Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное общение, организованно осуществляемое в масш­табах всего общества, называется массовой коммуникацией. 1 страница




Общение — социальное взаимодействие между людьми посред­ством знаковых систем в целях трансляции (передачи) обществен­ного опыта, культурного наследия и организации совместной дея­тельности.

«Человек — это узел связи», — писал Сент-Экзюпери. Рос­кошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обес­печивает его вхождение в социум. В социальном общении про­исходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связа­но с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения.

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями.

Можно выделить четыре основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации);

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: органи­зация взаимодействия людей в их совместной деятельности);

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как соци­альных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу);

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыраже­ние человека).

В процессе общения наряду с речью используются и вневер-бальные средства общения — мимика, жесты и пантомимика (позы).

Мимика связана с распространением интенсивного возбуди­тельного процесса из речевого центра на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. Мимика подразделяется на:

256 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

• агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.;

• активно-оборонительную — отвращение, презрение, нена­висть и др.;

• пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.;

• ориентировочно-исследовательской направленности;

• подражательную;

• удовольствия—неудовольствия;

• маскировочную — сокрытие истины, двусмысленность, нечестность и т. п.

Различается также техника общения — установление психи­ческих контактов, использование различных приемов психичес­кого воздействия на партнера по общению, выбор средств об­щения в зависимости от формы общения.

Формы общения можно разделить на деловое, профессио­нальное, бытовое, частное и публичное.

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность и средство реализации межличностных отношений.

Коммуникация — смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людь­ми, называются коммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отноше­ние к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передаю­щее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точ­ку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» нареципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации (ее включения в систему име­ющихся связей, понятий и представлений) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, соци­альные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуа­ции общения.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличност­ного взаимодействия определяется социальными позициями

 

общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаи­модействие обусловлено психологическими механизмами соци­альной перцепции и каузальной атрибуции.

Социальная перцепция — социальная обусловленность вос­приятия социальных объектов — людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая каузальная атрибу­ция — субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных ка­честв.

Существуют устойчивые установки людей в отношении друг друга — аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного челове­ка связей. При сходстве или взаимодополнительности отдель­ных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической не­совместимости — отрицательные установки.

Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по общению.

Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его националь­ной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах.

Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возни­кает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков {эффект положительного ореола).

Если же первое впечатление отрицательное, связано с не­приятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция (эффект отрицательного ореола).

Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения' преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин не идентичны.

Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в кате­гориях качеств, женщины — в категориях состояний. Свои осо­бенности женщины склонны объяснять ситуативными фактора-

258 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

ми. Несколько иначе интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления.

Чем многомернее личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он скло­нен к полярным оценкам. Ограниченные индивиды примитиви-зируют социальные объекты.

Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доми­нирует направленность на выявление слабых мест противника.

Разностатусное положение субъектов общения также опреде­ляет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчинен­ного за одни качества, а подчиненный начальника — за другие, причем внешние признаки руководителя оцениваются особен­но тщательно. Особо выделяются признаки, свидетельствующие о тех качествах руководителя, которые значимы для подчинен­ного.

В каждой более или менее типичной ситуации люди ожида­ют друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправ­дание — чувство досады, разочарования и неприязни. Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Возникает явление аттракции — эмоциональной насыщеннос­ти межличностных отношений. У каждого человека существует своя мотивационная система. Индивид ранжирует окружающую социальную среду по различным основаниям.

Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют. Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного пово­да, чтобы не «дать отпор».

На передний план люди выдвигают те свои качества, кото­рые больше всего ценят в себе. Нередко они рядятся и в чужие «поведенческие шкуры», подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и пробные шары — поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера.

Многие из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известны код ис­пользуемого этикета, культурно-этнические нормы данной об­щности. Но информационно закрытый тип человека с непро­ницаемым лицом обычно производит неприятное впечатление.

§ 5. Психология общения и межличностных отношений 259

Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой, а особенности других людей — отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлин­ные мотивы и цели поведения. Только специальные методы ди­агностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тес­ты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.

Понять другого человека можно, лишь анализируя его пове­дение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую цен­ностную ориентацию. Но только духовная общность — основа долговечного единения.

Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцени­ваться партнером по общению, — возникает явление социальной рефлексии.

Нередко эффективность общения резко снижается из-за непо­нимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще — из-за непра­вильной интерпретации этих мотивов. Возникают взаимные пре­тензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. При­писываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных установок.

Наряду с этим в процессе общения люди стремятся к утверж­дению своих достоинств, к «поглаживанию» — по выражению Э. Берна1.

Человек должен рефлексировать его восприятие другим че­ловеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению.

Межличностное взаимодействие начинается с установления психического контакта. Контакты могут быть частными и обще­ственно значимыми, публичными (если они удовлетворяют инте­ресы определенной группы или общества в целом), непосред­ственными (личные встречи) и опосредованными (через различ­ные средства коммуникаций). Непосредственный контакт, живое общение является важнейшим фактором нормального психического функционирования личности.

При взаимодействии людей используются различные спосо­бы и средства психического воздействия. В процессе межперсо­нального взаимодействия люди влияют на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы друг друга, на все поведение в целом. Во многих случаях основной задачей общения является побуждение партнера к определенным действиям.

Эффективность психического воздействия зависит от его смыслового содержания, а также от обстановки воздействия, подготовленности, предрасположенности людей к общению. Психическое воздействие может быть преднамеренным или не­преднамеренным, но оно неизбежно осуществляется в любом акте общения.

Информация, получаемая личностью, оценивается, соотно­сится с имеющейся системой знаний, представлений и потреб­ностей и превращается в ориентировочную основу поведения. Получая информацию, человек определяет поле возможностей ее применения. Предвосхищая различные ситуации, он форми­рует возможные цели своего будущего поведения.

В общении люди формируют друг у друга определенные по­зиции, отношения к различным сторонам действительности.

Для успешного общения необходимы определенные стиму­лы, которыми могут быть проблемная ситуация, выход из кото­рой возможен при совместных усилиях, наличие общих актуа­лизированных интересов.

В общении индивид моделирует тактику своего поведения и анализирует поведение партнера. Общение лучше начинать с того, что объединяет партнеров, отложив выяснение разногла­сий на конец беседы. Ключ к пониманию поведения партнера состоит в раскрытии его подлинных побуждений.

Осознанное влияние на партнера по общению осуществляет­ся целенаправленным убеждением. Убеждение — отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психическо­го воздействия, воздействие на разум партнера. Объективная основа убеждения — истинность постулатов, а психологическая предпосылка — мотивационная предрасположенность партнера к восприятию соответствующей информации.

Условие эффективного убеждения — высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего лица. При этом в процесс убеждения неизбежно включаются и механизмы вну­шения (нейролингвистическое программирование).

Разновидность неаргументированного социального взаимо­действия — подражание (следование примеру, образцу). Подра-

§ 6. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие 261

жание — одно из средств социального научения, овладения со­циальным опытом.

Подражание может быть внешним и внутренне мотивиро­ванным, осмысленным. На внешнем подражании основаны та­кие социально-психологические явления, как обычаи и мода.

Одной из распространенных форм подверженности людей групповому психическому влиянию является конформность — упо­добление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению. Если подражание — воспроизведение тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личнос­ти, то конформность — подчинение даже тем требованиям груп­пы, которые противоречат установкам и позициям данной лич­ности. Конформные индивиды — лица, испытывающие повы­шенное влияние со стороны других лиц и групповых требований.

Диффузное, подсознательное психическое взаимодействие людей — психическое заражение: процесс передачи повышенно­го эмоционального состояния от одного индивида к другому в психически напряженной обстановке, циркулярно нарастающее массовое эмоционально возбужденное состояние. Массовое психическое заражение ведет к распаду социально-норматив­ной организации поведения личности, резкому снижению со­циальной ответственности, доминированию социально-диффуз­ного поведения.

Одностороннее интенсивное психическое воздействие одной личности на другую или группу людей с целью формирования желаемых представлений, чувств и установок является внушени­ем (суггестией). Внушение — эмоционально-подсознательное формирование у других лиц соответствующих психических со­стояний и установок.

Действенность внушения резко повышается в психически напряженных тревожных ситуациях.

 

27. БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ПСИХОЛОГИЯ МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

 

Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые базовые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и обществен­ные организации).

§ 7. Психологические механизмы саморегуляции социальных групп 265

Большие группы структурно и функционально организова­ны. Их не следует смешивать с массовыми общностями (моло­дежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общ­ности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, общественное мнение, на­строение, обычаи и традиции.

Общественное сознание — система духовно опосредствован­ных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Обще­ственное сознание отражает общественное бытие, определяется им, воздействует на него.

Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии.

По способу освоения действительности различаются науч­ное и обыденное общественное сознание.

Разновидность общественного сознания — массовое созна­ние. Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения дей­ствительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание имеет особенности, присущие самой мас­се, — аморфность, недостаточную структурированность, не­определенность состава его носителей, разнородность этого со­става; массовое сознание — ситуативное производное от обще­ственного сознания.

Массовое сознание формируется в процессе межличностно­го и межгруппового общения по поводу воспринимаемой акту­альной социально-политической информации и проявляется как общий знаменатель индивидуальных сознаний. Содержани­ем массового сознания является общезначимое конкретное яв­ление жизни общества, захватывающее всех членов общества. Массовое сознание формируется в основном средствами массо­вой коммуникации. Субъект массового сознания может расши­ряться или сокращаться под влиянием агитации и пропаганды, языковых средств воздействия. Массовое создание может быть прогрессивным и реакционным, критическим и конформистс­ким.

Массовое сознание отражает интересы масс, обусловленные их жизненным уровнем, а также уровень их политической ак­тивности.

266 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, про­тиворечивостью, повышенной динамичностью и стереотипнос­тью. Его содержание определяется общедоступными ценностя­ми. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует мас­совые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настрое­ние, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение — состояние массового сознания, выз­ванное отношением различных социальных слоев общества к опре­деленным событиям. Содержание общественного мнения обус­ловлено обострением интереса к актуальным дискуссионным проблемам.

По структуре общественное мнение может быть монистич­ным (от греч. monos — один) и плюралистичным (множествен­ным). Возникая в различных сферах общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культу­ры. В демократических обществах общественное мнение — по­стоянно действующий фактор социального управления, обеспе­чения его прогрессивного развития. При этом специализиро­ванные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референду­мы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).

Общественное настроение — эмоциональная характеристика со­стояния общественной психологии, влияющая на импульсивное по­ведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших со­циальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, — обычаи. Обычаи выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государствен­но-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, граж­данской обрядности.

Элементы социального и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах,

§ 8. Психология массовой коммуникации

называются традициями. Традиции могут быть социально-поло­жительными и косными, реакционными.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых иде­алов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы этого сознания пе­реходят в сферу группового подсознания (классовое чутье).

Они существенно влияют на формирование соответствующе­го социального типа личности.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (от греч. ethnos — племя, на­род), — исторически сформировавшаяся на определенной тер­ритории устойчивая социальная общность, обладающая ста­бильными особенностями культуры, языка, психического скла­да, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе истори­ческого развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, куль­туру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — пред­ставление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.

На высшей стадии развития многие этносы образуют устой­чивую социально-экономическую целостность — нацию.

Массовая коммуникация ориентируется на массовые соци­альные запросы, особенности социальной системы данного об­щества. При этом учитываются социальные чувства массовой аудитории, ее гражданский, политический и культурно-истори­ческий опыт, национальные особенности.

Каждая социальная система формирует свою ценностно-нор­мативную структуру — идеологию, ориентировочную основу жизнедеятельности данного общества. У цивилизованного об­щества приоритетны общегуманитарные ценности — социальная справедливость, демократизм, права человека. При помощи раз-

268 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

личных средств массовой коммуникации (печать, радио, теле­видение, средства искусства) идеологи общества формируют определенное отношение общественных слоев, больших соци­альных групп к общественно значимым явлениям.

Назревшие социальные проблемы осознаются общественно­стью путем сопоставления и борьбы мнений, взглядов и поли­тических позиций. Кроме информативной функции коммуни­кативные акты имеют экспрессивные (эмоционально возбужда­ющие) и социально-контактные (фатические) функции.

Стремительно возрастающий объем массовой информации стал основной отличительной особенностью современного об­щества. Информационный взрыв в современном обществе в значительной мере определяет психологический тип современ­ного человека.

Телевидение, пресса, радио, компьютерные системы обеспе­чили глобализацию повседневного общения, интеграцию пла­нетарной духовной жизни. Развитие средств массовой комму­никации расширило возможности культурного обмена, распро­странения достижений культуры.

Наряду с этим современные средства массовой коммуника­ции вызвали к жизни социально-психологический феномен массовой культуры. Массовая культура, рассчитанная на массо­вое потребление, приобрела в ряде случаев черты культурного суррогата, содержание которого упрощает и примитивизирует человеческие отношения, проповедует культ внешнего успеха, обесценивая высокую культуру.

Средства массовой коммуникации стали средствами форми­рования особого психологического феномена — идеологическо­го, культурного, правового, политического и другого пространст­ва. Общественное сознание в этих условиях становится более дифференцированным и структурированным.

Современные средства массовой информации вызвали к жизни и феномен политического зрелища — сделали зримо дос­тупной политическую жизнь общества и отдельных политичес­ких сил. Люди стали свидетелями политических событий, ак­тивными носителями политических симпатий и антипатий. Политические деятели получили новые возможности для своей пропаганды и политической мобилизации.

Появилась возможность совершения акций со скрытым по­литическим эффектом, осуществления широкомасштабных по­литических игр. Однако наряду с этим возрастает и возмож-

§ 8. Психология массовой коммуникации

ность социального контроля над политическими процессами. Демократизация общества ставит все больше заслонов бесконт­рольным политическим акциям.

Средства массовой информации выступают как регуляторы массовых форм поведения. Они формируют совокупность идей и представлений, чувств и настроений, отражающих различные стороны жизни общества. Широко освещаются различные сфе­ры производства, экономики, политики, потребления, общения, искусства, спорта, судебной хроники и досуга. При этом учиты­ваются мера информированности масс и их познавательных возможностей, уровень потребностей и интересов, совокупность ценностных ориентации и установок.

Психология массовой коммуникации как отрасль социальной психологии исследует влияние объективных и субъективных факторов на эффективность массового общения, формирова­ние, закрепление и изменение массовых установок, возникно­вение и функционирование общественного настроения и обще­ственного мнения, способы побуждения людей к определенным действиям, закономерности усвоения и переработки информа­ции, ее принятия или непринятия.

Средства массовой коммуникации в демократических обще­ствах так или иначе дистанцируются от государственной власти. Политические же деятели стремятся приблизиться к ним, и некоторые из них хотят приблизиться так близко, чтобы при­брать эти средства к рукам.

Власть всегда проявляет тенденцию управлять новостями. Допуски на брифинг получает, как правило, ограниченное по определенному принципу количество корреспондентов. Выгодная верхам информа­ция получает преимущественное распространение.

Всевозможные политические шоу (когда президент «случай­но» сталкивается с определенным корреспондентом или груп­пой трудящихся) прочно вошли в арсенал традиционных при­емов апеллирования к народу.

Большая армия специалистов по рекламе трудится над тем, как преподнести массам предметы духовного и материального ширпотреба.

Специфика деятельности органов массовой коммуникации со­стоит в том, что они, как правило, являются не источником, а ретранслятором информации. Широкая же аудитория склонна отождествлять ретранслятора с источником. (Извечное стремле­ние казнить всадника, принесшего плохую весть.) Этим широко

270 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

пользуются и властные структуры — они пытаются переложить вину за нерешенность многих острых проблем на средства мас­совой коммуникации — печать, радио, телевидение.

Не исключаются и приемы косвенного нажима на «слишком свободолюбивых». Для этого используются различные приемы — проверки, «засекречивания», обсуждение различных проектов законов о печати, угрозы редакциям и студиям о прекращении финансирования, слежка за журналистами, публикующими ост­рокритические материалы, лишение доступа неугодных журна­листов к неофициальным источникам информации, возможно­сти освещать зарубежные поездки политических лидеров и т. п.

Роль журналистов, работников радио и телевидения особен­но, велика в период социальной реформации: отбирая опреде­ленные факты, снабжая их своими комментариями, они в зна­чительной мере выступают организаторами общественного со­знания и общественного настроения.

Многие из них сами становятся неформальными лидерами общества, образуют коммуникационную элиту. Их лица и име­на становятся знакомыми широким массам. Они пользуются особым дружелюбием ведущих политиков. Сами же они в зна­чительной мере определяют политику представляемого ими органа.

Руководители органов массовой коммуникации, как правило, стремятся уйти от ультралиберальных крайностей. Расхождения в позициях этих органов уменьшаются по мере их приближения к высшим эшелонам власти. Однако острая внутриполитичес­кая борьба, отражаемая прессой, радио и телевидением, объек­тивно содействует широкой информированности населения.

Основной функцией средств массовой коммуникации явля­ется соционормативная регуляция жизнедеятельности общества. Однако общество обладает и специальным государственно-рег­ламентированным институтом соционормативной регуляции — институтом права, системой правовой регуляции.

 

28. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Социальное управление – системная деятельность социальных институтов и организаций, направленная на регуляцию социальных процессов. Социальное управление обществом осуществляется на основе взаимосвязанных идеологических, политических и экономических концепций, всестороннего учета социально-психологических закономерностей.

социальное управление призвано обеспечить прогрессивное развитие общества и его подсистем на основе определения критериев и показателей социального развития общества, установления этапов и средств достижения планируемых его состояний.

социальное управление имеет многоуровневую структуру. Высшие уровни социального управления определяют социальную политику – основные направления социально-экономического развития общества. Местные уровни власти осуществляют функцию регионального самоуправления.

эффективность социального управления зависит от учета интересов и воли всех социальных групп общества. Важнейшая задача социального управления – стимулирование активной социально положительной деятельности всех членов общества через формирование соответствующих потребностей и мотивов поведения, приоритета социальных ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.