Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 1. Условия, источники и движущие силы




К проблеме психического развития

Тема 2. Теоретические и методологические подходы

Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становления психологии развития

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов

в связи с ее видами и содержанием

Содержание самостоятельной работы Вид С.Р. Форма контроля
Обязат. Дополн.
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты)     Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование
Составление таблицы     Проверка заполненной таблицы
Общая трудоёмкость(ак. час.)    

Задания для самостоятельной работы студентов

´ Вопросы и задания:

1. Сформулируйте и законспектируйте основные задачи возрастной психологии.

2. Составьте схему, отражающую взаимосвязь возрастной психологии с другими отраслями научных знаний.

3. Используя метод наблюдения (схему наблюдения) составьте индивидуальную психологическую характеристику на человека.

4. Приведите конкретные примеры использования различных методов в исследовании ребенка.

? Заполните таблицу:

Достоинства и недостатки методов психологии развития

Название метода Характеристика
достоинства недостатки
I. Организационные методы    
1. Лонгитюдный метод    
2. Метод поперечных срезов    
3. Комбинированный метод    
II. Эмпирические методы    
1. Наблюдение    
2. ……..    

& Список литературы:

§ Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер. 2003. С. 42-47.

§ Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2004. С.3-4.

§ Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Марцинковской Т.Д. – М., 2008. – 528 с.

§ Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005. –С.9-11.

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием

Содержание самостоятельной работы Вид С.Р. Форма контроля
Обязат. Дополн.
Работа с учебным материалом (конспекты лекций, уч.пособия)     Устное собеседование, оценка работы на семинаре
Подготовка докладов/презентаций     Доклад, презентация
написание рефератов     Реферат
написание эссе     Проверка эссе
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты)     Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование
Составление таблицы 0,5   Проверка заполненной таблицы
Работа с понятиями темы, составление глоссария 0,5   Проверка записей в словаре, терминологический диктант
Конспектирование     Проверка конспекта
аннотирование книг, статей     Выступление
Трудоёмкость в часах по видам СРС      
Общая трудоёмкость(ак. час.)    

психического развития

Цель: закрепить знание отечественных и зарубежных теорий психического развития, факторов, механизмов и закономерностей становления психики человека.

Ключевые понятия: детерминанты развития, наследственность, закономерности развития, социальные факторы развития, интериоризация, закономерности развития, гетерохронность, сензитивный период, литические и критические периоды, кризисы развития.

План:

1. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.

2. Сущность теорий психического развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Колберг) и интеллектуального развития (Ж. Пиаже).

3. Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

4. Закономерности динамики психического развития.

Задания для самостоятельной работы студентов

4 Темы докладов и рефератов

1. Проблема сензитивных периодов психического развития в психологии.

§ Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч: В 6 т. – Т.4. – М., 1983. – 368 с.

§ Выготский Л. С. Психология развития человека – М.: Смысл: ЭКСМО, 2004. – 1136 с.

§ Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / Проблемы развития психики. – 1972.

§ Психология развития: учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Академия, 2008. – 528 с.

 


2. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа (теории З.Фрейда, Э.Эриксона).

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Пед. о-во России, 2001, 2003, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2009, 2010. – 460 с.

§ Эриксон, Э.Г. Детство и общество / ред. А. А. Алексеев. – СПб.: Летний сад, 2006. – 416с.

3. Механизмы приобретения нового опыта в теориях социального научения.

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Пед. о-во России, 2001, 2003, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2009, 2010. – 460 с.

§ Бандура А. Теория социального научения М.: Директ-Медиа, 2008. 532 с.

4. Интеллектуальное развитие ребенка: причины, механизмы развития в теории Ж.Пиаже.

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Пед. о-во России, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2010. – 460 с.

§ Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. – 680 с.

§ Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Директ-Медиа, 2008. 351 с.

5. Возможности применения теоретических положений (теории развития) для практической работы с детьми.

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Пед. о-во России, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2010. – 460 с.

§ Божович Л. И. Проблемы формирования личности М.: Директ-Медиа, 2008. 612 с.

 

´ Вопросы и задания:

1. Раскройте основные понятия психического развития.

2. Перечислите закономерности психического развития, раскройте их содержание.

3. Назовите и опишите основные факторы развития.

4. Какие теории психического развития вы знаете.

5. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития Вам известны?

6. Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции факторов среды и наследственности в психическом развитии?

7. Почему близнецов надо воспитывать по-особому, в чем главная сложность их воспитания?

8. Маугли – человек или…? О чем свидетельствуют описанные случаи «воспитания» человека в сообществе животных.

9. Почему в одной семье вырастают разные по характеру и способностям дети?

10. Дайте определения следующих понятий:

§ Движущие силы развития;

§ Интериоризация;

§ Зона ближайшего развития;

§ Сензитивный период развития.

 

? Задание для конспектирования:

Тема Литература
Психоаналитические теории детского развития § Выготский Л. С. Психология развития человека – М.: Смысл: ЭКСМО, 2004. – 1136 с. § Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Высшее образование: МГППУ, 2009, 2010. – 460 с. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.– 460 с.
Теории социального научения  
Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже
Теория развития морального сознания Л.Колберга
Вклад Л.С.Выготского в психологию развития

 

 

? Заполните таблицу:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.