Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и управление рисками передвижения




Хорошо всем известное понятие «час пик» и связанные с ним «дорожные пробки» и дорожно-транспортные происшествия наглядно свидетельствуют об огромном количестве людей, движущихся по дорогам из-за своей работы, большинство которых – наемные работники того или иного работодателя: водители служебного транспорта и его пассажиры.

Нужно помнить, что работодатель, наняв для своего производства работников, одновременно принимает на себя обязательства, обязанности и ответственность по охране их труда на принадлежащих ему рабочих местах и вне их при выполнении работником своей непосредственной «трудовой функции» или других связанных с ней действий.

Статья 1079 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих» гласит: «1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов … и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. …

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064)».

Практика показывает, что реальные издержки и затраты, вызванные участием транспорта или работников работодателя в дорожно-транспортных происшествиях всегда значительно выше страхового возмещения, которое удается получить. Например, в хорошо фиксирующей все и вся Великобритании на 1 фунт страхового покрытия приходится от 8 до 36 фунтов незастрахованных издержек. Многие затраты (такие как снижение заработной платы из-за по­траченного времени, потеря заказа или сокращение производства про­дукции, административные издержки и судебные сборы, а также другие денежные потери, вызванные непредвиденными обстоятельствами, связанными с произошедшим дорожно-транспортным происшествием) могут оказаться невозместимыми для работодателя, работник которого связан с тем или иным ДТП. Кроме того, дорожные происшествия могут оказывать негативное влияние на моральный климат в коллективе и сильно вредить корпоративной репутации работодателя.

Все вышеизложенное объективно заставляет работодателя серьезно отнестись к проблеме обеспечения транспортной безопасности и предотвращения травмирования работников в дорожно-транспортных происшествиях.

Подчеркнем, что для ведения реальной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма как части производственного травматизма нужно знать, при осуществлении каких действий, связанных с его трудовой функцией, работник получил травму.

Задаваясь вопросом, где и при каких обстоятельствах получена травма, можно выделить несколько групп таких событий.

В первую группу выделим травмы, полученные в дорожно-транспортных происшествиях с работниками-«пассажирами». Напомним, что пассажиром называют любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Такие травмы могут быть получены при ДТП во время движения с работы и на работу на транспорте работодателя, включая случаи «аренды» им личной машины работника.

Такие травмы могут быть при ДТП в командировке, в том числе при осуществлении междугородних перевозок. При этом гибнут или травмируются, как правило, первые руководители, другой руководящий персонал.

Такие травмы могут быть получены при ДТП во время передвижения в рабочее время между «сменяемыми» («переменными») рабочими местами («временными» рабочими зонами типа нефтяных качалок, опор электропередач, установленного в разных местах оборудования, колодцев и т.п.). При этом часто травмируются такие работники, как связисты, дорожники, нефтяники, газовики и т.п. Как правило, при этом в транспортном средстве находится большое количество работников, а потому число жертв может достигать нескольких десятков человек.

Водитель-«любитель» (либо директор, менеджер малого предприятия за рулем автомобиля и т.п.), едущий на работу или с работы на своем, арендованном работодателем, транспорте, должен быть отнесен к разряду «пассажиров», ибо меры воздействия на него, осуществляемые работодателем, не отличаются от воздействия на «пассажиров».

Во вторую группу выделим травмы, полученные профессиональными водителями (работниками) в дорожно-транспортных происшествиях, поскольку водитель-профессионал работает на транспортном средстве и во время дорожно-транспорт­ного происшествия находится на своем «рабочем месте».

И, наконец, в третью группу мы выделим травмы, полученные во время дорожного движения в результате насилия (убийство водителей, экспедиторов, кондукторов и т.п. или нанесение им телесных повреждений).

Собранные по такой методике данные позволяют более точно выявить типы несчастных случаев, зная которые, можно будет, используя различные методики (обучение, информирование, изменение сложившихся подходов в производственном процессе), влиять на снижение производственного травматизма, связанного с дорожно-транспортным травматизмом.

Легко видеть, что из числа смертельно травмированных на производстве работников 28% от их числа погибло из-за осуществления работодателем транспортной деятельности, из них 27% – в дорожно-транспортных происшествиях. Из числа получивших тяжелые производственные травмы работников 17,5% от их числа получило такие травмы при обстоятельствах, связанных с транспортной деятельностью их работодателей. (Эти цифры говорят еще и о том, что учтенные, расследованные и признанные страховыми случаи являются в основном смертельными; при этом вопрос о том, сколько несмертельных случаев не учтено (а значит и не расследовано), либо расследовано, но не признано страховыми, остается открытым!).

Вышеприведенные цифры говорят об острой социально-экономической необходимости проведения работодателем мероприятий по предупреждению производственного травматизма из-за дорожно-транспортного травматизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.