Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории личности российских психологов




С. Л. Рубинштейн – знаменитый ученый, энциклопедист, исследователь, занимавшийся вопросами философии и психологии. Исследовал психологию мышления, является основоположником методологического фундамента психологии, написал один из самых популярных учебников по психологии, который стал настольной книгой для не одного поколения студентов психологических факультетов, а также практикующих психологов. Принципы методологических основ психологии С.Л. Рубинштейна очень похожи на идеи К. Маркса. В одной из своих статей о принципе творческой самодеятельности Рубинштейн описывает познание как активную деятельность, а не только созерцание. Придерживаясь этой идеи, он сформулировал принцип единства деятельности и сознания. Это положение было изложено в период 30-40-х годов XX века, когда в психологии самое сильное влияние имели направления бихевиоризма и интроспективной психологии. Принцип единства сознания призывал воспринимать и понимать психические процессы, сознание как деятельность индивида и некий процесс, а не просто как нечто пассивное и рецептивное. Таким образом, деятельность человека должна стать предметом исследования психологии. Но Рубинштейн подмечает, что личность не просто поддается влиянию деятельности, но и сама способна благодаря своему праву выбора быть активной и инициативной. Чтобы в полной мере ответить на вопрос о возникновении и развитии связи между сознанием и деятельностью человека, необходимо сперва узнать, где и как она образуется. По Рубинштейну, личность и есть источник этой связи. Ответ на данный вопрос не так прост в связи с тем, что не так легко воспринимать сознание от личности и рассматривать их по отдельности. В самом начале становления отечественной психологии при изучении понятия личностного принципа необходимо было преодолеть идеи функционализма, отсоединение деятельности и сознания от личности. Основное внимание уделялось значению деятельности в становлении и развитии личности. Первоначальной задачей было определение структуры личности для перехода к исследованию исключительно личности, а не только личности, как субъекта - представителя отдельных функций. Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство: • установки и потребности (то, чего хочет человек); • дарования и способности (то, что может человек); • закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек). Если в 30-40-е годы понятие личности употреблялось для объяснения принципа единства деятельности и сознания, то в 50-х годах оно уже использовалось для раскрытия понятия детерминизма. На основании этого принципа необходимо было раскрыть специфичность психической деятельности, при этом не отрываясь от других явлений реального и материального мира. По Рубинштейну диалектика внешнего и внутреннего мира определялась через суть детерминизма. Личность считалась высшим уровнем организации материи, регулятором сознания относительно деятельности. Психические свойства личности и сама личность – это одновременно результат и предпосылка деятельности. Важным пунктом в изучении личности является ее включенность в более объемный контекст - в жизнедеятельность наряду с деятельностью. Завершающее выражение сущности личности человека заключается в обладании своей истории. Понятие «субъект жизни» более четко выражает эту особенность. Субъект жизни – это личность, представленная в более высоком смысле. Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни. Если рассматривать личность в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации: 1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность). 2. Личностный склад (особенности характера и особенности). 3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида). Не последнее место в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его понимание самосознания является оппозиционным по отношению к пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот. Последняя работа С.Л. Рубинштейна была опубликована спустя сорок лет после его ухода из жизни, благодаря ряду авторов, продолжающих дело этого выдающегося человека.

 

 

Основная книга Ананьева – «человек, как предмет познания».

Ананьев, ученный-исследователь, интересовался, как вообще человек устроен. Тип его исследования шел по фиксированию по большому количеству параметров. Потом эти многочисленные параметры складывались в систему взаимоотношений и анализировались.

Если мы изучаем человека, как индивида, речь идет о:

1. Первичных свойствах – возрастно-половых. (возраст или фаза жизни, половой диморфизм, свойства конституции,)
2. Индивидуально-типических свойствах (нейродинамические свойства мозга)
3. Особенностях функциональной геометрии больших полушарий мозга.

Высшей интеграцией свойств человека как индивида является, с одной стороны темперамент, с другой стороны задатки.

Ананьев предложил комплексный подход к изучению человека, отдаленно напоминающий педологический подход. Он лег в основание т.е. системного подхода.

Сознание и деятельность по Ананьеву определяли субъектные свойства человека.

Ананьев выделял 3 стороны – индивид, личность, субъект.

Та теория, которая изучает развитие человека, как индивида – онтогенетика человека, как личности – генетическая персонолистика, как субъекта – праксиологический анализ.

Ананьев предложил биографический метод жизненного пути человека.

Т.е. для петербургской школы онтогенез и жизненный путь – не одно и то же. Онтогенез обозначает развитие индивида, а жизненный путь – развитие личности.

Ананьев говорит, что вообще развитие человека происходит гетерохронно, т.е. линии развития как субъекта, индивида и личности могут совпадать, но могут и не совпадать. Как правило, бывает второе. Индивид всегда старше личности. Индивидом он становится с рождения, а личность появляется лет в 5. Личность может распасться раньше смерти самого индивида.

Гетерохронность можно различать и в других моментах. Например, вундеркинд: как индивид и личность – пятилетний, а как субъект – уже решает интегралы на уровне старшеклассника. С такими детьми часто приходят к психологу, и почти всегда ошибкой бывает – поместить этого ребенка в 5 класс, т.к. как индивид и личность он еще первоклассник. Другим примером гетерохромнности является инфантилизм: человек как индивид взрослый, а как личность – ребенок.

Все системы являются открытыми, но индивидуальность может рассматриваться как закрытая. Для него индивидуальность – результат гармонического развития свойств человека как индивида, личности и субъекта. Эта гармония возникает не всегда и не у всех.

«Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития субъекта, личности и индивида является фактором высокой жизнеспособности и долголетия».

Ананьев внес вклад в развитие идеографического метода. Исследователи соглашаются с тем, что человека надо изучать идеографически, но на деле таких исследований и методов исследований очень мало.

Ананьев изучал поколения, влияние их на развитие личности. Он те так много занимался этим вопросом, но сама постановка вопроса является очень важной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.