КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа 3
«Основные направления региональной политики в России»
Цель: сформировать целостное представление об основных, перспективных для успешного развития страны, направлениях региональной политики. Освоить методику экономико-статистического прогнозирования, основных показателей экономического развития России и регионов. 2 Подготовка к выполнению работы: повторить тему «Региональная экономическая политика в России» 3. Содержание отчета: - Название практической работы; - Цель практической работы; - Решение задач с выводами; - Ответы на контрольные вопросы. 4 Контрольные вопросы: 1 В чем состоит экономический смысл термина «региональная политика»? 2 Назовите отрасли рыночной специализации России (регионов), расскажите о перспективах их развития. 3 Каково экономическое значение внешнеэкономических связей для России? Перспективы внешнеэкономических отношений России. 4 Объясните, почему Россию называют «сырьевой» страной. Подтвердите ответ конкретными примерами. 5 Расскажите об основных направлениях развития отраслей рыночной специализации Уральского экономического района (других регионов России, по выбору студента). 6 Какие существуют экономико-статистические методы прогнозирования экономических показателей деятельности? 7 Объясните смысл терминов «экономическая стратегия» и «экономическая тактика» России. 8 Тенденции экономического районирования России. 9 Перспективы и направления развития свободных экономических зон России и зон свободного предпринимательства. 10 Перспективы развития отрасли телекоммуникаций в России (регионе России).
Задания для практического выполнения
Задача 1 Важную роль в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней экономической среды субъектов государства играет изучение тенденций развития явлений. В экономике принято основную направленность (тенденцию) развития называть термином «тренд». Рассмотрев данные представленных ниже таблиц, дайте общую характеристику тренда, сформулировав теоретические выводы.
Таблица 7 - Прогнозная оценка профессионально-квалификационной структуры занятых по 9 укрупненным группам занятий на период до 2025 года, %
Таблица 8 - Динамика численности населения трудоспособного возраста по ее составляющим (средний вариант прогноза), %
Таблица 9 - Изменение численности населения трудоспособного возраста (оценка в %)
Таблица 10 - Оценка возрастного состава занятого населения
Задача 2 Прогнозирование – это одна из важнейших задач деятельности, как любого хозяйствующего субъекта, так и в целом административно-территориальной единицы – края, области, республики, региона, страны в целом. Необходимость грамотного прогнозирования предопределена рациональным распределением трудовых, производственных, финансовых и других ресурсов, с целью повышения экономической эффективности. В экономике применяют различные методы прогнозирования, рассмотрим некоторые из них.
1 Метод среднего абсолютного прироста: а) определяем абсолютные приросты уровней динамического ряда (цепные); б) из найденных абсолютных приростов рассчитываем среднюю величину; в) находим прогноз на следующие периоды по формуле:
,
где уi – прогнозируемый уровень; уn – последний уровень ряда динамики, в котором рассчитывался средний абсолютный прирост; t - номер периода, на который определяется прогноз (t = 1,2,3,4 и т.д.)
Например:
а) АП1=7-5=2 млн.руб. АП2=9-7=2млн.руб. АП3=10-9=1млн.руб. б) = (2+2+1)/3=1,7 млн.руб. в) Прогноз на: уIкв.сл.года =10+1,7*1=11,7 млн.руб. УIIкв.сл.года=10+1,7*2=13,4 млн.руб. и так далее
2 Метод среднего коэффициента роста: а) определяем цепные коэффициенты роста; б) из найденных коэффициентов роста вычисляем средний по формуле:
в) находим прогноз на следующие периоды времени по формуле:
где уi – прогнозируемый уровень; уn – последний уровень ряда динамики, в котором рассчитывался средний коэффициент роста; - средний коэффициент роста; t – номер периода, на который определяется прогноз (t = 1,2,3,4 и т.д.)
Например:
а) Кр1=7/5=1,4 Кр2=9/7=1,3 Кр3=10/9=1,1 б) в) прогноз на: уIкв.сл.года =10*1,261=12,6 млн.руб. УIIкв.сл.года=10*1,262=15,9 млн.руб. и так далее.
На основании приведенных примеров, определите прогноз на 2010 год по показателям численности населения: (на 2010 год, исходя из того, что численность населения представлена в среднем через 11,3 года): а) отдельного городского; б) отдельно сельского; в) общей численности населения. Предварительно определите численность сельского населения, запишите результаты в таблицу. Для прогноза используйте оба рассмотренных выше метода. Объясните, почему прогностические оценки не совпадают с реальной тенденцией численности населения в России. Исходные данные для решения задачи представлены в таблице.
Таблица 11 - Динамика численности населения России, тыс. человек на начало года
Дополнительное задание: представьте графически (с помощью линейной диаграммы) данные о численности городского и сельского населения с 1897 по 1999 годы. Объясните, какими достоинствами обладает графический способ представления числовых данных.
Задача 3 Изучите информацию, представленную в таблице 12.
Таблица 12 - Имеются данные о производстве электроэнергии в России, в млрд.кВт./ч
На основании данных таблицы 12 определите темпы изменения (цепные) производства электроэнергии. Сформулируйте выводы. Объясните причину выявленной тенденции. Результаты расчета представьте в виде следующей таблицы 13:
Таблица 13 - Темпы изменения* производства электроэнергии в России (к предыдущему году), %
* - темп изменения (роста или снижения) цепной определяется отношением каждого уровня ряда динамики к предыдущему, умноженным на 100%. Если результат больше 100% - получаем темп роста, меньше 100% - темп снижения. Задача 4 Имеются данные (фактические и прогностические) об удельном весе отдельных регионов мира в общем объеме мировой торговли. Рассмотрев данные таблицы 14, определите прогноз на 2020 год методом среднего коэффициента роста. Сформулируйте выводы.
Таблица 14 - Доля регионов в мировой торговле, %
* - регион мира (АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество) охватывает 21 национальную экономику (Канада, США, Мексике, Перу, Чили; Китай, Япония, Корея, Тайвань, Гонконг; Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Филиппины, Бруней, Сингапур; Австралия, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея; Россия). НАФТА – (Северо-американская ассоциация) – США, Канада, Мексика.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |