Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Софисты




Демокрит.

Пифагор и пифагорейцы.

Учение Пифагора было эзотерическим (закрытым), поэтому о его философии можно сказать не слишком много. Известно, что Пифагор полагал, что природой (первоначалом) всего сущего являются числа (положительные целые числа, иных древнегреческая мысль не знает). Числа, согласно Пифагору, - раньше считаемого, это схватываемые умом, вечные и неуничтожимые сущности. Сначала были числа, - от чисел произошли вещи.

 

Демокрит ввел в философский (и не только) оборот термин «атомы». «Атомос» (ἄτομος) - по-гречески «неделимый». Согласно Демокриту, атомы – это неделимые, вечные и неуничтожимые сущности, отличающиеся друг от друга формой (например, атомы огня круглые)[6].

Необходимо учитывать, что атомы Демокрита – это именно схватываемые умом сущности. Дело не в том, что у греков не было приборов, фиксирующих что-либо столь маленькое, а в том, что они вряд ли стали бы пытаться создать что-либо подобное: греческая ментальность предполагает, что выйти за пределы того, что непосредственно чувственно воспринимаемо можно посредством умозрения (и только так).

«Атомы» Демокрита – это то, что мы мыслим, а не то, что мы видим (подобно парменидову «бытию»). Разница лишь (впрочем, весьма существенная) в том, что их много и между ними – пустота.

Демокрит идет на нетипичный для греческого мышления шаг: допускает наличие пустоты (которую он так же называет «небытием»). Если у Парменида «бытие» и «небытие» оказываются разведены по две разные стороны (мир умопостигаемый, он есть; мир чувственно воспринимаемый, он не есть, согласно Пармениду), то у Демокрита мы имеем дело с попыткой объяснить этот (чувственно воспринимаемый) мир, ссылаясь на умопостигаемые сущности, которые лежат в его основе. Таким образом, Демокрит, как бы перемешал «бытие» и «небытие» (наличие и отсутствие) и, тем самым, придал этому (видимому) миру смысл.

Итак, согласно Демокриту, чтобы объяснить этот, видимый нами, реальный, мир необходимо допустить наличие вечных и неуничтожимых сущностей (атомов), отличающихся формой, пустоту между ними, а так же - необходимо допустить движение. Согласно Демокриту, атомам всегда присуще определенное количество движения, которым они обмениваются. Сами атомы не меняются, изменчивость же чувственно воспринимаемых вещей объясняется наличием в мире не только атомов, но и пустоты, в которой движутся атомы[7].

 

В наше время слово «софист» часто употребляется как негативная характеристика[8]. Греки софистов так же не любили. В частности, за то, что те брали деньги за свою «премудрость».

Софисты, зачастую, исполняли в греческом обществе ту роль, которая отведена современным адвокатам: за соответствующую плату научить своего клиента, как защитить свою точку зрения на суде, убедить судей в своей невиновности.

А какое это имеет отношение к философии софистов? Софисты могли взяться доказать все, что угодно (любую, произвольно взятую точку зрения) и они демонстрировали это свое умение на практике. «Софистом» мы можем назвать философа, получающего моральное (а может быть, и не только) удовлетворение, видящего смысл в том, чтобы доказать сначала одно, - а затем противоположное.

Софисты - это то исключение из общегреческого правила, о котором говорилось в начале: они вовсе не уверены, что мир устроен разумно, что он постижим. Наоборот. Своим искусством софисты демонстрировали вариативность истины, ее относительность.

Самый известный из софистов – Протагор. Его знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей, существующих – в том, что они существуют, не существующих – в том, что они не существуют».

Это изречение, конечно же, можно толковать по-разному. Можно понять так, что истина вполне и безоговорочно относительна, не существует единой истины и что человек назовет «правильным», таковым и будет (что можно назвать черное «белым» и оно будет белым). Можно иначе, скажем так: пока человек не назовет белое «белым», оно белым не станет; человек есть мера всех вещей, меряющий, придающий всему меру (значимость) /оценивающий/ /мера, которой можно «мерить» мир и каждую вещь в отдельности заключена только в нем/.

Софистов не любили во все времена за то, что они стремились доказать, что истина относительна. При этом обычно отмечается положительное значение философии софистов: они переключили внимание греческой мысли с природы (физиса) на человека.

У Сократа, о котором дальше пойдет речь, - много общего с софистами (он спорщик, готовый доказать и опровергнуть все, что угодно). Но одна существенная разница: Сократ не считает, что все относительно.

___________________

До сих пор речь шла о школах ранней греческой философии. Этих мыслителей часто называют «досократиками». От этих философов практически не осталось текстов (только цитаты, небольшие фрагменты и пересказы).

Первый греческий философ, от которого осталось достаточно большое количество текстов[9] – Платон. Его мы можем назвать родоначальником письменной философской традиции. Тексты Платона всегда при нас, мы можем их перечитать через год, через десять, или через сто лет. Они всегда доступны перечитыванию и критике. От Платона и от платоновских текстов, как от некой основы отталкиваются все впоследствии возникающие в истории философские концепции. Каждая из них как-то по-своему интерпретирует Платона. Каждая эпоха его по-своему понимает.

Но между Платоном и досократиками стоит, собственно, сам Сократ.

 

[1] Самые древние Упанишады - 8 в. до н. э.

[2] Эйнштейну, Фалесу или Ньютону, очевидно, было просто интересно, они не заботились о практическом применении своих открытий.

[3] Это короткие цитаты-изречения и пересказ мнения того или иного философа по тому, или ному вопросу.

[4] Что существует не во времени? Например, треугольник (или какая-либо иная геометрическая предметность). Треугольник никогда не возникал и ему не грозит исчезновение.

[5]Апория (от греческого ἀπορία, трудность) противозаконие, парадоксальное рассуждение.

[6] «Атомы» Демокрита, по всей видимости, были ответом на парадокс, вскрытый зеноновыми апориями: если тело можно делить до бесконечности, значит, конечное содержит бесконечное количество частей. А это невозможно.

[7] Из сказанного следует, что небытие (по Демокриту) в каком-то смысле существует.

[8] У Булгакова в «Мастере и Маргарите» Левий Матвей обзывает дьявола «старым софистом».

[9] Несколько десятков диалогов. Современное издание сочинений Платона представляет собой трех-, или четырехтомник.

Тема 2. Сократ и Платон.

Первый греческий философ, от которого осталось достаточно большое количество текстов[1] – Платон. Его мы можем назвать родоначальником письменной философской традиции. Тексты Платона всегда при нас, мы можем их перечитать через год, через десять, или через сто лет. Они всегда доступны перечитыванию и критике. От Платона и от платоновских текстов, как от некой основы отталкиваются все впоследствии возникающие в истории философские концепции. Каждая из них как-то по-своему интерпретирует Платона. Каждая эпоха его по-своему понимает.

Но между Платоном и досократиками стоит, собственно, сам Сократ.

Об отношении фигур Сократа и Платона в истории философии.

У нас нет серьезных оснований, чтобы сомневаться в том, что Сократ жил в конце 5-го века до нашей эры, что он был учителем Платона и что он умер в 399 г (до н. э.).

Но Сократ ничего не писал. Это было его принципиальной позицией.

Практически все, что мы знаем об историческом лице – Сократе, и все, что можно было бы разместить под рубрикой «философия Сократа», мы можем почерпнуть из текстов Платона.

Сократ, конечно, не вымышленный персонаж, как Шерлок Холмс у Конан Дойля, но вопрос, «насколько адекватно Платон передает идеи своего учителя?», - это вопрос, который мы могли бы задать разве, что Господу Богу. Сократ, каким мы его знаем, каким его сохранила философская традиция, - это действующее лицо практически всех платоновских диалогов. Поэтому, не вполне корректно говорить о «философии Сократа» и отдельно – о «философии Платона». Но в единое целое они, как ни странно, тоже не сливаются.

Существует ряд платоновских диалогов, в которых Сократ играет действительно активную роль. Эти диалоги принято называть «сократическими». По ним мы судим о Сократе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.