Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличие теоремы от правила




Структура теоремы

ТЕМА 8.3. СТРУКТУРА ТЕОРЕМЫ. ВИДЫ ТЕОРЕМ

Содержание

1. Структура теоремы.

2. Отличие теоремы от правила.

3. Виды теорем.

Основная литература [1, 2, 7, 9, 10, 11, 16, 30, 31, 32, 33, 34];

Дополнительная литература [17, 18, 30, 39, 52, 63, 66, 78, 86]

Понятие логического следования позволяет уточнить ряд вопросов, связанных с предложениями, которые в математике называются теоремами.

Теорема - это высказывание, истинность которого устанавливается посредством рассуждения (доказательства).

С логической точки зрения теорема представляет собой высказывание вида А Þ В, где А и В - высказывательные формы с одной или несколькими переменными. Предложение А называют условием теоремы, а предложение В - ее заключением.

Например, условием теоремы «если четырехугольник является прямоугольником, то в нем диагонали равны» является предложение «четырехугольник - прямоугольник», а заключением - предложений «в таком четырехугольнике диагонали равны».

В рассмотренном примере теорема была сформулирована с помощью слов «если..., то...». Но, как нам известно, утверждение А Þ Вможно сформулировать и по-другому.

Например, рассмотренную теорему можно сформулировать так: «во всяком прямоугольнике диагонали равны» или «для того, чтобы четырехугольник был прямо угольником, необходимо, чтобы его диагонали были равны». Есть и другие способы, но удобнее теорему формулировать в виде «если..., то…» поскольку сразу видно ее условие (что дано) и заключение (что надо доказать).

В математике кроме теорем используются предложения, называемые правилами и формулами. Выясним, чем они отличаются от теоремы.

Рассмотрим, например, такую теорему из школьного курса алгеб­ры: «если а - любое число и п, k - натуральные числа, то справедливо равенство аn × аk = a n + k». Условие данной теоремы - это предложение «а - любое число» и «п, k - натуральные числа». Заключение – это равенство аn× аk = a n + k, справедливость которого надо доказать, исхо­дя из данного условия.

Для того чтобы этой теоремой было удобнее пользоваться на практике, при выполнении различных преобразований ее формулируют в виде правила: «при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются» или записывают только формулу аn× аk = a n + k, опуская все условия, указанные в теореме. Такие упро­щения позволяют быстрее запоминать правила и формулы. Эту особен­ность математического языка широко используют в начальном курсе обучения математике, но при этом формулируют различные утвержде­ния сразу в виде правил или формул, опуская точные формулировки теорем (и, следовательно, опуская, по сути дела, условие теоремы). Но учитель, конечно, должен уметь разворачивать изучаемые в начальной школе правила (формулы) и формулировать соответствующие им теоремы. Иначе возможны ошибки как содержательного, так и логического характера. Рассмотрим, например, изучаемое в начальном курсе ма­тематики правило деления суммы на число: «для того чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое из слагаемых и полученные результаты сложить». К этой словесной формулировке правила иногда добавляют формулу: (а + b): с = a: с + b: с.

Так как этот материал изучают в начальной школе, то надо отчет­ливо понимать, что числа а, b и с могут быть только целыми неотри­цательными, причем с ¹ 0. Кроме того, воспользоваться правой ча­стью этого равенства можно при условии, что а кратно с и b кратно с.

Таким образом, теорема, лежащая в основе правила деления суммы на число, может быть сформулирована следующим образом: «Если а и с - целые неотрицательные числа (с¹ 0) и а кратно с, и b кратно с, то разделить сумму а + b на число с можно, разделив на это число каждое из слагаемых».

Если воспользоваться символами, то условие и заключение этой теоремы можно записать так:

условие: а, b, с Î Z0, с ¹ 0; а M с, bM с

заключение: (а + b): с = а: с + b: с.

Замечание. Для всякой теоремы вида «если А, то В» можно сформулировать предложение «если В, то А», которое называют обратным данному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.