Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация как новое качественное состояние мировой экономики




Порядок оформления курсовой работы

 

1.4.1. Требования к оформлению
текстовой части курсовой работы

 

Ко всем видам отчетов о научно-исследовательской работе, в том числе и к курсовым работам, предъявляются единые требования к оформлению текстовой части, таблиц, иллюстраций и списка использованных источников.

Курсовая работа должна быть представлена в машинописном виде через 1,5 интервала, 14 размер шрифта Times New Roman Cyr. На листе должно быть 30-32 строки, а строка должна содержать 65-70 знаков.

Текст курсовой работы должен быть отформатирован «по ширине».

Работа выполняется на бумаге формата А4 (210 мм х 297 мм), подшивается в папке.

На листах текста необходимо оставлять поля: слева –
30 мм? справа – 15 мм, сверху и снизу по 20 мм. Абзацный отступ должны быть одинаковым по всей работе и составлять 1,25 см.

Страницы работы должны быть пронумерованы (нумерация сквозная). Первой страницей курсовой работы является титульный лист (номер страницы не проставляется), второй утвержденный план и содержание (номера страниц не проставляются), третьей введение, однако нумерация проставляется со второго листа введении (4-я страница) в верхнем правом углу листа арабскими цифрами.

Текст основной части курсовой работы в соответствии с планом делится на разделы, которые подлежат нумерации. По тексту обязательно указывается название разделов, которые должны соответствовать плану курсовой работы. Каждый раздел работы следует начинать с нового листа.

Заголовок раздела располагается по центру листа, точка в конце не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце жирным шрифтом. Заголовки и текст должны быть отделены одним междустрочным полуторным интервалом. Например,

 

Текст

 

В тексте курсовой работы не допускается:

– размещать заголовки на одной странице, а текст на следующей, также не допускается разрыв таблиц с текстом, т.е. нельзя помещать заголовки внизу одной страницы, а следующий за ним текст или таблицу на другой;

– подчеркивать заголовки и разделять в них слова на слоги при переносе;

– применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы);

– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы (например: «Работа пассажирского транспорта измеряется в пассажиро-километрах, а не в п-км»);

– применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии и пунктуации (т. е.; и т. д.; т. п.; и др.; и пр.; и т. п.), а также соответствующими государственными стандартами. Например, выражение «в том числе» следует писать полностью, а не «в т.ч.»;

– отделять пробелом число и знак процента, слово и знаки препинания, например, вместо 18 % следует писать 18% и т.д.;

– разрывать числовое значение показателя и единицы его измерения, инициалов и фамилии авторов, если они не помещаются на одной строке. В этом случае следует использовать «принудительный перенос», например, вместо «Объем российского экспорта в 2010 году составил 396,4 млрд. долл.» следует писать

«Объем российского экспорта в 2010 году составил
396,4 млрд. долл.»;

– применять разговорные словообразования, заменять в тексте слова буквенными обозначениями;

– использовать в тексте математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин;

– употреблять математические знаки без цифр, например: ≤ (меньше или равно), < (меньше), ≥(больше или равно), > (больше), ≠ (не равно), а также знаки – № (номер), % (процент).

В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений, которые не требуют расшифровки в тексте. Если специальные буквенные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, но в тексте часто повторяются, то при первом упоминании пишется полное название, а в скобках дают буквенную аббревиатуру, которой и пользуются в дальнейшем.

 

1.4.2. Требования к оформлению таблиц

 

Статистический материал в курсовой работе целесообразно оформлять в виде таблиц. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте.

Таблицы должны быть расположены на одной странице. Громоздкие табличные данные выносятся в приложения. Если таблица вынесена в приложение, то в общее число таблиц курсовой работы она не включается и обозначается словом «Приложение».

По тексту дается анализ таблицы, в котором не повторяются приводимые в таблице показатели, а даются заключения и обобщения из ее материалов, определяются тенденции изменения показателей, выявляются причины и дается оценка произошедших изменений. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.

При ссылке на таблицу в круглых скобках указывается сокращенное название «табл.» и ее номер, например, (табл. 5).

Повторные ссылки на таблицу следует давать с сокращенным словом «смотри» – (см. рис. 5).

Все аналитические таблицы должны иметь заглавие. Название таблицы должно отражать ее содержание, объект и период исследования, быть точным, кратким.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами последовательно в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок должны начинаться с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точка после него не ставятся.

Заголовок следует помещать над таблицей посередине, без точки в конце. Не допускается использование курсива или жирного шрифта при оформлении таблиц. Текст, слово «Таблица», название таблицы и сама таблица не разделяются дополнительными межстрочными интервалами. Например,

 

Текст

Таблица 1

Динамика объемов внешней торговли
Белгородской области за 2007–2009 годы

(млн. долл. США)

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %
2009 г. от 2007 г. 2009 г. от 2008 г. 2009 г. к 2007 г. 2009 г. к 2008 г.
Внешне-торговый оборот 6378,8 8863,1 3897,8 -2481,0 -4965,3 61,1 44,0
Экспорт 2316,4 3784,1 1761,9 -554,5 -2022,2 76,1 46,6
Импорт 4062,4 5079,0 2135,9 -1926,5 -2943,1 52,6 42,1
Сальдо торгового баланса -1746,0 -1295,1 -374,0 -1372,0 -921,1 21,4 28,9
Коэффициент покрытия импорта экспортом, % 57,0 74,5 82,5 25,5 8,0 - -

Рассчитано по: Внешнеэкономическая деятельность организаций Белгородской области в 2009 году: Аналитический материал / отв. отв. за выпуск Л. Д. Новикова. – Белгород: Белгородстат. – 2010. –
С. 28

 

Текст

 

Заголовки в графах таблицы следует писать кратко, не допуская сокращений отдельных слов. Заголовок граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. В таблице обязательно должны указываться единицы измерения, периоды времени и другие данные, раскрывающие ее основное содержание.

«Шапку» таблицы следует выравнивать «по центру», а показатели в боковике таблицы – «по левому краю». Абзацный отступ в таблице не ставится.

В таблицах допускается уменьшение размера шрифта на 1-2 пункта, рекомендованный междустрочный интервал – «одинарный».

Таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями. Каждый показатель должен помещаться в строго очерченной со всех сторон графе. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и колонок диагональными линиями не допускается. Заголовки колонок, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков колонок.

Наименование показателей в таблице также должно быть полным, не допускаются сокращения, обозначения показателей в виде символов.

Если все показатели, помещенные в таблице, имеют только одну единицу измерения, то сокращенное обозначение этой единицы измерения помещают в скобках справа над таблицей, на строчку ниже от названия таблицы. Когда в таблице преобладает какая-то одна единица измерения, но есть показатели и с другими размерностями, после названия таблицы помещают название преобладающей единицы измерения, а названия других приводят рядом с названием соответствующих показателей. Если большинство показателей имеют разные единицы измерения, то они отражаются рядом с наименованием показателей или их указывают в заголовках граф. Не следует приводить единицы измерения в специально выделенной для этого колонке таблицы, располагаемой после колонки с наименованием показателей.

Также не рекомендуется помещать в таблицах графу «Номер по порядку». Нумерация граф и строк дается в том случае, если на них необходимо давать ссылку в тексте. При необходимости нумерации показателей в боковике таблицы порядковые номера должны указываться перед их наименованием.

Дробные числа приводятся в виде десятичных дробей. Если расчеты ведутся с точностью до одной десятой, то при отсутствии десятичных дробей, после целого числа ставится запятая и «нуль» (100,0). Если расчеты ведутся с точностью до одной сотой, то ставятся два нуля (100,00). Цифры в графах следует располагать колонками – единицы под единицами, десятки под десятками, десятые доли под десятыми долями и т.п. Выравнивание статистических данных в колонках таблицы – «по правому краю», внизу строки.

В графах таблицы нельзя оставлять свободные места, если данные отсутствуют, то надо ставить тире или писать «н.д.» (нет данных).

Сразу под таблицей даются сноски, уточняющие содержание таблицы, и ссылки, откуда взяты статистические данные.

Если данные таблицы полностью заимствованы и какого-либо источника, то под таблицей указывается «Источник:» и дается его название, выходные данные, конкретные страницы, откуда была взята соответствующая информация.

Если таблица была составлена по данным нескольких источников, то под таблицей следует писать «Составлено по:» с перечислением всех источников информации.

Если данные, взятые из источника, служили только исходной информацией для расчета показателей, помещенных в таблицу, то под таблицей указывается «Рассчитано по:» и т.д.

Уточнения к таблице и ссылки на источники приводятся сразу же после таблицы, 12-м шрифтом. Таблица и следующий за ней текст должны быть отделены одним междустрочным интервалом.

 

 

1.4.3. Требования к оформлению иллюстраций

 

Количество иллюстраций, помещенных в курсовую работу, определяется содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность.

Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы, графики и др.) называются рисунками. В работу следует помещать лишь такие иллюстрации, которые обогащают содержание. Все иллюстрации должны быть описаны в тексте.

Иллюстрации располагаются в работе сразу же после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. При ссылке на рисунок в круглых скобках указывается сокращенное название «рис.» и его номер, например, (рис. 3).

Повторные ссылки на рисунки следует давать с сокращенным словом «смотри» – (см. рис. 3).

Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней, и порядковый номер, который прописывается арабскими цифрами последовательно в пределах всей курсовой работы.

В названиях иллюстраций используется сокращенное название «Рис.», а по тексту при описании рисунка слово приводится полностью – «рисунок», «на рисунке» и т.д.

Название иллюстраций пишется по центру листа, с заглавной буквы строчными буквами, не выделяется цветом, в конце точка не ставится. Например,

 

Рис. 1. Динамика объемов внешней торговли
Российской Федерации за 2005-2010 годы

 

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте курсовой работы. При ссылках на иллюстрации следует писать «на рисунке 1…».

Приведенные в таблицах, диаграммах, графиках проценты должны исчисляться с точностью не менее как до одной десятой.

Иллюстративным материалом являются и графики. При написании курсовой работы необходимо учитывать правила построения графиков:

1. График изображают в прямоугольной системе координат. Значения аргумента откладывают по оси абсцисс, а функции – по оси ординат. Длины осей берут примерно равными.

2. На каждой координатной оси проставляется наименование показателя и его размерность.

3. Масштаб графика выбирается по осям равномерный, т.е. такой, чтобы каждое деление содержало одинаковое количество единиц. При выборе мелкого масштаба можно подписывать не все линии координатной сетки, а, например, через одну. Выбранную систему надписи нужно выдерживать вдоль всей оси. Если измеряемые величины выражаются числами, содержащими общий множитель, например, 103, 10-5 и т.д., то величину этого множителя удобно написать один раз в конце оси, включив его в символ величины.

4. При выборе шкалы не обязательно начинать от нуля. Значения крайних точек на оси выбираются близкими к наименьшему/наибольшему значениям в ряду измеренных величин и кратными единице масштаба по одной оси. При выполнении этого условия и правильном соотношении масштабов график располагается под углом 45° к координатным осям и занимает все поле чертежа.

5. Значения всех точек на графике должны быть подписаны и размещены таким образом, чтобы их можно было легко прочитать.

6. Легенду можно размещать справа или внизу графика.

7. Название графика не должно быть включено в поле рисунка, оно пишется под графиком, после слова «Рис.».

Последующий текст располагается через одну строку.

В курсовой работе не допускается использование цветных рисунков!

 

1.4.4. Требования к оформлению формул

 

Все имеющиеся в работе математические формулы и выражения необходимо пояснить. Если формула заимствована из литературы, то можно ограничиться ссылкой на источник и раскрыть сущность символов, входящих в нее. Оригинальные формулы объясняются в ходе их обоснования. При этом приводятся не все элементарные промежуточные результаты, а лишь основные этапы вывода формулы и окончательный результат.

Обозначения величин объясняют при их первой встрече в тексте. Все формулы печатаются разборчиво соответствующим шрифтом. Мелкий шрифт, близкое расположение знаков друг к другу и небрежность недопустимы.

Все формулы в курсовой работе нумеруют арабскими цифрами в пределах курсовой работы. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, выравнивание «по правому краю». Сама формула располагается по центру листа.

После формулы помещается перечень всех принятых в формуле символов с расшифровкой значения и указанием их единиц измерения. Перечень располагают колонкой, символ отделяют от его расшифровки знаком «тире». Первая строка должна начинаться со слова «где», размещаемого с левой стороны листа без абзацного отступа и без двоеточия после него. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Расстояние от формулы до текста должно быть не менее одной свободной строки.

Например:

 

Убезр. = Чбезр. / Чэк. актив. * 100%, (1)

 

где Убезр. – уровень безработицы, %;

Чбезр. – численность безработных, тыс. чел.;

Чэк. актив. – численность экономически активного населения, тыс. чел.

 

В случае, если за формулой следует расшифровка, после формулы ставится запятая, если расшифровки нет – точка. Если одинаковые показатели повторяются в нескольких формулах, то расшифровку этого показателя следует приводить только в первой формуле, где этот показатель встречается.

Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков (+), умножения (*), минус (-), деления (/), или других математических знаков.

Формулы, как правило, излагаются в первом разделе курсовой работы. В дальнейшем при использовании делают ссылку в тексте на номер формулы в круглых скобках, например: «в формуле (1)….». Если в работе приводится одна формула, то она не нумеруется.

 

1.4.5. Ссылки на источники.

 

Все приводимые в работе цитаты, заимствования (перефразированные положения) и цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылку на источники. Такая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений об используемом источнике, дает необходимую информацию для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Ссылаться рекомендуется на последние издания публикаций. На более ранние издания следует ссылаться в том случае, если они содержат необходимые материалы, не включенные в последние издания.

Ссылки приводят в подстрочном примечании или дают внутри текста.

При написании научных работ, в том числе и курсовой работы, рекомендуется приводить ссылки внутри текста.

Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в список использованных источников, после упоминания о нем, после цитаты или приведенных фактических данных в квадратных скобках указывают порядковый номер, под которым оно значится в списке, и страницы. Например, [21, с.76]. Данная ссылка означает, что материал взят из источника номер 21 со страницы 76.

При цитировании текста, приведении авторских определений, использовании статистических данных или фактических примеров ссылка на конкретную страницу является обязательной. При изложении теоретического материала, часто встречающегося в разных источниках, допускается указание только номера (или номеров) литературного источника, например [16] или [16, 24, 31].

 

1.4.6. Требования к оформлению
списка использованных источников

Любая научная работа, в том числе и курсовая работа, должна содержать список использованных источников. В список рекомендуется включать литературу, которая была изучена в процессе освоения темы. Не рекомендуется включать в список литературу, которая, хотя и относится к теме, но не была прочитана и проработана.

Существуют различные способы группировки литературы в библиографических списках:

- алфавитный (общий алфавит фамилий авторов и заглавий книг и статей);

- по главам работы монографического характера (вначале указывается литература общего характера, затем материалы, относящиеся к той или иной главе в алфавитном или хронологическом порядке);

- систематический (по отдельным отраслям знания, вопросам и темам в их логическом соподчинении);

- хронологический (хронология публикации документов или хронология событий);

- по видам источников (официальные документы, исторические источники, научная литература, справочная литература, т.д.).

Выбор способа группировки литературы зависит от особенностей работы и специфики литературы. Для курсовой работы рекомендуется использовать алфавитный способ группировки литературы. В начало алфавитного списка можно вынести, если таковые имеются: официальные документы (государственные документы, приказы отдельных ведомств и др.).

В конце списка помещаются описания литературы на иностранных языках. Последовательность их определяется согласно алфавиту языка, к которому принадлежит литературный источник.

В настоящее время широко используются электронные ресурсы Интернет. При написании научных, в том числе и курсовых работ, могут быть использованы электронные версии печатных изданий, тематические сайты государственных органов управления и международных организаций, электронные словари. Использование электронных банков рефератов и курсовых работ не допускается и расценивается как плагиат.

При расположении в списке использованных источников ресурсов Интернет также используется алфавитный способ, но с указанием характера источника – [Электронный ресурс], а также режима доступа к нему.

Список использованной литературы, независимо от количества и разнообразия иностранных источников, имеет сквозную нумерацию. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

Каждый литературный источник, включаемый в список использованной литературы, должен быть определенным образом описан в соответствие с ГОСТом. Библиографическое описание составляют на том языке, на котором написано произведение.

Ниже приводятся примеры библиографического описания литературных источников.

 

Официальные документы

 

Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья: по состоянию на 1 февр. 2005 г: офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. – М.: Юрайт, 2005. – 480 с. – (Правовая б-ка).

Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2005. – 63 с.

О координационной антинаркотической комиссии при губернаторе области: постановление губернатора Белгородской области: от 13 окт. 2008 года № 114 (документ опубликован не был) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

Об особых экономических зонах в Российской Федерации: ФЗ РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 30, ч. II. – Cт. 3127.

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: ФЗ РФ №164-ФЗ [Электронный ресурс] / (по состоянию на 01.01.2009 в ред. ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004; №117-ФЗ от 22.07.2005; №19-ФЗ от 02.02.2006). – Режим доступа: http: // www.zakon.ru

 

Монографии

 

Снитко Л.Т. Растворцева С.Н., Гринева Н.А. Конкурентоспособность региона: теоретические основы и направления повышения: Монография. – Белгород: Кооперативное образование, 2008. – 189 с.

 

Учебник и учебные пособия

 

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. – 320 с.

Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. для вузов / под ред. А.С. Булатова,
Н.Н. Ливенцева. – М. Магистр, 2008. – 560 с.

 

Справочники и справочные пособия

 

Андреева О.Д., Арсенов В.И., Долгов С.И. Внешнеторговая энциклопедия: Справочное пособие. – М.: Экономика, 2011. – 447 с.

Википедия: Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru

Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. / Под ред. С.И. Долгова, В.В. Васильева,
С.П. Гончарова и др. – М.: Высш. шк., 2009. – 263 с.

Страны мира: Справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iformatsiya.ru/tabl/530-uroven-rozhdaemosti-2010.html

 

Статьи в периодических изданиях,
в том числе в их электронных версиях

 

Ключенко С. А. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций как фактора экономического развития Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2009. - №6. - С. 61-65.

Демографическая политика России и приоритетный национальный проект «Здоровье» [Электронный ресурс] // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. – 2010. – № 1. – Режим доступа: http:// www.mcfr.ru/journals.

 

1.4.7. Требования к оформлению приложений

 

В приложения к курсовой работе выносится иллюстративный материал, таблицы или текст вспомогательного характера.

При наличии в курсовой работе приложений в обязательном порядке на них должны быть даны ссылки по тексту курсовой работы. Ссылки на приложения в тексте, оформляются следующим образом: «...в приложении 1» или «Как видно из данных (прил. 1)……».

Приложения имеют общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц, но в общий объем курсовой работы они не засчитываются.

Каждое приложение курсовой работы должно начинаться с нового листа и иметь заголовок, который записывается прописными буквами. В правом верхнем углу листа печатается слово «Приложение» и ставится его номер по порядку. Если приложение состоит из нескольких страниц, то на каждой странице вверху в правой части пишется «Продолжение приложения….», а на последней странице данного приложения пишется «Окончание приложения ….».

Каждая таблица или рисунок, независимо от своего размера, являются отдельным приложением и располагаются на отдельном листе.

Выполненная курсовая работа сдается в переплетенном виде или в скоросшивателе.

 


1.5. Наиболее распространенные ошибки,
допускаемые студентами при написании курсовой работы

В процессе выполнения курсовой работы неизбежны трудности, заблуждения и ошибки, которые студент преодолевает при помощи научного руководителя. Однако есть ряд типичных недостатков, которых можно избежать с самого начала:

1. Несбалансированный или не утвержденный научным руководителем план, его неполное соответствие теме курсовой работы.. Изучив большой объем материала, студент должен структурировать его, выделив основные аспекты и элементы проблемы, что находит свое отражение в плане курсовой работы. Подобная ошибка встречается, если у студента отсутствуют навыки научной работы, связь с научным руководителем, если работа выполнена несамостоятельно.

2. Несоблюдение структуры введения, т.е. отсутствие какого-либо элемента (обоснования актуальности выбранной темы, предмета и объекта исследования, цели исследования, используемых методов и т.д.). Типичный недостаток заключается в том, что студент во введении неоправданно много внимания уделяет теоретическим вопросам, которые подробно должны рассматриваться в основной части (например, даются определения, статистические данные, излагаются дискуссионные точки зрения и т.д.).

3. Использование устаревших источников и неактуальной информации. К числу качественных источников относят работы авторов, внесших заметный вклад в развитие научного знания, достоверные и актуальные статистические издания, официальные документы. Однако, если в курсовой работе, написанной в 2011 году, нет ни одного источника, датированного позднее, например, 2005 года, то возникает вопрос о том, действительно ли избранная тема сохраняет свою актуальность, если она не находит отражения в научной литературе. Неактуальная информация и устаревшие источники особенно характерны для несамостоятельно выполненных работ.

4. Отсутствие материалов периодической печати. При написании курсовой работы по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» необходимо отразить современное состояние мирового хозяйства, национальных и региональных экономик, а также основных форм международных экономических отношений, конъюнктуру товарных и нетоварных рынков. Это невозможно сделать, опираясь только на учебные пособия и монографии, так как устареваемость материала по данной дисциплине гораздо выше, чем по другим экономическим дисциплинам.

5. Отсутствие и/или неправильное оформление ссылок на используемые источники, несоответствие ссылок по тексту источнику в библиографическом списке. Типичный недостаток заключается в том, что студент не всегда дает ссылки на использованную литературу в самом тексте курсовой работы. Отсутствие связи между библиографическим списком и текстом приводит к тому, что список литературы приобретает формальный характер, а сама работа выглядит легковесно и неубедительно. Несоответствие ссылок по тексту литературному источнику в библиографическом списке вызывает сомнение в самостоятельности выполнения курсовой работы, свидетельствует о формальном отношении студента к своим обязанностям. Полнота информационного обеспечения курсовой работы характеризуется не только библиографическим списком, но и теми сносками, которыми автор обозначает использование того или иного источника. Правильно оформленные внутритекстовые ссылки позволяют оценить глубину проработки материала, а также аккуратность и внимательность студента.

6. Отсутствие промежуточных выводов. Задача курсовой работы заключается в том, чтобы в результате изучения избранной проблемы прийти к определенным научным выводам. Самостоятельность выводов, полученных в результате выполнения курсовой работы, является одним из важнейших критериев ее оценки. Заключительные выводы излагаются в конце курсовой работы, однако необходимо формулировать и промежуточные выводы как по тексту курсовой работы, так и в конце очередного раздела. Они необходимы для того, чтобы логично перейти от одного раздела к другому, они обеспечивают последовательность изложения и целостность курсовой работы. При формулировании промежуточных выводов уместно использование таких выражений, как «Таким образом», «Следовательно», «Обобщая вышеизложенное», «Подводя итоги проведенных исследований» и др.

7. Отсутствие последовательности и логики изложения материала. Часто текст курсовой работы представляет собой набор отрывков из разных литературных источников, никак не связанных между собой. Это свидетельствует о неумении студента обобщать и систематизировать материал, что является одним из важнейших критериев оценки курсовой работы.

8. Ненаучный стиль изложения. При выполнении курсовой работы студент изучает большой объем литературы, написанной в разных жанрах: это учебники, научные монографии, полемические статьи, публикации в периодических изданиях и т.д. Они заметно различаются стилем изложения. Например, учебная и научная литература, как правило, отличается строгим стилем изложения, в то время как для полемической и публицистической литературы характерна яркая эмоциональная окраска. Очень часто студент оказывается под заметным влиянием жанра и переносит в свою работу выражения, которые несут слишком большую эмоциональную нагрузку и выглядят неуместно в курсовой работе, например, «к большому сожалению», «к счастью», «огромный», «прекрасный» и т.д. Следует избегать использования вопросительных предложений, например, «Так кто же ответит нам на вопрос…?», «Так в чем же заключается суть проблемы…?» и др. При написании курсовой работы необходимо избегать такого влияния, следует сосредоточить свои усилия на выработке навыков научного стиля изложения своих мыслей.

9. Отсутствие таблиц и графических иллюстраций. Экономические проблемы всегда имеют количественные характеристики, выраженные в определенных показателях. Экономист должен уметь обобщать статистические данные, группировать их в целях обоснования своих выводов. Полезным инструментом работы со статистикой и средством ее презентации являются таблицы, рисунки, гистограммы, различного вида графики и диаграммы и т.д. Их использование всегда ведет к более содержательному и убедительному изложению материала.

10. Неправильное оформление таблиц. При составлении таблиц часто отсутствуют ссылки на них в тексте курсовой работы, а также ссылки на источники, используемые для составления таблиц. Встречаются ошибки, связанные с наличием пустых ячеек в таблице, отсутствием единиц измерения, неоправданным сокращением слов, использованием буквенных символов вместо слов, неправильным округлением показателей, использованием полужирного шрифта или курсива в «шапке» или боковике таблицы и др.

11. Неправильное оформление графических иллюстраций. Наиболее распространенными ошибками при оформлении рисунков являются: отсутствие подписей осей, значений показателей, неверно выбранный масштаб рисунка, использование полужирного шрифта. Название осей должно включать название показателей и единиц измерения. Часто оси или не подписаны, или вместо наименования показателя приводятся единицы измерения. Например, некорректная подпись оси «Млн. долл.». Правильно подписанная ось: «Объем иностранных инвестиций, млн. долл. США». Также не допускается при оформлении рисунков использование полужирного шрифта и курсива.

12. Некорректное название таблиц и рисунков. Особое внимание при написании курсовой работы необходимо обратить на формулировку названия таблиц и рисунков. Часто в названии отсутствует наименование объекта или периода исследования, используется слово «анализ», что недопустимо. Например, некорректно сформулированные названия таблиц (рисунков): «Анализ показателей внешней торговли», «Показатели внешней торговли Российской Федерации». Правильно сформулированное название: «Динамика показателей внешней торговли Российской Федерации за 2006–2010 годы».

13. Отсутствие связи между содержанием работы и заключительными выводами. В заключение студент должен показать те знания, которые он получил в результате выполнения курсовой работы, поэтому они играют особенно важную роль в ее оценке. Типичным недостатком является нарушение связи между основным содержанием работы и заключительными выводами. Это происходит по двум причинам. Во-первых, выводы приобретают формальный характер, если студенту не удалось полно и глубоко изучить проблему. В этом случае в заключении преобладают второстепенные детали, в то время как важные выводы остаются за его пределами. Во-вторых, иногда в заключении неожиданно появляются проблемы, которые в основном содержании не затрагивались. Введение какого-либо нового материала (фактов, суждений) в заключительной части выглядит необоснованно. Необходимо иметь в виду, что при написании заключения нельзя просто копировать отрывки текста из основной части курсовой работы. Выводы в заключении должны иметь более высокий уровень обобщения материала.

14. Отсутствие связи между темой и содержанием работы, с одной стороны, и библиографическим списком – с другой. Подобная проблема возникает тогда, когда студент не вполне разобрался с сутью проблемы, использует один или крайне ограниченный перечень литературных источников, а список составляет с учетом требования обязательного количества используемых источников. Например, при изложении в курсовой работе проблем развития внешней торговли страны (региона) неуместно использование литературных источников по внешнеторговой деятельности предприятия, так как они раскрывают содержание внешнеторговых отношений на ином уровне, не предусмотренном для изучения в рамках выбранной темы и утвержденного плана курсовой работы.

15. Неправильное оформление списка использованных источников. Наиболее часто отсутствует информация о характере используемого источника (учебное пособие, статистический сборник, монография и др.), количество страниц в источнике. Иногда при описании источника не указывается наименование издательства, указывается только один автор, в то время как книга выпущена несколькими авторами и др. Требования к оформлению библиографического списка изложены в данном методическом пособие и являются обязательными к исполнению.

16. Очень часто неправильно оформляются информационные ресурсы Интернет: указывается лишь адрес сайта и не дается никаких указаний на то, какой организации он принадлежит, и какой конкретно документ изучался при выполнении курсовой работы. При использовании информационных ресурсов Интернет необходимо давать полную информацию об источниках (см. требования в данном методическом пособии).

17. Отсутствие на последней странице заключения подписи студента и даты выполнения курсовой работы.


2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

1. Основные тенденции развития мирового хозяйства на современном этапе.

2. Глобализация и ее влияние на мировую экономику.

3. Роль экологического фактора в развитии мирового хозяйства и международных экономических отношений.

4. Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества.

5. Влияние процесса информатизации на развитие мирового хозяйства.

6. Международный терроризм и его влияние на мировую экономику.

7. Научные ресурсы мира и проблемы повышения результативности НИОКР.

8. Состояние и проблемы формирования социально-ориентированной экономики в экономически развитых странах мира.

9. Влияние НТР на экономическое развитие и внешнеэкономические связи отдельных стран и регионов.

10. Современное состояние и перспективы развития международного сотрудничества.

11. Роль государства в экономике промышленно развитых и развивающихся стран.

12. Роль ресурсообеспеченности в развитии национальной экономики.

13. Опыт рационального использования природных ресурсов в отдельных странах мира.

14. Социально-экономические последствия роста населения мира.

15. Демографическая проблема и способы ее решения в отдельных регионах и странах мира.

16. Структура и основные тенденции развития топливно-энергетического комплекса мирового хозяйства.

17. Современное состояние и перспективы развития нефтяной промышленности мира.

18. Газовая промышленность как перспективный сектор мирового топливно-энергетического комплекса.

19. Современное состояние и перспективы
развития мировой электроэнергетики

20. Альтернативные источники энергии
и проблемы их освоения

21. Современное состояние и проблемы развития атомной энергетики мира.

22. Современное состояние и перспективы развития отраслей обрабатывающей промышленности мировой экономики.

23. Основные тенденции и перспективы развития сельского хозяйства в мировой экономике.

24. Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике.

25. Место и роль США в мировой экономике.

26. Потенциал и тенденции развития экономики Японии на современном этапе.

27. Место и роль Китая в мировой экономике.

28. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран в мировой экономике.

29. Новые индустриальные страны в системе международных экономических отношений.

30. Международная конкуренция и ее особенности на современном этапе.

31. Современные тенденции развития международной торговли.

32. Основные тенденции развития мирового рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

33. Основные тенденции развития мирового рынка сырьевых ресурсов.

34. Основные тенденции развития мирового рынка машиностроительной продукции.

35. Современное состояние и перспективы развития мирового рынка услуг.

36. Современное состояние и перспективы развития международного туризма.

37. Тенденции развития внешней торговли России в последнее десятилетие.

38. Тарифные методы регулирования внешней торговли России, их влияние на предпринимательскую активность.

39. Практика использования тарифных ограничений внешней торговли в отдельных странах мира.

40. Практика использования нетарифных ограничений внешней торговли в отдельных странах мира.

41. Роль ВТО (ГАТТ) в регулировании международной торговли.

42. Современное состояние и перспективы развития аграрного сектора мирового хозяйства.

43. Мировой рынок рабочей силы: проблемы становления и развития.

44. Влияние процесса информатизации на трудовые ресурсы мировой экономики.

45. Опыт решения проблем занятости и безработицы в отдельных странах мира.

46. Мировая миграция населения и рабочей силы на современном этапе

47. Международная миграция как способ формирования мирового рынка рабочей силы.

48. Новые тенденции в области вывоза капитала и развитие международных экономических отношений на их основе.

49. Иностранные инвестиции в экономике развивающихся стран.

50. Участие России в международном движении капитала.

51. Транснациональные корпорации и их роль в развитии международного производства.

52. Роль малого бизнеса в экономике зарубежных стран.

53. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

54. Интеграционные процессы в Европе и проблемы формирования единого европейского пространства.

55. Место и роль Европейского Союза в мировой экономике.

56. Участие России в интеграционных процессах.

57. Участие развивающихся стран в интеграционных процессах.

58. Взаимодействие международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.) с развивающимися странами.

59. Россия в международных организациях: проблемы вхождения и перспективы участия.

60. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России.

61. Международные перевозки и транспортное обслуживание международных экономических связей.

62. Свободные экономические зоны в мировой экономике.

63. Особенности международного разделения труда на современном этапе.

64. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО.

65. Международная торговля лицензиями и «ноу-хау»

 


3. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.21 сек.