динамического ряда (цепные);

б) из найденных абсолютных приростов рассчитываем среднюю величину;

в) находим прогноз на следующие периоды по формуле:

 

,

 

где уi – прогнозируемый уровень;

уn – последний уровень ряда динамики, в котором рассчитывался средний абсолютный прирост;

t - номер периода, на который определяется прогноз (t = 1,2,3,4 и т.д.)

 


Например:

Показатель Iкв. IIкв. IIIкв. IVкв.
Доход, млн.руб.        

 

а) АП1=7-5=2 млн.руб.

АП2=9-7=2млн.руб.

АП3=10-9=1млн.руб.

б) = (2+2+1)/3=1,7 млн.руб.

в) Прогноз на:

уIкв.сл.года =10+1,7*1=11,7 млн.руб.

УIIкв.сл.года=10+1,7*2=13,4 млн.руб.

и так далее

 

2 Метод среднего коэффициента роста:

а) определяем цепные коэффициенты роста;

б) из найденных коэффициентов роста вычисляем средний по формуле:

 

 

в) находим прогноз на следующие периоды времени по формуле:

 

 

где уi – прогнозируемый уровень;

уn – последний уровень ряда динамики, в котором рассчитывался средний коэффициент роста;

- средний коэффициент роста;

t – номер периода, на который определяется прогноз (t = 1,2,3,4 и т.д.)

 

Например:

Показатель Iкв. IIкв. IIIкв. IVкв.
Доход, млн.руб.        

 

а) Кр1=7/5=1,4

Кр2=9/7=1,3

Кр3=10/9=1,1

б)

в) прогноз на:

уIкв.сл.года =10*1,261=12,6 млн.руб.

УIIкв.сл.года=10*1,262=15,9 млн.руб.

и так далее.

 

На основании приведенных примеров, определите прогноз на 2010 год по показателям численности населения: (на 2010 год, исходя из того, что численность населения представлена в среднем через 11,3 года):

а) отдельного городского;

б) отдельно сельского;

в) общей численности населения.

Предварительно определите численность сельского населения, запишите результаты в таблицу.

Для прогноза используйте оба рассмотренных выше метода.

Объясните, почему прогностические оценки не совпадают с реальной тенденцией численности населения в России.

Исходные данные для решения задачи представлены в таблице.

 

Таблица 11 - Динамика численности населения России, тыс. человек на начало года

Год Всего в том числе
городское сельское
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Дополнительное задание: представьте графически (с помощью линейной диаграммы) данные о численности городского и сельского населения с 1897 по 1999 годы. Объясните, какими достоинствами обладает графический способ представления числовых данных.

 

Задача 3

Изучите информацию, представленную в таблице 12.

 

Таблица 12 - Имеются данные о производстве электроэнергии в России, в млрд.кВт./ч

Показатель Год
             
Всего              
в том числе              
- тепловые ЭС              
- ГЭС              
- АЭС 118,0 120,0 120,0 119,0 97,8 99,5 109,0

 

На основании данных таблицы 12 определите темпы изменения (цепные) производства электроэнергии. Сформулируйте выводы. Объясните причину выявленной тенденции.

Результаты расчета представьте в виде следующей таблицы 13:

 

Таблица 13 - Темпы изменения* производства электроэнергии в России (к предыдущему году), %

Показатель Год
             
Всего -            
в том числе              
- тепловые ЭС -            
- ГЭС -            
- АЭС -            

 

* - темп изменения (роста или снижения) цепной определяется отношением каждого уровня ряда динамики к предыдущему, умноженным на 100%. Если результат больше 100% - получаем темп роста, меньше 100% - темп снижения.

Задача 4

Имеются данные (фактические и прогностические) об удельном весе отдельных регионов мира в общем объеме мировой торговли.

Рассмотрев данные таблицы 14, определите прогноз на 2020 год методом среднего коэффициента роста. Сформулируйте выводы.

 

Таблица 14 - Доля регионов в мировой торговле, %

Регион мира* Год
      прогноз
АТР (АТЭС), всего 43,4 50,6 53,5  
в том числе:        
- Азиатская часть АТР (АТЭС-НАФТА) 21,2 30,8 34,3  
- Северо-американская часть АТР (НАФТА) 22,2 19,8 19,2  
Европейский союз 44,3 39,2 36,8  
Остальной мир 12,3 10,2 9,7  
Итого 100,0 100,0 100,0  

 

* - регион мира (АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество) охватывает 21 национальную экономику (Канада, США, Мексике, Перу, Чили; Китай, Япония, Корея, Тайвань, Гонконг; Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Филиппины, Бруней, Сингапур; Австралия, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея; Россия).

НАФТА – (Северо-американская ассоциация) – США, Канада, Мексика.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.