КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное общение, организованно осуществляемое в масштабах всего общества, называется массовой коммуникацией. 1 страница
Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек — это узел связи», — писал Сент-Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения. Различаются содержание, функции и средства общения. Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения: 1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации); 2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности); 3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу); 4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека). В процессе общения наряду с речью используются и вневер-бальные средства общения — мимика, жесты и пантомимика (позы). Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса из речевого центра на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. Мимика подразделяется на: 256 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности • агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.; • активно-оборонительную — отвращение, презрение, ненависть и др.; • пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.; • ориентировочно-исследовательской направленности; • подражательную; • удовольствия—неудовольствия; • маскировочную — сокрытие истины, двусмысленность, нечестность и т. п. Различается также техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Формы общения можно разделить на деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное. Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность и средство реализации межличностных отношений. Коммуникация — смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называются коммуникативными. В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга. В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» нареципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности. Для понимания информации (ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения. Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями
общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции. Социальная перцепция — социальная обусловленность восприятия социальных объектов — людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая каузальная атрибуция — субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств. Существуют устойчивые установки людей в отношении друг друга — аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости — отрицательные установки. Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по общению. Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах. Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков {эффект положительного ореола). Если же первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция (эффект отрицательного ореола). Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения' преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин не идентичны. Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в категориях качеств, женщины — в категориях состояний. Свои особенности женщины склонны объяснять ситуативными фактора- 258 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности ми. Несколько иначе интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления. Чем многомернее личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он склонен к полярным оценкам. Ограниченные индивиды примитиви-зируют социальные объекты. Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доминирует направленность на выявление слабых мест противника. Разностатусное положение субъектов общения также определяет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчиненного за одни качества, а подчиненный начальника — за другие, причем внешние признаки руководителя оцениваются особенно тщательно. Особо выделяются признаки, свидетельствующие о тех качествах руководителя, которые значимы для подчиненного. В каждой более или менее типичной ситуации люди ожидают друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправдание — чувство досады, разочарования и неприязни. Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Возникает явление аттракции — эмоциональной насыщенности межличностных отношений. У каждого человека существует своя мотивационная система. Индивид ранжирует окружающую социальную среду по различным основаниям. Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют. Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного повода, чтобы не «дать отпор». На передний план люди выдвигают те свои качества, которые больше всего ценят в себе. Нередко они рядятся и в чужие «поведенческие шкуры», подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и пробные шары — поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера. Многие из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известны код используемого этикета, культурно-этнические нормы данной общности. Но информационно закрытый тип человека с непроницаемым лицом обычно производит неприятное впечатление. § 5. Психология общения и межличностных отношений 259 Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой, а особенности других людей — отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения. Только специальные методы диагностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тесты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений. Понять другого человека можно, лишь анализируя его поведение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую ценностную ориентацию. Но только духовная общность — основа долговечного единения. Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению, — возникает явление социальной рефлексии. Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще — из-за неправильной интерпретации этих мотивов. Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. Приписываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных установок. Наряду с этим в процессе общения люди стремятся к утверждению своих достоинств, к «поглаживанию» — по выражению Э. Берна1. Человек должен рефлексировать его восприятие другим человеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению. Межличностное взаимодействие начинается с установления психического контакта. Контакты могут быть частными и общественно значимыми, публичными (если они удовлетворяют интересы определенной группы или общества в целом), непосредственными (личные встречи) и опосредованными (через различные средства коммуникаций). Непосредственный контакт, живое общение является важнейшим фактором нормального психического функционирования личности. При взаимодействии людей используются различные способы и средства психического воздействия. В процессе межперсонального взаимодействия люди влияют на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы друг друга, на все поведение в целом. Во многих случаях основной задачей общения является побуждение партнера к определенным действиям. Эффективность психического воздействия зависит от его смыслового содержания, а также от обстановки воздействия, подготовленности, предрасположенности людей к общению. Психическое воздействие может быть преднамеренным или непреднамеренным, но оно неизбежно осуществляется в любом акте общения. Информация, получаемая личностью, оценивается, соотносится с имеющейся системой знаний, представлений и потребностей и превращается в ориентировочную основу поведения. Получая информацию, человек определяет поле возможностей ее применения. Предвосхищая различные ситуации, он формирует возможные цели своего будущего поведения. В общении люди формируют друг у друга определенные позиции, отношения к различным сторонам действительности. Для успешного общения необходимы определенные стимулы, которыми могут быть проблемная ситуация, выход из которой возможен при совместных усилиях, наличие общих актуализированных интересов. В общении индивид моделирует тактику своего поведения и анализирует поведение партнера. Общение лучше начинать с того, что объединяет партнеров, отложив выяснение разногласий на конец беседы. Ключ к пониманию поведения партнера состоит в раскрытии его подлинных побуждений. Осознанное влияние на партнера по общению осуществляется целенаправленным убеждением. Убеждение — отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психического воздействия, воздействие на разум партнера. Объективная основа убеждения — истинность постулатов, а психологическая предпосылка — мотивационная предрасположенность партнера к восприятию соответствующей информации. Условие эффективного убеждения — высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего лица. При этом в процесс убеждения неизбежно включаются и механизмы внушения (нейролингвистическое программирование). Разновидность неаргументированного социального взаимодействия — подражание (следование примеру, образцу). Подра- § 6. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие 261 жание — одно из средств социального научения, овладения социальным опытом. Подражание может быть внешним и внутренне мотивированным, осмысленным. На внешнем подражании основаны такие социально-психологические явления, как обычаи и мода. Одной из распространенных форм подверженности людей групповому психическому влиянию является конформность — уподобление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению. Если подражание — воспроизведение тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личности, то конформность — подчинение даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям данной личности. Конформные индивиды — лица, испытывающие повышенное влияние со стороны других лиц и групповых требований. Диффузное, подсознательное психическое взаимодействие людей — психическое заражение: процесс передачи повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому в психически напряженной обстановке, циркулярно нарастающее массовое эмоционально возбужденное состояние. Массовое психическое заражение ведет к распаду социально-нормативной организации поведения личности, резкому снижению социальной ответственности, доминированию социально-диффузного поведения. Одностороннее интенсивное психическое воздействие одной личности на другую или группу людей с целью формирования желаемых представлений, чувств и установок является внушением (суггестией). Внушение — эмоционально-подсознательное формирование у других лиц соответствующих психических состояний и установок. Действенность внушения резко повышается в психически напряженных тревожных ситуациях.
27. БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ПСИХОЛОГИЯ МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые базовые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации). § 7. Психологические механизмы саморегуляции социальных групп 265 Большие группы структурно и функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности). Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, общественное мнение, настроение, обычаи и традиции. Общественное сознание — система духовно опосредствованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им, воздействует на него. Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии. По способу освоения действительности различаются научное и обыденное общественное сознание. Разновидность общественного сознания — массовое сознание. Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции). Массовое сознание имеет особенности, присущие самой массе, — аморфность, недостаточную структурированность, неопределенность состава его носителей, разнородность этого состава; массовое сознание — ситуативное производное от общественного сознания. Массовое сознание формируется в процессе межличностного и межгруппового общения по поводу воспринимаемой актуальной социально-политической информации и проявляется как общий знаменатель индивидуальных сознаний. Содержанием массового сознания является общезначимое конкретное явление жизни общества, захватывающее всех членов общества. Массовое сознание формируется в основном средствами массовой коммуникации. Субъект массового сознания может расширяться или сокращаться под влиянием агитации и пропаганды, языковых средств воздействия. Массовое создание может быть прогрессивным и реакционным, критическим и конформистским. Массовое сознание отражает интересы масс, обусловленные их жизненным уровнем, а также уровень их политической активности. 266 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения. Общественное мнение — состояние массового сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным (от греч. monos — один) и плюралистичным (множественным). Возникая в различных сферах общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления. Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение — постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения его прогрессивного развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи). Общественное настроение — эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших социальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов. Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, — обычаи. Обычаи выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности. Элементы социального и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах, § 8. Психология массовой коммуникации называются традициями. Традиции могут быть социально-положительными и косными, реакционными. В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы этого сознания переходят в сферу группового подсознания (классовое чутье). Они существенно влияют на формирование соответствующего социального типа личности. Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы. Этническая группа, или этнос (от греч. ethnos — племя, народ), — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию. Массовая коммуникация ориентируется на массовые социальные запросы, особенности социальной системы данного общества. При этом учитываются социальные чувства массовой аудитории, ее гражданский, политический и культурно-исторический опыт, национальные особенности. Каждая социальная система формирует свою ценностно-нормативную структуру — идеологию, ориентировочную основу жизнедеятельности данного общества. У цивилизованного общества приоритетны общегуманитарные ценности — социальная справедливость, демократизм, права человека. При помощи раз- 268 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности личных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, средства искусства) идеологи общества формируют определенное отношение общественных слоев, больших социальных групп к общественно значимым явлениям. Назревшие социальные проблемы осознаются общественностью путем сопоставления и борьбы мнений, взглядов и политических позиций. Кроме информативной функции коммуникативные акты имеют экспрессивные (эмоционально возбуждающие) и социально-контактные (фатические) функции. Стремительно возрастающий объем массовой информации стал основной отличительной особенностью современного общества. Информационный взрыв в современном обществе в значительной мере определяет психологический тип современного человека. Телевидение, пресса, радио, компьютерные системы обеспечили глобализацию повседневного общения, интеграцию планетарной духовной жизни. Развитие средств массовой коммуникации расширило возможности культурного обмена, распространения достижений культуры. Наряду с этим современные средства массовой коммуникации вызвали к жизни социально-психологический феномен массовой культуры. Массовая культура, рассчитанная на массовое потребление, приобрела в ряде случаев черты культурного суррогата, содержание которого упрощает и примитивизирует человеческие отношения, проповедует культ внешнего успеха, обесценивая высокую культуру. Средства массовой коммуникации стали средствами формирования особого психологического феномена — идеологического, культурного, правового, политического и другого пространства. Общественное сознание в этих условиях становится более дифференцированным и структурированным. Современные средства массовой информации вызвали к жизни и феномен политического зрелища — сделали зримо доступной политическую жизнь общества и отдельных политических сил. Люди стали свидетелями политических событий, активными носителями политических симпатий и антипатий. Политические деятели получили новые возможности для своей пропаганды и политической мобилизации. Появилась возможность совершения акций со скрытым политическим эффектом, осуществления широкомасштабных политических игр. Однако наряду с этим возрастает и возмож- § 8. Психология массовой коммуникации ность социального контроля над политическими процессами. Демократизация общества ставит все больше заслонов бесконтрольным политическим акциям. Средства массовой информации выступают как регуляторы массовых форм поведения. Они формируют совокупность идей и представлений, чувств и настроений, отражающих различные стороны жизни общества. Широко освещаются различные сферы производства, экономики, политики, потребления, общения, искусства, спорта, судебной хроники и досуга. При этом учитываются мера информированности масс и их познавательных возможностей, уровень потребностей и интересов, совокупность ценностных ориентации и установок. Психология массовой коммуникации как отрасль социальной психологии исследует влияние объективных и субъективных факторов на эффективность массового общения, формирование, закрепление и изменение массовых установок, возникновение и функционирование общественного настроения и общественного мнения, способы побуждения людей к определенным действиям, закономерности усвоения и переработки информации, ее принятия или непринятия. Средства массовой коммуникации в демократических обществах так или иначе дистанцируются от государственной власти. Политические же деятели стремятся приблизиться к ним, и некоторые из них хотят приблизиться так близко, чтобы прибрать эти средства к рукам. Власть всегда проявляет тенденцию управлять новостями. Допуски на брифинг получает, как правило, ограниченное по определенному принципу количество корреспондентов. Выгодная верхам информация получает преимущественное распространение. Всевозможные политические шоу (когда президент «случайно» сталкивается с определенным корреспондентом или группой трудящихся) прочно вошли в арсенал традиционных приемов апеллирования к народу. Большая армия специалистов по рекламе трудится над тем, как преподнести массам предметы духовного и материального ширпотреба. Специфика деятельности органов массовой коммуникации состоит в том, что они, как правило, являются не источником, а ретранслятором информации. Широкая же аудитория склонна отождествлять ретранслятора с источником. (Извечное стремление казнить всадника, принесшего плохую весть.) Этим широко 270 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности пользуются и властные структуры — они пытаются переложить вину за нерешенность многих острых проблем на средства массовой коммуникации — печать, радио, телевидение. Не исключаются и приемы косвенного нажима на «слишком свободолюбивых». Для этого используются различные приемы — проверки, «засекречивания», обсуждение различных проектов законов о печати, угрозы редакциям и студиям о прекращении финансирования, слежка за журналистами, публикующими острокритические материалы, лишение доступа неугодных журналистов к неофициальным источникам информации, возможности освещать зарубежные поездки политических лидеров и т. п. Роль журналистов, работников радио и телевидения особенно, велика в период социальной реформации: отбирая определенные факты, снабжая их своими комментариями, они в значительной мере выступают организаторами общественного сознания и общественного настроения. Многие из них сами становятся неформальными лидерами общества, образуют коммуникационную элиту. Их лица и имена становятся знакомыми широким массам. Они пользуются особым дружелюбием ведущих политиков. Сами же они в значительной мере определяют политику представляемого ими органа. Руководители органов массовой коммуникации, как правило, стремятся уйти от ультралиберальных крайностей. Расхождения в позициях этих органов уменьшаются по мере их приближения к высшим эшелонам власти. Однако острая внутриполитическая борьба, отражаемая прессой, радио и телевидением, объективно содействует широкой информированности населения. Основной функцией средств массовой коммуникации является соционормативная регуляция жизнедеятельности общества. Однако общество обладает и специальным государственно-регламентированным институтом соционормативной регуляции — институтом права, системой правовой регуляции.
28. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Социальное управление – системная деятельность социальных институтов и организаций, направленная на регуляцию социальных процессов. Социальное управление обществом осуществляется на основе взаимосвязанных идеологических, политических и экономических концепций, всестороннего учета социально-психологических закономерностей. социальное управление призвано обеспечить прогрессивное развитие общества и его подсистем на основе определения критериев и показателей социального развития общества, установления этапов и средств достижения планируемых его состояний. социальное управление имеет многоуровневую структуру. Высшие уровни социального управления определяют социальную политику – основные направления социально-экономического развития общества. Местные уровни власти осуществляют функцию регионального самоуправления. эффективность социального управления зависит от учета интересов и воли всех социальных групп общества. Важнейшая задача социального управления – стимулирование активной социально положительной деятельности всех членов общества через формирование соответствующих потребностей и мотивов поведения, приоритета социальных ценностей.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |