Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древнего Китая и ее основные школы




Философия Китая в своем развитии прошла 3 основных этапа:

• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм; конфуцианство; легизм.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой фил-кой мысли, в частности идеями: христианской религии; марксизма; ведущих европейских философов; американской философии прагматизма.

Человек занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек являет­ся сгустком 3-х видов космической энергии:

• цзин - энергия зарождения

• ци - материально-духовная энергия, к-ая служит "строительным мат-ом" всего сущего

• шэнь - постоянной духовной энергии, остающейся после смерти.

Существуют еще 2 вида энергии: инь- женское начало, янь- мужское начало.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд осо­бенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:

• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа

• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;

• выделяет в качестве духовного центра человека сердце;

• воспринимает ч-ка как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства ч-ка над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;

• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и сущ-ния окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основатель – Лао Цзы. Основное понятие Дао (путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспеч-ий сущ-ние мира).

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника соц-ой жизни. Основоположником конфуцианства является - Конфуций. Главным источником учения - произведение "Беседы и суждения". Золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе

Легизм (школа законников, или Фацзя). Основной вопрос легизма: как управлять общ-ом?

 

7. Философия античности натурфилософского, классического и эллинистического периодов.

Философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую.

Осн. периоды:

1)Натурфилософский (главная проблема - проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

2)Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

3)Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем - весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

4)Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

5)Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

6)Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

I. Натурфилосо́фия (от лат. natura — «природа») — попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы.

Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония. Возникла натурфилософия фактически ещё до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Родоначальником собственно натурфилософии были ионийские философы. Ими рассматривались следующие основные проблемы:

-материя и её (атомистическая) структура,

-гармония (математическая) Вселенной,

-соотношение вещества и силы,

-неорганического и органического.

Значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке.

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. За многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии.

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. Сторонники атомизма: Платон, Эпикур.

II. Классика V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания»,

Платони́зм — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Некоторые истолковывают платонизм, как утверждение, что универсальные понятия существуют независимо от их конкретных воплощений.

Платонизм обычно подразделяют на 3 основных периода: ранний, промежуточный и неоплатонизм. Объединительными чертами, характеризующими догматику школы на всём протяжении её существования, являются учение о бессмертии бестелесной души, а также противопоставления чувственного и умопостигаемого, становления и бытия, знания и мнения, идей и вещей.

Аристо́тель — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Перипате́тики (от греч. «прогуливаться, прохаживаться») — ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций. Другое название школы — Лике́й (др.-греч.

Λύκειον, в латинском произношении — Лице́й) — по названию расположенного вблизи от гимнасия, где преподавал Аристотель, храма Аполлона Ликейского, в восточной части древних Афин. Основана в 335/4 г. до н. э. В средневековье перипатетиками называли схоластов.

III. Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.