Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции истории




Историография истории

Методология истории

Методы изучения истории

Функции истории

Лекция 1. История как наука

Перестройка. Распад СССР (1985 - 1991)

5. Становление новой российской государственности (1992 – 2008)

 

 

История всегда вызывала большой интерес общества. Наше прошлое не исчезает, а живет в накопленном опыте социальной жизни. Прежде всего, история – это форма социальной памяти человечества. А обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории. Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории в контексте мирового исторического процесса. И это происходит совсем не потому, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это необходимо учитывать, а потому, что меняется сам мир, а вместе с ним и мы сами. История – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день.

На примерах истории люди воспитываются в уважении к непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории.

История – одна из важнейших форм самосознания людей, главный способ самоидентификации общества, средство «ориентации» людей в социальном пространстве. Историческим опытом стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы, которые ссылками на историю обосновывают свои действия. Поэтому в интерпретации тех или иных событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Каждый грамотный человек должен знать историю своего Отечества, жизнь и дела своих отцов и предков. Нельзя жить на родной земле, не зная, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах и славе, заблуждениях и ошибках.

История России всегда была частью мировой цивилизации, и поэтому необходимо изучать пути развития нашего государства в контексте всемирной истории, неизменно обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе.

История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), написавший первое историческое сочинение «История». История – наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. В свою очередь, история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Отсюда следует, что предметом изучения истории является деятельность и действия людей, то есть вся совокупность отношений в обществе. В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «Содержанием истории, как отдельной науки, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Для чего нужно знать историю своей страны? Ответить на этот вопрос мы сможем, выяснив социальные функции истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение нашего национального прошлого, определение его места и роли в истории, а народ без исторической памяти не имеет будущего.

Какие же существуют функции исторической науки?

Первая функция – познавательная, интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, так как невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Образованнейший человек своего времени Н.Г. Чернышевский считал, что можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Вторая функция – политическая. Она позволяет анализировать исторические факты, выявляя закономерности в развитии общества с целью не допустить ошибок в будущем. Чтобы определить, куда и как обществу идти в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Третья функция – мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона была и остается фундаментом, на котором базируется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать все идеологические построения и гипотезы на веру.

Воспитательная функция способствует всестороннему воспитанию человека, формирует его гражданские качества, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества.

Функция социальной памяти состоит в том, что историческая наука выступает связующим звеном между прошлым и настоящим. Сообщаемые ею знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которого невозможно поступательное развитие общества.

Предмет истории в том виде, в каком мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе исторического процесса видоизменялись социальные, политические, экономические параметры общества, развивались науки и культура, а по мере развития человечества развивалась и история как наука, впитывая в себя опыт многих поколений людей. При этом расширялось и обогащалось содержание исторической науки, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.

Изучая прошлое человечества, историческая наука использует различные исторические источники - как свои собственные, так и достижения других наук (летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной и духовной культуры и пр.). Комплекс исторических источников обширен и многообразен. Исторический источник – это памятник материальной и духовной культуры непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучать прошлое человечества. В настоящее время выделяют четыре основных группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные) и 4) фонические или звуковые. Так, например, письменные источники можно разделить на единичные – уникальные, никогда не повторяющиеся, отражающие единичные события (например, Соборное Уложение 1649 года или Манифест 1861 года) и массовые, которые по одинаковой схеме описывают какой-либо процесс или явление (материалы статистических переписей, обследований и т.д.).

Основой исторической науки является собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов, анализ их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному и постоянному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: политическая история, социальная история, военная история, история государства и права, экономическая история, история культуры, историческая география, историография, а также археология и этнография. История – это воссоздание прошлого на основе источников, это своеобразное моделирование прошлого.

Сложился также и ряд специальных (или вспомогательных) исторических дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них – источниковедение (разрабатываются общие приемы и методы изучения и использования исторических источников), палеография (история письма), генеалогия (выяснение происхождения и родственных связей того или иного лица или семьи), геральдика (изучение гербов), сфрагистика (изучение печатей), нумизматика (изучение монет), а также историческая метрология (предметом исследования являются применявшиеся в прошлом отдельные единицы измерения длины, площади, объема, веса, массы и т.д.), топонимика (исследование названий географических пунктов), историческая хронология (исследование как разные народы в разное время измеряли и исчисляли время, как развивались и взаимодействовали календари) и др. Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития исторической науки.

История – наука достаточно конкретная, требующая точного знания хронологии фактов и событий. По сравнению с множеством других социально-гуманитарных наук, исследующих какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.

Из этого следует, что многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, юристы, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты социально-гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.