Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения)




Навык — стереотипизированный способ совершения отдельных действий-операций, сформировавшийся в результате многократно­го их повторения и отличающийся свернутостью(сокращенное-тью) его сознательного контроля.

Различаются следующие навыки поведения:

перцептивные — одномоментное, стереотипизированное отражение комплекса опознавательных признаков хорошо зна­комых предметов; навыки симультанного опознания объектов;

интеллектуальные — стереотипизированные способы реше­ния задач определенного класса;

двигательные — стереотипизированные действия, система хорошо отлаженных движений. Двигательные навыки включа­ют в себя и стереотипизированное использование привычных орудий действий.

Навыки характеризуются различной степенью обобщеннос­ти — широтой охвата тех или иных ситуаций, гибкостью, готов­ностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка от­личается свернутостью (снятием) некоторых его регуляционных компонентов. Здесь потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы.

Так, навык письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных ак­тов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на решение более сложных задач.

Глава 5. Волевые психические процессы

Большинство повседневных действий относится к числу на­выков. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мы­шечным (кинестезическим) контролем. (Так, опытная машини­стка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинаю­щий печатать человек постоянно отыскивает букву глазами.)

Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединени­ем отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных ре­зультатов ранее поставленной цели немедленно включают час­тично автоматизированное действие в сферу сознательного кон­троля, происходит сознательная корректировка действий.

В следственной практике встречаются попытки обвиняемого умыш­ленно исказить свои функциональные особенности, проявляющиеся в различных навыках — почерке, походке и т. п. В этих случаях соответ­ствующий навык берется обвиняемым под сознательный контроль. Для демаскировки таких приемов следователь создает различные ситуации, затрудняющие сознательный контроль навыка: ускорение темпа дик­товки контрольного текста, организация отвлекающих действий.

Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т. п.) и общими (навыки сравнения, обобщения и др.). Ранее сформированные навыки затрудняют формирова­ние новых, родственных по содержанию навыков — происходит интерференция навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный, — отсюда трудности пе­реучивания.

Нейрофизиологической основой навыков является динами­ческий стереотип — система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители.

Действия человека ориентируются и контролируются ценно­стными эталонами, схемами, поведенческими образцами. В по­ведении человека закрепляется его операционально-стереоти-пизированный поведенческий механизм, формируются его це­левые и операциональные установки.

Деятельность индивида — устойчивая система его взаимосвя­зей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стерео-типизированном поведенческом фонде. Этот фонд способов пове­дения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности 159

Простые волевые действия состоят из трех структурных эле­ментов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение дей­ствия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связа­ны со значительными волевыми усилиями и реализуются обыч­но в форме навыков и привычек.

В каждом простом действии различаются сенсорный, цент­ральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободи­ли ему дорогу. В этом действии можно выделить все четыре компонента. Восприятие транспорта — сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко у проезжей части доро­ги, — центральный мыслительный компонент; непосредствен­ное передвижение — моторный, двигательный компонент и удо­стоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону, — контрольный компонент.

В различных действиях тот или иной из первых трех компо­нентов приобретает ведущее значение. Например, при старто­вом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент, а при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит глав­ным образом от зрительной работы, — сенсорный. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на нали­чие сенсорного и двигательного компонентов, ведущим являет­ся центральный, мыслительный компонент действия.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и мо­торный компоненты. Эти движения называются сенсомоторны-ми реакциями. Они характеризуются координационно-каче­ственными и временными параметрами.

Скорость, с которой человек может реагировать на раздра­житель, называется временем реакции (ВР). Время реакции зави­сит от:

• модальности стимула;

• интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР);

• тренированности индивида;

• его установки на совершение данного действия;

• действующих органов тела (правая рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левая);

• сложности реакции.

Двигательные реакции подразделяются на простые и слож­ные. Простая реакция — это ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ

Глава 5. Волевые психические процессы

на красный свет). Время простой сенсомоторной реакции в среднем составляет 0,2 с.

Сложная реакция происходит при необходимости принятия решений (например, при красном свете — нажать на кнопку, а при зеленом — переключить тумблер).

Время сложных сенсомоторных реакций в несколько раз превышает время простых реакций; оно рассчитывается по сле­дующей формуле:

ВР (м/с) = 270«(п + 1),

где п — число возможных альтернатив.

Все устройства отображения информации и управления дол­жны соответствовать ряду эргономических требований, предус­мотренных соответствующими ГОСТами.

Приборы и сигнальные элементы должны быть сгруппиро­ваны по их функциям или отношению к отдельным управляе­мым агрегатам, наиболее значимые элементы должны быть вы­делены размером, формой и цветом.

Воспринимая и перерабатывая информацию, человек затра­чивает на это определенное время. Приведем некоторые дан­ные:

Время в секундах

Обнаружение сигнала 0,1

Фиксация предмета глазами 0,28

Опознание простого сигнала 0,4

Считывание показания стрелочного прибора 1

Восприятие цифры или транспаранта 0,2

Восприятие семизначного числа 1,2

Время реакции на раздражители различной модальности не одинаково. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное — на свето­вые, самое продолжительное — на обонятельные и тактильные. При критических перегрузках световые сигналы должны быть заменены акустическими.

При управлении техникой кроме времени реакции необхо­димо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления.

См.: ЕникеевМ. И. Энциклопедия общей и социальной психоло­гии. М., 2002. С. 118.

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности 161

Приведем данные о времени движения различных органов человеческого тела:

Время в секундах

Движение

пальцами 0,17

ладонью 0,33

Нажатие рукой, ногой на педаль 0,72

Сгибание и разгибание

ноги 1^3

руки 0,72

Рассмотренные выше действия имеют простую структуру. Они, как правило, совершаются стереотипно, на уровне умений и навыков.

Более развернутую структуру имеют сложные волевые дей­ствия.

В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых про­межуточных результатах, текущая коррекция действий и оценка итогового результата (рис. 29).

Рассмотрим подробнее каждый этап сложного волевого дей­ствия.

Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможнос­тей — процесс формирования цели действия.

В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопро­вождается столкновением противоречивых побуждений — борь­бой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энер­гии.

Борьба мотивов — противоборство различных желаний. Прежде чем желание превратится в цель деятельности, человек оценивает, обосновывает его, взвешивает все «за» и «против». Особенно напряженно борьба мотивов происходит между жела­ниями личными и социально значимыми, между доводами чувств и разума. Эта напряженность усиливается, если предсто­ит принять ответственное решение.

Глава 5. Волевые психические процессы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. 1 * Мотивация Внешние условия
Результат действия  
    '; Текущий;;контроль;
t
"* Исполнение действия
  f
  Формирование программы, ориентировочной основы действия
  <*....... Л 1о <------
 
  а) осознание задачи
  6) принятие решения о способах действия
  t
  Принятие решения о достижении определенной цели
  +
  а) осознание ряда целей, которыми можно удовлетворить возникшую потребность ------,-_---------------- --.............. ----------- 4 б) борьба мотивов
  А
  Потребность  

Рис. 29. Структура сложного волевого действия

Желания различаются по их уровню, т. е. по степени социаль­ной значимости и эмоциональной силе.

Известный герой Салтыкова-Щедрина не мог определить, чего ему больше хочется — конституции или севрюжины с хреном. В этом гро­теске тонко подмечена несопоставимость желаний различного уровня.

Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то никакой борьбы мотивов не происходит.

Сомнения и колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково значимых желаний. Волевое усилие здесь проявляется в способности человека руководствоваться своими принципами, жизненными позициями, в преодолении эмоций ради достижения значимой цели.

В деятельности различных людей не всегда имеет место дли­тельное противоборство мотивов. Часто люди руководствуются

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности 163

определенными постоянно доминирующими мотивами. Если эти мотивы социально ценны, то поведение человека социально адаптировано, т. е. приспособлено к требованиям социальной среды. Но некоторые люди руководствуются мотивами, не учитывающими требований среды, и их поведение становится социально не адаптированным.

Побудителями поведенческой активности являются потреб­ности. Однако сами потребности и желания человека возника­ют, как правило, с учетом возможностей их реализации. Теку­щая ситуация сама по себе может формировать ситуативные мотивы — мотивы-стимулы.

Поведение человека направляется сложной системой факто­ров, комплексом мотивов. Так, в трудовой деятельности проявля­ется иерархия мотивов: выгоды, удовлетворенности, удобства, престижности, безопасности и др. От общей направленности лич­ности будет зависеть то, на каком месте окажется тот или иной из указанных мотивов, какова сила соответствующего мотива.

Кроме ценностных критериев личности на силу мотива мо­гут влиять ясность, яркость, эмоциональность и доступность цели, имеющиеся навыки ее достижения, условия, содействую­щие ее достижению. Сила мотива, в свою очередь, влияет на характер совершаемого действия: она может притупить внима­ние к препятствиям и ограничениям.

Стремясь достигнуть желаемой цели, люди нередко пренеб­регают опасностями, идут на неоправданный риск, переоцени­вают вероятность желаемых событий и недооценивают вероят­ность нежелательных последствий.

Можно выделить две общие стратегии поведения людей: уст­ремленность куспеху или к избежанию неудачи. Все, что противоре­чит сформированной мотивации, вызывает чувство дискомфор­та— когнитивный диссонанс. Своя позиция человеку обычно кажет­ся более правильной и справедливой, чем позиции других людей.

Чтобы реализовать свою установку, люди часто выдвигают защитные мотивы, иногда и не соответствующие реальным ус­ловиям. Мотив — субъективное обоснование смысла конкрет­ного целедостижения. Но мотив не всегда точно отражает в сознании то, что действительно побуждало человека к действию. Иногда специальное побуждение человека к осознанию мотива своего поведения приводит его к критической оценке поступка и изменению поведения.

Итак, исходным фактором деятельности являются потребно­сти, установки, жизненные позиции человека, на основе кото-

Глава 5. Волевые психические процессы

рых формируются соответствующие мотивы деятельности. Воз­можная борьба мотивов завершается принятием решения.

2. Принятие решения — выбор из ряда возможных целей та­кой, которая оценивается как самая оптимальная в данных ус­ловиях для данной личности.

Принятие решения — выбор варианта поведения в ситуации неопределенности. Выбор варианта поведения может быть тран­зитивным — обоснованным, оптимальным, учитывающим усло­вия развития событий и нетранзитивным — неоптимальным, ког­да не анализируются возможности, варианты развития событий.

Действия, совершающиеся без обоснованного расчета, учета возможностей реализации планов, связаны с низким интеллек­туальным уровнем субъекта, ограниченностью его оперативной и долговременной памяти, существенными дефектами в моти-вационно-регуляционной сфере.

Различают пять типов принятия решений:

1) импульсивные (процессы построения гипотез явно преоб­ладают над процессами контроля);

2) решения с риском;

3) уравновешенные;

4) осторожные;

5) инертные (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно).

Людям с высоким уровнем развития интеллекта свойственно преобладание уравновешенных типов решений и ограничение крайних типов (импульсивного и инертного). В экстремальных условиях они наиболее эффективно сочетают риск с осмотри­тельностью. Люди неуравновешенные предпочитают импуль­сивные решения, а люди инертные — осторожные, затянутые решения.

Принимая решение, человек стремится к максимальному ус­пеху при минимальных потерях. Но люди по-разному оценива­ют выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле повредить репутации, один человек безоговорочно отклоняет данное дей­ствие, другой колеблется, третий не придает этому риску значе­ния.

Оперируя исходными данными в процессе принятия реше­ния, человек загружает свою оперативную память, объем кото­рой очень ограничен. Многие склонны облегчать напряжение, связанное с принятием решений, упрощая взаимосвязи между исходными данными, ограничивая необходимость сопоставле-

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности 165

ния. Люди нередко игнорируют взаимосвязи между исходными данными, не прогнозируют возможное развитие событий.

Решение нередко приходится принимать в условиях неопре­деленности, предугадывать развитие событий. Определение ве­роятности того или иного события, т. е. относительной частоты его появления, служит основой принятия решения в рискован­ной ситуации.

Оценка вероятности события (если она не рассчитывается математическими методами) имеет субъективный характер. Обычно люди рассчитывают на типичные обстоятельства, учиты­вают только то событие, которое ярко запечатлено в их памяти.

Люди склонны переоценивать вероятность маловероятных событий (например, вероятность выигрыша в лотерее), а собы­тия с высокой вероятностью недооцениваются (например, не­отвратимость наказания за преступление). Часто ошибочно по­лагают, что ожидаемые события, не наступавшие длительное время, должны наступить в ближайшее время.

Принимая решение, люди стремятся найти ему соответству­ющее оправдание, убеждают себя в его правильности, преувели­чивают достоинства избранного варианта действий и преумень­шают его недостатки.

В заключение отметим, что не существует эталонных, пра­вильных решений на все случаи жизни. Правильность того или иного решения зависит от принципов, на основе которых оно принималось, объективной значимости учитываемых факторов, их ценности в данной ситуации, для данной личности и для общества.

Принятое решение обычно сопровождается субъективным ощущением некоторого облегчения (так как при этом снимает­ся напряжение, характерное для борьбы мотивов), положитель­ным эмоциональным переживанием, которое активизирует де­ятельность. Принятие решения завершается окончательным формированием цели действия.

3. Формирование цели действия, т. е. психической модели его будущего результата. В дальнейшем цель действия выступает си­стемообразующим фактором организации всех средств ее дос­тижения.

Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и наше мышление, и нашу память. Лишь в отношении к нашим целям то или иное воздействие приобретает информационный характер.

Глава 5. Волевые психические процессы

Целеобразование и целедостижение — основная сфера созна­тельной деятельности человека. Благо, как говорил еще Аристо­тель, достигается двумя обстоятельствами — правильным опре­делением целей и видением средств их достижения.

Основные цели жизни определяют главное содержание жиз­недеятельности человека, его личностные смыслы и ценности.

Удовлетворите все желания человека, говорил К. Д. Ушинс-кий, но отнимите у него цель в жизни и вы увидите, каким не­счастным и ничтожным существом явится он. Достижение стра­тегических жизненных целей — основа человеческого счастья.

4. Осознание задач и выбор способов деятельности. Вслед за
выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, деталь­
но планируются возможные пути и средства ее достижения.
Деятельность человека протекает в определенных условиях и
зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными ус­
ловиями — это осознание задач деятельности.

Условия деятельности могут быть специально заданными (например, в математической задаче), но в большинстве случаев должны быть выявлены в результате исследования исходной ситуации. Выбор способов действия также связан с более или менее значительной борьбой мотивов, ибо одни способы могут быть доступными, но противоречащими нравственным нормам, другие — социально одобренными, но лично неприемлемыми.

Итак, соотнося цель деятельности с условиями, человек вновь принимает соответствующее решение о достижении цели через совокупность конкретных действий; а затем формирует программу их реализации.

5. Формирование программы, ориентировочной основы дей­
ствий.
Уже при выборе цели действия обычно намечаются сред­
ства ее достижения. Но после окончательного принятия реше­
ния о способах достижения цели в данных условиях формиру­
ются развернутая программа действия, внутренний план
действия, его ориентировочная основа.

Ориентировочная основа действия — система представлений о критериях эффективности данного действия. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает.

Прежде чем осуществить физическое действие с материаль­ным объектом, человек совершает эти действия в уме с идеаль­ными образами вещей. Всякое действие выполняется в резуль­тате знания принципа действия, установления связи между целью и способами ее достижения. Это знание становится регу-

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности

ляционнои, ориентировочной основой действия, формируя ко-орую человек преобразует в уме исходные условия в систему, еобходимую для достижения цели.

6. Исполнение действий и его текущая корректировка. Дей-твия исполняются определенным способом — системой опера-ий, обобщенных действий. В трудовых процессах способы дей-твия в известной мере предопределяются орудиями труда, пра-илами их применения (молоток — для внедрения одного бъекта в другой, клещи — для изъятия объекта и т. п.). Но в ависимости от уровня психического развития, опыта, знаний и ругих индивидуальных особенностей каждый человек осуще-твляет деятельность характерными для него способами.

Способы действия людей отличаются количеством промежу-очных операций, объединенностью отдельных операций, точ-остью и быстротой действия. У каждого человека вырабатыва-тся стереотипы, привычные способы выполнения действий: арактерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты, ожки, ножа и т. п.), своеобразная манера их использования. "сполнительские действия — это система простых действий, ре-изуемая комплексом движений.

Физические действия — движения — имеют определенные еханические характеристики: траекторию, скорость или темп скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях ус-ех деятельности зависит от времени реакций (скорости ответа а внешний сигнал). Так, от скорости реакции на сигналы опас-ости зависит безопасность дорожного движения, от скорости еакции вратаря — исход хоккейного матча, от скорости реак-ии оператора пульта управления — безаварийность работы.

Физическое действие совершается благодаря непрерывному ышечному и зрительному контролю, выполнению поправоч-ых движений. (С закрытыми глазами действия совершаются еточно, а если надеть на глаза призматические очки, то многие ействия вообще невозможно выполнить.)

Коррекция действия производится на основе анализа проме-

—очных результатов и изменений во внешней обстановке. Так, ормозя автомобиль нажатием ноги на педаль тормоза, водитель оотносит свое движение с состоянием дороги, опасностью сло-

вшейся ситуации, весом машины, качеством покрышек и т. д.

Цель действия определяет те ориентиры, по которым коррек-ируются действия. Так, выполняя торможение с целью обеспе-ить наибольшую его безопасность, водитель будет соотносить вой действия уже с другими чувственными ориентирами.

Глава 5. Волевые психические процессы

Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее заданной динамической моделью дей­ствия. Неточные действия исправляются в результате анализа причин недостижения цели. При этом может оказаться, что сама ориентировочная модель действия была сформирована ошибочно. В этих ситуациях проявляется уровень критичности мышления личности.

Система приемов, обусловленная целью, мотивами, услови­ями действия и психическими особенностями действующего лица, называется способом действия. Он определяется ориенти­ровочными и сенсорно-моторными особенностями субъекта.

В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания и уме­ния, навыки и привычки, нейрофизиологической основой ко­торых служит динамический стереотип. Индивидуализированная стереотипность действий и дает возможность идентифицировать личность по способу действия.

Способ совершения действий нельзя сводить только к авто­матизму двигательных навыков. Особенности психомоторики сочетаются в способе с особенностями мышления, памяти, жиз­ненным опытом, общими способностями и темпераментом ин­дивида. Такое сложное сочетание многообразных факторов дает неповторимую индивидуализацию поведенческого акта, прояв­ляющуюся, в частности, и в преступлении.

Исполнение действия — центральный элемент в структуре волевой регуляции деятельности. Здесь необходимы такие каче­ства личности, как целеустремленность, настойчивость, упор­ство и в то же время гибкость в отношении ранее сформирован­ной программы и т. п.

Исполнение действий требует значительных волевых усилий: умственная и физическая усталость вызывает сильное тяготение к отдыху, смене занятий; это тяготение приходится преодоле­вать волевым усилием. Но своевременный отказ от начатого действия, если его исполнение дает ненужный (а иногда даже вредный) результат, также одно из проявлений воли человека.

7. Достижение результата деятельности и его итоговая оценка. Целесообразность поведения определяется прежде всего дости­жением результата.

Полученный результат рассматривается с точки зрения его соответствия тому побуждению, которое вызвало действие.

§ 3. Волевые состояния и волевые качества личности 169

Только это соответствие является критерием успешной дея­тельности.

Правильность выполнения практического действия выявля­ется непосредственно в его результате.

Необходимость обратной связи в действиях тем меньше, чем более высок уровень ориентировочной (теоретической) основы действия.

Деятельность, не приводящая к успеху, видоизменяется. При сохранении прежнего мотива меняются цель и программа дея­тельности. В настойчивом достижении необходимого результата и проявляется сущность воли.

 

21. ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИИ. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАВЫКИ, УМЕНИЯ И ПРИВЫЧКИ.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адапта­ция к внешней среде осуществляются тремя типами относи­тельно автономных программ поведения:

1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинк­тивными;

2) подсознательными, субъективно-эмоциональными;

3) сознательными, произвольными, логико-семантическими структурами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека выпол­няют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуаци­ях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятель-

38 Глава 2. Понятие о психике человека

ность следующих разновидностей человеческих реакций и дей­ствий:

• бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

• импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональ­ные реакции;

• привычно-автоматизированные подсознательные дей­ствия; действия-навыки, привычки;

• сознательно-волевые действия; эти действия являются ве­дущими во взаимодействии человека со средой: они обеспечи­вают его целенаправленную деятельность.

Деятельность — специфически человеческая форма активно­сти. От поведения животных эта человеческая активность отли­чается созидательной продуктивностью и структурной диффе-ренцированностью — осознанием мотивов и целей деятельнос­ти, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в
его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным
компонентом.,.

В деятельности, ее объекте и результате происходит вопло­щение предварительно сформированного в сознании психичес­кого образа, идеальной модели желаемого результата. Само пси­хическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности.

Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекват­ность их психического отражения. Деятельность человека свя­зана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему челове­ческого действия.

Деятельность и поведение — сфера и проявления, и форми­рования сознания всей психики человека. Человек организует свои поведенческие акты, осознавая их смысл и значение, ис­пользует присвоенные им способы и приемы поведения. Мно­гие из них в результате многократного использования транс­формируются в навыки, умения и привычки. Сознательно регу­лируя свое поведение, человек реализует необходимые для него цели, формирует программу своего поведения, определяет кри­терии его эффективности, сознательно ориентируется в услови­ях деятельности.

Механизмы психической регуляции поведения — основная стержневая проблема психологии. Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) — это процессы регуляции человеческого поведения, обеспечивающие прием и хранение информации, целенаправленное оперирование ею, принятия на этой основе необходимых решений, сличение до­стигаемых результатов с ранее сформированными эталонами.

Психология поведения неразрывно связана с психологией отражения действительности. Поведение — это лишь исполни­тельное звено сложного механизма взаимодействия человека с миром.

Психика человека имеет социокультурную основу. Однако функционирование психики человека осуществляется в есте­ственном, нейрофизиологическом русле. Мозг человека — есте­ственный отражательно-регуляционный субстрат его психики.

 

 

22. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ.

 

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных пси­хических состояний. В них проявляется степень уравновешен­ности психики индивида с требованиями среды. Состояния ра­дости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы ком­плексно проявляются в соответствующих состояниях, опреде­ляющих функциональный уровень жизнедеятельности инди­вида.

Психические состояния, являясь системой реакций на опре­деленную поведенческую ситуацию, отличаются резко выражен­ной индивидуальной особенностью, являются текущей модифи­кацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные, ус­тойчивые и личностно-стабильные. Ситуативные состояния ха­рактеризуются временным своеобразием протекания психичес­кой деятельности в зависимости от текущих обстоятельств. Они подразделяются на:

• общефункциональные, определяющие общую поведенчес­кую активность индивида;

• состояния доминирования отдельных психических процес­сов — мотивационных, эмоциональных или волевых;

• состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;

• конфликтные психические состояния.

§ 2. Общефункциональные состояния психической активности 179

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

• оптимальные и кризисные состояния;

• пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость).

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействи­ем левого и правого полушарий мозга, функциональными свя­зями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сиг­нальных систем и в конечном итоге — с особенностями психи­ческой саморегуляции каждого индивида.

Ситуативное психическое состояние отличается уровнем психофизиологической мобилизованности, эмоционально-во­левой регуляции.

Психические состояния могут быть эмоционально-положи­тельными и негативными. Негативные психические состояния резко снижают уровень жизнедеятельности индивида. Они мо­гут вызывать неадекватные реакции, дезадаптивные поведенчес­кие проявления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.