Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устойчивые поведенческие особенности личности — кримина­листически значимые идентификационные свойства личности пре­ступника




Способ совершения преступления неизбежно связан с осо­бенностями допреступного и послепреступного поведения лица, совершающего преступление.

Неповторимость индивидуальных способов действия, пове­денческая уникальность каждого преступления — личностный отпечаток преступника, обусловленный динамическими стерео­типами его психофизиологии.

Наиболее юридически и психологически значимый компо­нент преступного поведения — результат преступного деяния. Особенно существенно отношение индивида к достигнутому

Глава 11. Криминальная психология

преступному результату. Эти отношения различны — от чисто­сердечного раскаяния и осознания вины до глубокого удовлет­ворения достигнутым.

Удовлетворенность достигнутыми результатами или неудов­летворенность ими ведет к появлению новых преступных целей или к самоосуждению преступного поведения, к прекращению преступной деятельности. Личностная положительная оценка преступного результата — признак глубокой криминальной дефор-мированности личности, основной критерий преступного типа лич­ности

36. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Правосудие по уголовным делам осуществляется только су­дом. Но для всестороннего, полного и объективного исследова­ния судом обстоятельств дела требуется подготовительная рабо­та — предварительное следствие.

Задачами предварительного следствия являются:

• раскрытие преступления — обнаружение события преступ­ления и установление личности преступника;

• закрепление, проверка и предварительная оценка доказа­тельств, с тем чтобы предание виновного суду бьшо, с одной стороны, неизбежным, а с другой — имело достаточные основа­ния.

Цель следственной деятельности — установление истины по уголовному делу, которая достигается в процессе познаватель-но-удостоверительной деятельности следователя.

Деятельность следователя характеризуется следующими осо­бенностями:

• процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия;

• высокой формализованностью социально-ролевой функ­ции следователя;

• недостаточностью в ряде случаев исходной информации в начальной стадии расследования;

• практической оперативностью;

 

• преодолением возможного противодействия заинтересо­ванных лиц;

• наличием властных полномочий;

• широкой социальной коммуникативностью;

• повышенной социальной ответственностью принимаемых решений.

342 Глава 12. Психология предварительного расследования

Наличие властных полномочий может создать иллюзию об­винительной направленности деятельности следователя, а в не­которых случаях — вызвать его соответствующую профессио­нальную деформацию. Между тем функции следователя — не обвинение и не защита, а поиск истины в процессе расследова­ния посредством полного, объективного и всестороннего иссле­дования обстоятельств дела.

Обеспечивая объективность расследования, закон специаль­но предусматривает меры предотвращения психического наси­лия, прямого и скрытого давления со стороны следователя на лиц, привлеченных к уголовному делу. Закон запрещает следо­вателю домогаться показаний обвиняемого путем насилия, уг­роз и иных незаконных мер.

Повышенная психическая напряженность работы следовате­ля, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к его нейрофизиологической организации и качествам его психики.

Процессуальная независимость и служебная самостоятель­ность следователя требуют от него высокой инициативности, организованности и социальной ответственности.

Длительная профессиональная деятельность при недостаточ­ной самокритичности может вызвать профессиональную дефор­мацию следователя. Властные полномочия следователя могут закрепить такие негативные личностные качества, как высоко­мерие, чванливость, грубость, душевная черствость.

Постоянное подчинение деятельности следователя процес­суальной регламентации способствует усилению ригидности (негибкости), приверженности к шаблонным решениям, фор­мализму; постоянное соприкосновение с асоциальными прояв­лениями может сформировать устойчивую подозрительность, предвзятость, склонность к обвинительному уклону в своей де­ятельности.

Часто возникающий дефицит времени может привести к то­ропливости, поверхностности, пренебрежительности к отдель­ным процессуальным требованиям. Эти возможные проявления личностно-профессиональной деформации должны быть сняты развитым и устойчивым самоконтролем следователя.

Постоянно находясь в эмоциогенных условиях, следователь должен проявлять эмоциональную устойчивость, хладнокровие, рационализм, устойчивость к внешним воздействиям, избегать принятия конформных решений в условиях группового давле­ния.

;

2. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя 343

Итак, к основным профессионально-психологическим качествам едователя необходимо отнести:

• профессионально направленную наблюдательность;

• способность к концептуальному сопоставлению фактов, реконструкции явлений по их косвенным признакам;

 

• умение охватывать существенные стороны практической итуации, принимать высоковероятностные решения;

• способность намечать оптимальный план действий, а по ере обнаружения новых фактов оперативно изменять его;

• самокритичность, принципиальность, высокую граждан-твенность и справедливость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.