Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности и культура публичной речи




План:

1. Особенности публичной речи.

2. Виды публичной речи.

3. Основные требования к автору публичной речи.

4. Культура профессиональной речи.

5. Условия успешного выступления.

 

Общепринято, что публичная речь – это речь монологическая, т.е. обращённая к себе и не рассчитанная на словесную реакцию слушателей, собеседников. Это утверждение верно только отчасти, т.к. человеческая речь (исключая речь внутреннюю, речь «про себя») по своей природе является диалогичной, созданной для общения (убеждения, побуждения, просьбы, выяснения истины, получения и передачи информации, выражения мыслей и эмоций), поэтому звучащая речь всегда строится с учётом реакции собеседника, выражающейся в репликах, вопросах, в мимике, жестах, позе, дистанции. Человек, который готовит публичную речь, всегда должен представлять своего слушателя, возможно, условного, вымышленного, стараться предугадать его интересы, предпочтения, вопросы.

Парадоксом, а по сути характерной особенностью публичной речи является её монологичная форма и диалогическое содержание. В публичной речи реакцию слушателей буквально необходимо «выуживать», о ней нужно догадываться по выражению глаз, жестам, шуму, репликам, усталости аудитории одновременно с произношением речи. Здесь нужно учитывать воспринимаемость слушателями монологического высказывания с характерным ему усложнённым синтаксисом, соблюдать структурно-стилистическое единство текста, удерживая в постоянном внимании и конец, и начало высказывания.

Публичная речь – это устная форма выступления, в подготовке которого необходимо учитывать воздействие на слушателей, обязательность импровизаций, отсутствие возможности редактировать текст в процессе общения. Публичная речь позволяет передавать тончайшие нюансы настроения, авторское отношение к высказанному не только с помощью метко подобранных, изящных, интересных слов и выражений, их повторами, но и соотнесением информации с жизненным опытом аудитории, тембрально-тоновой окраской голоса, логическими ударениями и паузами, мимикой и жестами. В публичной речи особенно ярко проявляются персональные качества личности – интеллект, особенности характера (оригинальность, креативность, правдивость, отзывчивость и др.), световосприятия, способ мышления, воспитание, умение сообщать информацию, достигать согласия и решать конфликты, убеждать, оценивать, контактировать с другими и влиять на них.

Устное речевое общение подразделяется на публичное и частное. Основной разновидностью публичной речи является ораторская речь (ораторское красноречие). Современные классификации выделяют академическое, судебное, социально-политическое, социально-бытовое и богословско-церковное красноречие. Их изучает наука красноречия – риторика, названная преподавателем Киево-Могилянской духовной академии Феофаном Прокоповичем «царицей душ», «княгиней искусств». История публичной речи начинается с античности. Выдающимися ораторами, мастерами публичной речи были греки Аристотель, Демосфен, Перикл, Эсхил, Сократ, римляне Марк Фабий Квинтилиан, Марк Антоний, Марк Туллий Цицерон.

Сегодня ораторская речь, как и в целом письменная и разговорная речь, используется в разнообразных сферах общественной жизни, искусстве, науке, политике, образовании, военном деле. В современных условиях тотального ускорения ритма жизни, деловых и напряжённых будней, пресыщенности и доступности СМИ, появления в обществе человека ориентированного на различного рода развлечения угас интерес к «хитроумным словесным боям», коренным образом изменился характер ораторсой речи. В ней уменьшился пафос и торжественная патетика, ссылки на авторитетов. Современный оратор всё более имиджевый, стремящийся к оригинальности, а иногда и к открытому эпатажу, он эрудирован, немногословен, экономит своё и чужое время, в нём сочетаются деловитость и чувство юмора, система убеждений у него основывается в первую очередь на фактах и логике и в меньшей мере на выразительности, эмоциональности речи. К сожалению, сегодня менее ярким стало судебное, социально-политическое и социально-бытовое красноречие (застольные, поминальные, юбилейные речи). С распространением телевидения и Интернета, активно совершенствуется академическое красноречие (лекция, научный доклад, научное обозрение и сообщение).

Публичная речь включает в себя три этапа:

1) Изобретение (инвенция). На данном этапе оратор выбирает тему, которая должна быть информативной, воспитывающей, посильной для выступающего, актуальной для аудитории, интересной для выступающего и слушающих, соответствовать интеллектуальному уровню и эмоциональному настрою аудитории. Кроме того тема должна соответствовать основной цели выступления. Далее осуществляется процесс сбора материала, осмысление будущего выступления, выработка личной позиции к сказанному, изучение основных понятий.

2) Расположение (диспозиция). На этом этапе обрабатывается и осмысливается материал выступления, определяется основное и второстепенное, наиболее яркие примеры, хорошо воспринимаемые на слух. Оратор продумывает оптимальную последовательность изложения материала, т.е. составляет план речи (словесный, графический, изобразительный, моделированный, формульный). Это позволяет выступающему избежать нежелательных пропусков, повторов, нарушений логической последовательности.На этапе расположения выступающий продумывает оптимальность использования подобранных цифр и фактов, определяет очерёдность аргументов в подтверждение или опровержение суждений, придумывает эффективное начало и концовку речи, планирует возможность использования наглядности и технических средств.

3) Словесное выражение (элокуция). На данном этапе выступающий подбирает наиболее точные слова и фразы; определяет необходимость прописания текста или основных мыслей и выражений, дат и цифр; подбирает образные средства (эпитеты, сравнения, аналогии, риторические вопросы и т.д.); продумывает и облечает в слова связующие все части фрагменты текста. Этап словесного выражения античными риторами считался основополагающим в публичной речи. Известно изречение оратора Демосфена о том, что в красноречии «первое дело – произнесение, второе – произнесение, и третье – тоже произнесение». Причём главными частями этого процесса считалось владение голосом и телом, в современной культуре речи именуемые речевой техникой и невербальными средствами общения.

Соблюдение очерёдности этапов публичной речи, общих правил подготовки выступления позволяет создать оптимальные условия для публичного выступления, избежать непредвиденных трудностей публичной речи, спрогнозировать возможную реакцию слушателей на выступление, заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.

Методика подготовки к публичным выступлениям включает следующие методы и приёмы:

а) выступление перед воображаемой аудиторией;

б) выступление перед слушателем, который делает анализ выступления;

в) краткое изложение текста выступления;

г) использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений;

д) заучивание определений используемых терминов и понятий;

е) изучение опыта других ораторов;

ж) проработка материала выступления с целью повышения степени его привлекательности, воспринимаемости, образности (например, замена абсолютных цифровых показателей относительными данными в виде коэффициентов, индексов, процентов и т.п.).

Оратор должен хорошо знать содержание выступления, быть эрудированным, компетентным в предмете выступления. Важно, чтобы речь была убедительной, содержательной, научной, информативной, актуальной, интересной, по возможности краткой.

Античные ораторы считали, что публичная речь должна обучать, нравиться и побуждать. Этим требованиям должна отвечать и современная публичная речь. Обучающей речь может быть, когда в ней учтены интересы и мнения аудитории, когда она основывается на научно достоверных знаниях, логичных рассуждениях, отражает реальные факты и явления, когда знания могут быть использованы в дальнейшем на практике. Нравится слушателям доверительная манера изложнения, отсылка к жизненным примерам, правильность, богатство, логичность, чистота, содержательность, ясность, выразительность, милозвучность речи. Побуждает выступление эмоциональное, образное, актуальное, когда оратор проявляет небезразличие к сказанному.

Композиция устной публичной речи традиционно включает вступление, основную часть и заключение. Текст вначале записывается и обрабатывается, однако сам процесс выступления осуществляется без письменного текста, напамять. Важно заранее проработать использование специфических синтаксических средств, которые заменяют графические способы типа абзацов, цифровой нумерации, шрифтов. В устной речи следует особо (словесно) выделять:

1. Конец одного абзаца и начало следующего (Далее перейдём к рассмотрению... Следующая проблема... Переходим к... Отдельно подчеркнём... и т.п.).

2. Краткое содержание очередной части (Необходимо сказать о... Требует рассмотрения... Несколько слов нужно сказать... Следует обратить внимание... и т.п.).

3. Место новой информации среди сказанной (Обратимся к очередному положению... Рассмотрим ещё одно утверждение... и т.п.).

4. Тексты, на которые ссылается оратор (В книге... автор отмечает... На странице 12 своей работы автор подчёркивает...).

Вступление публичной речи – это своеособенный запев, увертюра дальнейших слов. Вступление должно быть интересным, вызывать доверие у аудитории. Основная часть – последовательное изложение информации, поддержание интереса присутствующих. По утверждению психологов, наилучшим образом воспринимается информация объединённая не более чем в семь узловых вопросов или значительных смысловых частей, чтобы не рассеивалось внимание, не утомлялась публика. Пресыщенность материала цифрами, датами, непроанализированными и необобщёнными фактами затрудняет восприятие основной мысли. Следует помнить, что основа публичной речи – это не удачное вступление, не новая информация, не актуальность темы, а характеристика и оценка этого материала оратором, который не просто рассказчик, а учитель и воспитатель.

Композиция публичной речи предполагает создание рациональной, стройной, непротиворечивой системы аргументов, умозаключений и выводов. Важно помнить, что наилучший эффект достигается постепенным «разрастанием» интереса слушателей в процессе публичного выступления, поэтому наиболее сильные аргументы обычно приводятся в завершение речи. Структурирование речи – процесс творческий, который практически не возможно стандартизировать, однако следует помнить о последовательности, связности, пропорциональности частей публичной речи, вступление и заключение сумарно не должны превышать 1/3 речи (правило золотого сечения).

Большое значение в процессе подготовки выступления имеет мысленное создание образа присутствующих, моделирование аудитории (возраста, пола, образования, примерного уровня компетентности, особенностей жизни и работы). С учётом воображаемой аудитории формулируется тема, продумывается композиция выступления, отбирается материал и языковые средства выражения мыслей, предугадывается реакция слушателей и возможные вопросы. Искусство публичной речи – умение подстроиться под настроение аудитории, в которой кроме заинтересованных людей часто бывают безразличные слушатели. Заинтересовать слушателей можно:

а) интригующим началом (интересным фактом из жизни, истории, парадоксальным утверждением, постановкой проблемного вопроса);
б) жизненными примерами, аналогией (соотнесением новой информации с известными явлениями);

в) шутками;

г) ссылками на интересную, полемическую телепередачу, газетную или журнальную статью;

д) цитированием высказывания авторитетной личности;

е) риторическим вопросом;

ж) акцентированием речи (выделение отдельных слов и фраз голосом, интонационными паузами, логическими ударениями, мимикой и жестами);

з) диалоговой формой общения, вопросами;

и) авансированием, затягиванием важного («Об этом я скажу чуть позже»).

Сосредоточенность, внимание, интерес слушателей к публичному выступлению может ослабевать, что может быть вызвано усталостью аудитории, обсуждением аудиторией услышанной речи, не соответствием темы выступления интересам аудитории, отсутствием культуры слушания у аудитории, личной неприязнью слушающих к выступающему, неумением оратора наладить контакт со слушателями, отсутствием у говорящего опыта публичных выступлений.

В публичной речи важным является соблюдение этических норм. Чтобы речь была убедительной, необходимо говорить просто и понятно; придерживаться только основной проблемы (не распыляясь по мелочам); не позволять слушателям в репликах и вопросах удаляться от темы; следить за падением внимания аудитории, репликами с места, вопросами, шумом; избегать «давления» на слушателей своими знаниями, эрудицией, авторитетом; отдавать преимущество «живому» общению, а не чтению с листа. Низкая речевая культура проявляется и в недооценке уровня речевого развития собеседников, в неоправданном упрощении речи, иногда отступлении от норм, употреблении разговорной, жаргонной лексики, рассчитанной на вкус самых нетребовательных слушателей, которым приходится слышать выражения и вопросы типа «Вам понятно? Вы поняли в чём дело? Неужели не ясно? Вы этого не знаете, наверно, вам надо объяснить». Об отсутствии такта свидетельствует постоянное акцентирование человека на своих личных оценках и суждениях («я считаю…», «мне кажется…», «я уверен..»), развязно-панибратское отношение к тем, о ком идёт речь, неподготовленность к публичному выступлению и др.

Убеждать и влиять выступающий может только в том случае, если он владеет словом, при этом не просто соблюдает литературные нормы, а умеет найти для конкретной ситуации самый эффективный и уместный способ передачи мысли и чувств. Например, лекция, прочитанная с соблюдением всех литературных норм, может быть не интересной, скучной, не познавательной, не выразительной. Однако, сменив монологическую речь на диалогическую, построив выступление в виде логически продуманной цепочки интересных вопросов и ответов, лектор имеет возможность избежать интонационной монотонности, прибегнуть к импровизации, активизировать аудиторию, использовать широкий спектр художественно-эстетических элементов публичной речи (стихотворных цитат, метафор, алегорий, крылатых выражений), которых одновременно не должно быть слишком много. Убедительность публичной речи будет зависить от ряда логических, психологических, этических и лингвистических требований с учётом специфики аудитории. Оратору необходимо каждый раз находить оптимальное соотношение логического и эстетического в зависимости от характера слушателей – их колличества, возраста, образования, интересов, самочувствия и др.

Успех оратора зависит от многих факторов, т.к. публичное выступление – сложный процесс, в котором задействованы нейролингвистическая, анатомо-физиологическая, акустико-артикуляционная системы, а также психика человека. Выступающий должен иметь хорошее самочувствие, быть спокойным и уверенным в себе. Культура публичной речи включает в себя умение оратора быть естественным, свободно владеть жестами, мимикой, движениями тела, интонациями, что облегчает и ускоряет установление контакта с присутствующими. Следует помнить, что даже самый приятный голос способен утомить слушателей, если речь будет длиться непрерывно более 40 минут, поэтому важно сосредотачиваться на самом главном, контролировать себя, а иногда не «выкладывать» весь материал, оставляя его на перспективу, для ответов на вопросы, для сохранения интриги, желания слушателей вновь обсудить проблему.

Главными причинами неудач в публичном выступлении являются:

а) неподготовленность оратора;

б) недостаточная громкость речи и нечёткость дикции выступающего;

в) невозможность вспомнить текст;

г) отсутствие желания и знаний для ответов на вопросы аудитории;

д) небрежный внешний вид;

е) неправильно выбранная позиция выступающего (оратор не смотрит на аудиторию, развёрнут к ней спиной или боком);

ж) использование в речи слов-паразитов;

з) зачитывание текста исключительно со слайдов или записей;

и) боязнь аудитории;

к) использование неубедительной аргументации;

л) чрезмерное погружение в собственные переживания;

м) недооценка собственных возможностей;

н) недостаток опыта;

о) воспоминания о провале;

п) отклонение от темы.

Качество публичной речи зависит не только от её содержания, но и от способа её подачи адресату. Письменная речь чаще всего более организованна: её можно перечитать, исправить. Устная речь несколько упрощена, в ней отсутствуют синтаксические усложнения, но более хаотична (нередко создаётся за миллисекунды, секунды, минуты), из-за чего появляются несогласованности словоформ, перебивы, повторы, искажения звучания, а в результате затрудняется восприятие смысла сказанного. Известный лингвист Е.А. Брызгунова, анализируя особенности устной речи, справедливо отмечает: «Чёткость артикуляционных переходов, умение держать основной тон и интенсивность звука, владение речевым дыханием – это признаки первой необходимости для формирования приемлемого и общедоступного качества речи». В данном случае эти речевые характеристики условно можно объединить одним термином «речевая техника».

Техника речи – умение владеть такими качествами голоса, как сила, звучность, высота, чёткая дикция, правильные интонации.

Интонация (лат. intonatio – «громко произносить») – тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, темпу, тембру. Учёные подсчитали, что интонация может передавать до 40 % смысла высказывания. Интонация – неотъемлемый компонент устной речи, а иногда единственное средство выражения определённых элементов значения во фразе. На письме интонация частично выражается знаками препинания, подчёркиванием слов, членением текста на абзацы, вариациями шрифтов, однако спектр передаваемых интонацией значений намного шире сравнительно с пунктуацией. Устная речь заметно богаче в интонационном плане, значительно конкретнее по своей природе. Выражая тончайшие, еле уловимые оттенки чувств и особенности психо-эмоционального состояния говорящего, интонация является одним из основных средств создания высокохудожественного образа на сцене, в кино, в искусстве выразительного чтения. Известный театральный режиссёр К. Станиславский писал: «На слушателя влияют не только мысли, представления, образы, связанные со сказанными словами, но и звуковая окраска слов – интонация и красноречивое молчание, которое договаривает недосказанное словами. Интонация и паузы сами по себе, без слов, имеют силу эмоционального влияния на слушателей».

Интонация выполняет следующие функции:

1. Выражает тип высказывания (вопрос, утверждение, побуждение).

2. Выражает коммуникативный порядок высказывания (старое / новое: в класс зашёл Вася) и устанавливает между частями фразы смысловые отношения.

3. Выражает эмоции говорящего.

4. Выражает оценку автора к высказанному.

5. Воздействует на эмоции слушающего, убеждает.

6. Указывает на завершённость-незавершённость высказывания.

7. Оформляет группы слов или предложений в единое интонационное высказывание с общим фразовым акцентом.

8. Способствует акустическому благозвучию отрезка речи, в частности расчленяет текст на предложения, абзацы, синтагмы, т.е. на соизмеримые по времени звучания фрагменты.

9. Выделяет наиболее важные по смыслу компоненты высказывания.

Узкий диапазон голоса содействует монотонным интонациям, которые убаюкивают слушателей, могут вызвать раздражение, агрессию. Умение менять интонации, находить наиболее правильные и выразительные – способность убеждать, доводить до каждого слушателя свои мысли, чувства и волю. Насчитывают свыше 20 типов интонации: пронзительная, глухая, средняя, приглушенная, ироническая, саркастическая и т.д. Иногда в высказывании на первом месте не смысл, а интонация. Так, фраза «какой ты вредный» с иронической интонацией изменяет смысл почти на противоположный. Выражение «сейчас бегу!» в зависимости от интонации может обозначать как готовность прийти на помощь, так и решительный отказ. В речи и в памяти носителей речи существуют интонации-клише, использование которых предполагает «вспоминание» нужной интонации. В результате прежде чем определить смысл фразы слушатель, реципиент соотносит услышанное со своим набором интонаций. Главные, значимые, важные слова в речевом потоке необходимо выделять более медленным темпом произношения с паузами и эмоционально возвышенной, страстной интонацией. Соответственно место фразового акцента показывает на смысловой центр высказывания, на наиболее интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ты приехал из Пинска? и Ты приехал из Пинска?

На практике интонация создаётся распределением силы динамического (экспираторного) ударения между словами, мелодикой речи, паузами, темпом речи, ритмико-мелодическими средствами, громкостью речевого потока, эмоциональными оттенками голосового тембра. В устном выступлении к интонации предъявляются следующие требования:

- натуральность, правдивость (способность легко изменять тональность, точно передавая своё душевное состояние и избегая при этом надуманности, «фальшивости», преувеличения);

- соответствие подобранных способов интонирования содержанию выступления;

- сочетание различных способов выделения фразы: словесно-логического (выделение наиболее важного слова) и эмфатического (подчёркивание эмоционального значения слова).

Важно помнить, что кроме желания сказать существует более важная задача – быть услышанным. Фраза, сказанная с «проходной» интонацией, не убедит слушателей, а монотонная и неэмоциональная речь «усыпит» присутствующих, или «оглушит» аудиторию своей громкостью. И наоборот, правильное, красивое звучание способно подчеркнуть чёткость построения высказывания, ясность изложения, яркость слова, содействует более полному усвоению сказанного. Когда про человека говорят, что у него хорошо поставлен голос, это значит, что подобрано необходимое напряжение для наилучшего звучания голоса, подобран тон, который утомляет автора и аудиторию наименее (для этого следует заботиться о тишине окружения). Публичное выступление лучше всего начинать не слишком громко, чтобы в перспективе при необходимости выделить повышением голоса и умеренным темпом важные моменты, чтобы хватило голоса и силы завершить выступление.

Важно следить за своим дыханием, которое называют энергетикой голоса. Управление голосом помогает управлять отношениями с людьми. Например, речь в низком регистре, в медленном темпе и с отделением паузами каждого слова способна убедить в уверенности говорящего, скрыть в нужный момент эмоции. Для выступающего важно уметь, оставаясь в рамках определённого речевого тона, незаметно и натурально переходить из одного голосового регистра в другой, изменять темп и силу речи согласно логического и эмоционального содержания той или иной части выступления.

Тональные изменения:

1. Ровный тон.

2. Восходящий тон – используется в общем вопросе («он приехал?»), а также перед паузой внутри фразы (кроме отдельных случаев).

3. Нисходящий тон – является показателем повествовательного значения.

Тональные композиции – схемы изменения тонов. Например: нисходящий – ровный низкий – восходящий («вы Петрова не видели?»); восходящий – ровный высокий – нисходящий («вы Петрова не трогайте»). Увеличение тонального акцента характерно вопросам с оттенком удивления и подтверждениям ожидаемого («это Петров // сделал?», «Так и произошло \\»).

Каждый голос имеет свои индивидуальные характеристики: высоту (высокий – средний – низкий), темп (длительный – обычный – ускоренный), звуковой объём (резонанс, интервал между самым низким и высоким звуками), тембр, диапазон, интенсивность. Они не являются постоянными, а способны изменяться в зависимости от эмоционального состояния человека, условий коммуникации, вида речевого высказывания.

Типы голоса:

1. Напряжённый – указывает на повтор или переспрос («Что-что ты говоришь?»).

2. Расслабленный – «ласкающий» голос («Ах, ты мой миленький!»).

3. Придыхательный – выражает высокую степень чувства («Ах, как она прекрасна!»).

4. Скрипучий – выражает отрицательное отношение («Зря ты ему помогал»).

Звучание речи не может быть постоянным – оно ритмично, а ритм создаётся паузами, количество которых зависит от того речь импровизирована или подготовлена. В последнем случае паузы обычно соотносятся с имеющимися на письме разделительными знаками. В тех случаях, когда текст не подготовлен заранее, между отдельными законченными высказываниями или их частями паузы могут отсутствовать, и, наоборот, они могут появиться там, где ни грамматически, ни логически не мотивированы. Однако они воспринимаются всегда хорошо, так как слушатели чувствуют непосредственность речи, натуральность звучания, именно поэтому импровизация требует не только знаний, мастерства и уверенности в своих силах, но и значительного такта, чувства меры как нормы поведения. Существуют определённые правила употребления речевых пауз: перед выступлением они необходимы автору, чтобы собраться с мыслями, обдумать речь, а аудитории – чтобы настроиться на слушание, привыкнуть к говорящему; в середине выступления – для разделения изложения мыслей, организации внимания слушающих. Речевые паузы также облегчают дыхание, позволяют пополнить запас воздуха в лёгких, улучшают восприятие речи. В публичной речи необходимо умело сочетать различные виды пауз:

1. Физиологические (дыхательные). Они автоматичны, однако иногда неумение владеть речевым дыханием приводит к необоснованному выделению слов, создает навязчивую и громоздкую смысловую перегрузку, утомляет слух необоснованными паузами.

2. Ритмические – в конце или середине стихотворной строки.

3. Смысловые (логические) – между предложениями, абзацами, параграфами, частями текста.

4. Психологические – возникают от волнения или специально для привлечения внимания слушателей.

5. Синтаксические – выделяют обособленные члены предложения.

Интонация является действенным языковым знаком, выражает смысл, значение, цель высказывания. Правильная и выразительная интонация является основой хорошо поставленной речи, важнейшим компонентом общения говорящего и слушающего, эффективным способом воздействия на собеседника. При этом чёткость и громкость устной речи может быть «подавлена и уничтожена» монотонностью звучания. Важно помнить, что индивидуальные и профессиональные (у дикторов новостей, экскурсоводов, продавцов, воспитателей детских учреждений и т.д.) особенности интонирования высказываний не должны диаметрально расходиться с традиционными тональными изменениями.

Дикция – ясность и отчётливость произношения звуков, слогов, слов с правильной артикуляцией. Дикция предполагает соблюдение правил орфоэпии. Выработке хорошей дикции способствуют скороговорки. Например: «Три щенка щекой к щеке щиплют щётку в ящике», «Ткач ткёт ткани на платок Тане», «В марте Марк рвёт мак», «Купи кипу пик», «Мама мыла Милу мылом», «Саша шапкой шишку сшиб», «Наташа с ушами, а Саша с усами». На дикцию влияет не только умение артикулировать звуки, но и темп речи – скорость произношения слов и длинна пауз между ними, которые зачастую индивидуальные. Нельзя утверждать что сдержанная, медленная речь обязательно плохая, а темпераментная, быстрая, страстная, наоборот, хорошая. Речь не может быть идеальной равно, когда угнетает слушателя своей медленностью и когда раздражает чрезмерной скоростью, отсутствием логических и психологических пауз. Одновременно при всей необходимости говорить темпераментно, энергично, с различной силой и высотой звучания, важно сохранить меру и такт, чтобы не превратиться в актёра, который считает своей задачей веселить и забавлять публику.

Техника речи непосредственно влияет на качество высказывания, особенно на понимание его адресатом, поэтому необходимо целенаправленно учиться контролировать оптимальную чёткость звучания. Неоправданно быстрая речь может привести к искажению артикуляции звука, незавершённости в произношении или обрывам, провалам звуков (слогов). Особенно внимательными следует быть при ускоренном чтении текста вслух, когда, как известно, взгляд читающего опережает его голос на несколько слов. В подобной ситуации зрением пропускаются предшествующие и «выхватываются» последующие звуки и слоги, что может привести к искажению смысла высказывания: он был успешным музыкантом → он был спешным музыкантом; делай что должно и будь что будет → делай что ложно и будь что будет; обрушился экономический кризис → обрушился комический кризис; люди могут выбросить из своей жизни всё что угодно → люди могут выбросить из своей жизни всё что годно.

Практическое освоение основ речевой техники, состоящей из таких компонентов, как сила, звучность, высота, дикция, интонации), является залогом успеха речевой коммуникации, позволяет оптимально управлять вниманием и интересом слушателей, доносить необходимую информацию, быть в достаточной мере «услышанным».

Важным средством контактности выступления являются личные местоимения. Местоимение я в устном высказывании следует употреблять осторожно и в меру, так как оно дистанцирует выступающего. На вы оратор обращается к слушателям, тем самым выражая своё уважение к аудитории. Местоимение мы имеет несколько значений: лекторское «мы»; «мы» выступающего и слушателя. Местоимение мы помогает создать и передать атмосферу доверия, взаимопонимания. В публичных выступлениях широко используются местоименные конкретизаторы, усиливающие степень контактности: мы с вами, мы вместе, мы все, вместе с вами и др. Эффективным способом контактности являются глагольные формы, которые приглашают слушателей принять участие в обсуждении событий, фактов, проблем: определим, объясним, уточним, конкретизируем, выясним, отметим, давайте рассмотрим и др. Подобную функцию выполняют во вступлении следующие вставные конструкции: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как вы знаете, как вы заметили, согласитесь, представьте и др. Они являются как бы призывом к концептуальной солидарности во взглядах и одновременно подготавливают слушателей к восприятию новой информации.

Эффективным способом поддержания контакта с аудиторией является вопросно-ответный ход, когда спрашивающий сам отвечает на свой вопрос, активизируя внимание слушателей и направляя их мысли в нужном русле. Следует помнить, что настраивают слушателей против оратора и разрушают речевое общение менторский (высокомерно-поучительный) тон, показное превосходство, неуважение чужой точки зрения, публичные замечания, открытое выражение своих симпатий и антипатий, завышенная громкость речи.

Чтение вслух является одним из эффективных способов тренировки публичной речи. Оно обогащает лексический запас, грамматический строй речи, приучает говорить согласно языковым нормам, тренирует чёткость дикции и умение владеть различными интонациями. Чтение вслух позволяет избавиться от речевых недостатков (косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов), т.к. писанные тексты в достаточной мере отредактированны, качественнее по форме и содержанию, чем устная речь. Читать вслух нужно чётко проговаривая слова, не торопясь, в разговорном темпе. Манера произношения должна быть натуральной: напоминать не чтение, а рассказывание, изложение собственных мыслей. Для последующей коррекции своей речи полезно делать аудиозаписи своего чтения.

Чтение – вид речемыслительной деятельности, в основе которой лежит умение воспринимать графические знаки и умение воспринимать смысл содержания текста. В зависимости от полноты и точности понимания текста выделяют ознакомительное (беглое, просмотровое) и аналитическое (изучающее) чтение. По форме восприятия различают чтение «про себя» и «вслух».

Чтение – один из основных источником информации для публичного выступления. Очевидно, что чтение требует определения степени достоверности и изучения воздействующего потенциала информации, поэтому оратору важно сопоставить прочитанное в различных источниках, отобрать, оценить и осмыслить материал в контексте темы своего выступления. Тексты научные, документальные в данном случае приоритетнее материалов публицистических и художественных. Научно-популярные тексты для чтения вслух должны содержать только достоверные сведения, быть доступного изложения и высокого художественного уровня.

Культура чтения вслух предполагает простоту, натуральность, выразительность, эмоциональность, искренность. Читать нужно чётко, внятно, не очень громко, но и не очень тихо, соблюдая паузы в тексте. Вместе с тем, это должно быть выразительное чтение, эмоционально окрашенное, способное держать внимание т.к. монотонное, однообразное чтение текста или чтение с запинками утомляет и раздражает аудиторию. Искусство чтения вслух предполагает подходящий темп исполнения, изменение силы голоса, повторное возвращение к отдельным фрагментам, обмен мнениями, вопросы, выделяющие главное. Читающий вслух должен сопереживать автору, «заразиться» текстом, эмоционально его пережить. В идеале тексты любого функционального стиля лучше всего читать наизусть, пересказывать, читать так, как будто лишь пробегаешь глазами по страницам. Особенно это касается рассказывания детям сказок, произведений, специально созданных для устного воспроизведения. В научном стиле возможно непосредственное чтение для более точного воспроизведения материала. По мнению М. Рыбниковой, «исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы… оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово». Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса.

Чтение вслух широко распространено в образовательном процессе, имеет целью обучение и воспитание аудитории. В этом случае перед чтение проводится вступительная беседа, в которой у слушателей вызывается соответствующее эмоциональное состояние, объясняются незнакомые новые слова, текст связывается с жизненным опытом. Непосредственно чтение вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес, сопереживание, однако первоначальное восприятие зачастую поверхностное, иногда с неприятием авторской позиции. Поэтому после чтения организуется повторная беседа (обычно менее продолжительная, чем первая), которая помогает сориентироваться в главной идее, подводит к более глубокому размышлению. Л. М. Гурович, Л.Б. Береговая, В. И. Логинова, рекомендуют во время беседы спросить что понравилось и что не понравилось в услышанном, задавать вопросы на воспроизведение наиболее важных эпизодов и вопросы проблемные, помогающие понять смысл текста (Какие чувства испытывает герой? Как он реагирует на жизненные ситуации? Почему он так поступил? Что бы вы сделали на его месте? Как бы вы поступили?..). В работе с дошкольниками не рекомендуется читать более 20–25 минут, т.к. дети быстро устают, их внимание рассеивается. Н.А. Рубакин отмечал, что главное в чтении не текст сам по себе, а мысли и чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя: «Сколько читателей, столько и содержаний произведения».

 

Интересно знать:

Сегодня значительно увеличилось количество профессий, требующих постоянного речевого общения. Поэтому всё чаще люди испытывают проблемы с голосом. Если у вас склонность к потере голоса, старайтесь избегать пыльных, холодных, прокуренных помещений. Чтобы поддерживать связки влажными, старайтесь дышать через нос. В домашних или рабочих условиях можно увлажнять воздух. Для голоса небезразлична и пища. Человеку «голосовой» профессии нельзя курить, есть на ночь, пить крепкий чай или кофе, поскольку всё это усиливает желудочную секрецию и может стать причиной раздражения слизистой оболочки глотки и гортани. Раздражают её также острые приправы и специи, семечки, орешки, шоколад, газосодержащие напитки, употребление кислой, острой, очень холодной или горячей пищи. Отказаться полностью от такой пищи здоровому человеку навряд ли удастся, поэтому нужно просто соблюдать меру.

Если охриплость возникла на фоне простуды, не обязательно в первый же день бежать к врачу. Нужно резко ограничить голосовую нагрузку как на работе, так и дома. Однако полное молчание не рекомендовано, так как может стать для человека психотравмирующим фактором. Говорить лучше тихим, спокойным голосом, но ни в коем случае – шёпотом. Он вреден, поскольку голосовые связки соединяются с той же силой, что и при крике. Кричать и повышать голос, разумеется, тоже нельзя. И ещё помните, что после простудных заболеваний речевая нагрузка для человека «голосовой» профессии должна увеличиваться постепенно. Педагогу сразу после выздоровления нельзя снова по 10 часов в день вести занятия или читать лекции, а диктору – вести программы в том же объёме. Перенапряжение приводит к повторному возникновению и прогрессированию заболевания.

 

Вопросы:

 

1. Назовите основные составляющие понятия «техника речи».

2. Объясните, почему от интонации зависит эффективность речи?

3. Перечислите функции интонации.

4. Какие существуют типы голоса, и что выражает каждый из них?

5. Назовите функции, которые выполняют речевые паузы.

6. Перечислите виды речевых пауз.

7. Раскройте сущность понятия «дикция».

8. Какие упражнения помогают сформировать чёткую дикцию?

9. Каковы могут быть результаты «несоблюдения» техники речи?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 11497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.