КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Морально-психологическая подготовка юриста
Цели, задачи, содержание и виды морально-психологической подготовки. Морально-психологическая подготовка - важный вид профессиональной подготовки персонала во всех без исключения юридических органах. Ее цель — формирование и развитие у каждого сотрудника, военнослужащего внутренних войск морально-психологической подготовленности как необходимой составной части их профессиональной подготовленности, выражающейся в ее соответствии с моральным требованием правоохранительной деятельности, в наличии у них потребности и умении соразмерять и осуществлять свою деятельность по высоким моральным критериям (см. § 4.3). От уровня ее сформированности зависит отношение работника к труду, к другим людям и к самому себе. Включая в себя морально-психологические знания, взгляды, убеждения (моральное сознание), морально-психологические мотивы, умения, навыки и морально-психологические качества, она выступает личностной гарантией постоянного, неуклонного и умелого выполнения всех моральных требований в любой обстановке. Это важная характеристика воспитанности и обученности личности, ее сознания, психологии, профессиональной культуры и образованности. Подход к организации и проведению морально-психологической подготовки (МПП) выражается в построении ее как целостного педагогического процесса и в разработке всех ее системных элементов: целей, задач, программ, направлений, условий, организации, форм, методики, обеспечения, способов контроля и оценки. Юридическая педагогика рассматривает ее как новый вид профессиональной подготовки, специфичный в условиях правовой системы и отвечающий требованиям современности, проблемам и задачам, стоящим перед российским обществом и юридическими органами. К основным задачам МПП относятся: • подготовка персонала к решению задач правоохранительной деятельности в условиях стремления российского общества к построению современного цивилизованного, правового общества; • формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной службы, верности профессиональному долгу и присяге; • развитие морального сознания, морально-психологических качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей; профилактика злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции; • формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения и поведения при решении профессиональных задач; профилактика неуважения к гражданам, нарушения их прав, проявлений недозволенности, неправомерного применения силовых методов; • формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой; • сплочение коллективов юридических органов и внутренних войск на основе моральных традиций, морально честных и этичных отношений друг к другу, развитие дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, чувства долга, ответственности, чести; • повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и подрыву чести, служебному предательству. Содержание МПП определяется целью и задачами и выражается в программах, тематических планах и содержании занятий. В общем виде в него входят также разделы: человек, общество, мораль; право и мораль; моральные вопросы профессионального долга сотрудника, воина, должностного лица; морально-психологические аспекты решения профессиональных задач; морально-психологические аспекты общения и взаимоотношений сотрудника, воина с гражданами; морально-психологические вопросы поведения сотрудника, воина в коллективе; морально-психологические особенности действий сотрудника, воина в экстремальных условиях; морально-психологические основы поведения сотрудника, воина в быту, основы здорового образа жизни; вопросы морали в работе сотрудника над собой. Как видно из целей, задач и содержания МПП, это комплексный вид подготовки, имеющий преимущественно воспитательный характер, сочетающийся со специфическим профессионально-воспитывающим обучением. МПП — часть системы воспитания личного состава. МПП, имея общую основу для всего личного состава, дифференцируется и приспосабливается к частным задачам, образуя разные видыМПП: • по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий); • по специальностям: МПП личного состава криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов ГАИ, участковых инспекторов, воинов ВВ и др.; • по категориям личного состава: МПП рядового, младшего начальствующего, инспекторского состава и командного, начальствующего, руководящего состава (о последних разновидностях МПП редко вспоминают, а между тем они необходимы и важны); • по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением, к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и др. Особенности содержания морально-психологической подготовки начальствующего, командного и руководящего состава включают дополнительно такие вопросы: • значение и сущность морально-психологической подготовленности юриста и руководителя; • цели, задачи, содержание, организация и методика морально-психологической подготовки в правоохранительных органах; • особенности формирования у подчиненных моральных убеждений, установок, ориентации, привычек, умений, навыков и качеств; • морально-психологические факторы в управленческой деятельности руководителя; • влияние различных стилей управления на морально-психологическую подготовленность подчиненных, морально-психологические последствия административно-командного стиля; • морально-психологическое влияние на подчиненных особенностей личности руководителя, стиля и методов его работы, поведения, принимаемых решений; • морально-психологические вопросы общения и построения взаимоотношений начальника с подчиненными; • морально-психологические основы и проблемы руководства коллективом; • морально-психологические аспекты руководства профессиональной деятельностью персонала; • особенности морально-психологической подготовки сотрудников к решению различных задач и к действиям в экстремальных условиях. Организация морально-психологической подготовки. Достижение целей и решение задач МПП возможно ее организацией и проведением по двум теснейшим образом связанным направлениям: • МПП в ходе службы и решения профессиональных задач; • МПП в процессе специального курса. Необходимость МПП в ходе службы и решения профессиональных задач связана с общеизвестной истиной: человек воспитывается всей жизнью, его сознание определяется реальностями бытия. Поэтому следует так организовывать службу и деятельность, чтобы они формировали у каждого сотрудника, военнослужащего нужные компоненты МПП, а не наносили этому вред. Всем руководителям всегда следует отдавать ясный отчет о том, как то или иное событие, решение, успех или неуспех, происшествие, объявление поощрения и наказания, повышения по службе и т.п. отражаются морально-психологически на персонале. Надо предвидеть морально-психологические последствия, т.е. какие морально-психологические взгляды, ценности, установки, привычки, качества при этом складываются у персонала, укрепляются или ухудшаются, не допускать и устранять то, что действует отрицательно. Каждый руководитель должен понимать, что сильнейшее морально-психологическое воздействие на подчиненных оказывают: его личность и ее особенности; манера держаться, тон голоса, выражение лица; все элементы его повседневной деятельности; проявляемые в работе ответственность, самоотдача, добросовестность; манера поведения и отношение к подчиненным,; стиль общения с подчиненными, выбираемые при этом слова и выражения; оценки, даваемые им подчиненным и их действиям; одобрения и критика, применяемые поощрения и наказания, их справедливость; поручения, даваемые подчиненным, и условия для их выполнения; меры по обучению и помощи подчиненным, понимание их и испытываемых ими трудностей, дельные советы; забота о бытовых условиях, обеспечении всем положенным, уважении их прав и чувства личного достоинства и многое другое. Основы методики занятий по морально-психологической подготовке. Надо отчетливо понимать, что морально-психологическая подготовка не может быть эффективной, если обучающиеся в учебных группах только слышат правильные и возвышенные слова о морали. Чисто словесная риторика тут не пригодна. Формы занятий и методика их проведения по преимуществу должны быть практическими. Нельзя увлекаться лекциями, хотя совсем их исключать не стоит, предпочтение следует отдавать семинарам, дискуссиям, практическим занятиям и играм. Основными элементами оптимальной методики занятий выступают: • диалогичность, обмен мнениями, суждениями, доказательствами, обоснованиями; • свобода высказывания любых мнений, суждений, оценок каждым обучаемым; • искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов, недопущение лукавства, недомолвок, ухода от острых проблем и вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов; • ликвидация и профилактика формализма, показухи, скуки; • требование аргументированного морального обоснования мнений, оценок, суждений; • организация руководителем столкновения мнений участников занятия, анализа конкурирующих моральных мнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего; • коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально аргументированных решений, оценок; • теснейшая связь занятий с практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретных поступков; • коллективная проработка предстоящих или типичных для профессиональной деятельности данной категории обучаемых действий; • активизация самооценки моральности своего поведения, действий, решений, своих морально-психологических качеств, изменения навыков, привычек, взглядов; • расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их влияние на граждан, коллег, самого себя); • коллективная разработка новых, профессионально специализированных моральных норм, обычаев, традиций для своего органа, службы, отделения, части, коллектива; • обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе; • совместный поиск ответов на причины неприживаемости в коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в МПП отдельных членов коллектива; • обсуждение путей совершенствования своей морально-психологической подготовленности сотрудниками и воинами. Главным методом проведения занятий выступает особый метод — метод ситуативного морального выбора ("моральных дилемм"), моральных казусов. Суть его в том, что обучающимся сотрудникам предлагается заранее подготовленная ситуация, характерная наличием выраженного морального аспекта. Например: «Задержан подозреваемый в краже из ювелирного магазина. Достоверных данных, что кража совершена именно им или он причастен к ней, нет. Двум сотрудникам поручено в кратчайший срок получить такие данные. В первых разговорах с ним у обоих сложилось мнение, что он неискренен. Они решили, что можно выполнить задачу путем получения достоверной информации от задержанного, осуществляя искусную тактику допроса. Какой конкретно она должна быть, они не смогли договориться и стали действовать каждый по-своему. Первый избрал «силовую» тактику, а второй - тактику «обещаний и обмана». Первый при допросах прибегал к разным словесным угрозам, резким высказываниям, ругани, запугиваниям, угрожающим действиям (хватал за грудь, за шиворот, подбородок, волосы). Второй объявлял себя доброжелателем задержанного, сочувствующим ему; говорил, что если тот будет искренним с ним и поделится частью украденного, он поможет ему выкрутиться; обещал помочь ему совершить побег из-под стражи». Такие ситуации могут предлагаться личному составу на занятиях в словесном виде, словесно с иллюстрацией фотографий (слайдов), демонстрацией фрагмента видео- или кинофильма, а также розыгрышем игровой ситуации при проведении занятия. Подбирать ситуации следует так, чтобы они: • имели непосредственное отношение к службе, правоохранительной деятельности, жизни личного состава (хорошо, если они вообще имели место в данном органе, части или в соседних, даже если они только что произошли или можно ожидать их возникновение в подготавливаемых действиях и операциях); • соответствовали проходимому этапу морально-психологической подготовки и изучаемой теме; • характеризовались достаточно выраженным и доступным пониманию данной категорией обучаемых моральным аспектом; • не содержали правильных оценок поступков и действий участвующих в ситуации лиц. После ознакомления с ситуацией обучающимся предлагается ответить на ряд (2—5 и больше) вопросов, наполненных моральным смыслом и все больше углубляющихся в тонкости ситуации. Например, по приведенной выше ситуации могут быть заданы такие вопросы: Каков моральный смысл действий первого сотрудника? Чем в моральном плане характерны действия второго сотрудника: Какие моральные нормы, принципы, правила поведения ими соблюдались, а какие нарушались? Предположим, сотрудники знали, что преступают моральные требования, что заставило их пойти на нарушения? Всякий ли на их месте пошел бы на это? Если нет, то почему? Какую тактику допроса избрали бы вы, будучи на месте сотрудников в данной ситуации? Что бы вы чувствовали и о чем думали, если бы оказались в этой ситуации на месте гражданина и действительно были бы непричастны к краже? Ситуация и ответы на вопросы обсуждаются коллективно, и совместно приходят к общим оценкам и выводам. Ценность этого метода в том, что он превращает занятия по морально-психологической подготовке в практические, в ходе которых у обучающихся формируются морально-психологические установки, привычки, навыки и умения. Разработан и подтвердил свою эффективность метод «Я сам» (в вариантах «поведение» и «сверка»)1. В варианте «Я сам - поведение» метод базируется на особой методической разработке, воплощенной в «Учебной книжке-памятке». Она выдается обучающимся в индивидуальное пользование и содержит три части: методические рекомендации, моральные рекомендации и лист самоконтроля. Пример раздела одного из вариантов разработки. «Раздел 3. Для повышения своей морально-психологической культуры общения с гражданами: 3.1) стремитесь строить нормальное общение, добивайтесь психологического контакта, стройте общение ровно, спокойно, добивайтесь взаимоуважительных отношений; верно говорят: ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость; с такой внутренней установкой вступайте в каждое общение, с кем бы вы ни встречались; 3.2) посмотрите в зеркало и обратите внимание на то, какое у вас выражение лица: спокойное, доброжелательное, располагающее или злое, хмурое, усталое, отталкивающее? Расслабьтесь! Почаще заглядывайте в зеркало. Встречайте собеседника с нормальным, человеческим выражением на лице; 3.3) научитесь культурно начинать общение: поздоровайтесь, встав, пожмите доброжелательно руку, пригласите сесть, сами сядьте нормально, не разваливаясь, не ковыряя в зубах, не чмокая и не дымя в лицо собеседнику; 3.4) помните, что собеседник практически всегда начинает себя вести так, как ведем себя в общении с ним мы; своим ровным, выдержанным, вежливым поведением показывайте ему пример и устанавливайте нужную атмосферу общения; 3.5) знайте, что вы можете стать уважаемым собеседником и даже нравиться ему, если сами будете демонстративно проявлять уважение к нему и показывать, что у вас вызывает удовлетворение встреча и разговор с ним; не скупитесь на добрые и вежливые слова; 3.6) улыбайтесь! 3.7) держите инициативу разговора в своих руках, но и не превращайте его «в дорогу с односторонним движением», когда говорите только вы, а собеседнику не даете и слова сказать; 3.8) слушайте и учитесь слушать: всем видом своим выражайте внимание к словам собеседника, стимулируйте его активность в нужных местах репликами («Это интересно», «Неужели?», «Не совсем понял, повторите и поподробнее» и др.), не придирайтесь зря к словам, а старайтесь понять, что и почему он говорит; 3.9)...и т.д.» Другими разделами этой разработки были: 1) моральные рекомендации по службе и выполнению своих обязанностей, 2) моральные рекомендации по отношениям к коллегам по службе, работе, 4) моральные отношения к себе. Возможны и иные наборы моральных норм поведения и отношений, например, актуальные для данного коллектива в связи с часто встречающимися в нем недостатками. Методика использования подобной разработки такова: • обучающимся разъясняются цели, задачи и дается подробный комментарий к моральным рекомендациям; • указывается на необходимость ежедневно в начале рабочего дня читать моральные рекомендации и руководствоваться ими при выполнении всех дел, а в конце дня анализировать свое поведение; • так поступать в течение недели (или иного установленного срока), при необходимости консультируясь с руководителем занятий, начальником; • через неделю обобщить результаты своей работы и оценить их, проставляя напротив каждой рекомендации оценку ее выполнения или делая это на отдельном листе самоконтроля. Методика «Я сам — поведение» Часть III. Лист самоконтроля
Оценки следует определять по таким критериям: «Данную методическую рекомендацию: выполнял всегда — 5, чаще выполнял, чем не выполнял - 4, выполнял и не выполнял в 50% случаев — 3, чаще не выполнял, чем выполнял — 2, не выполнял по разным причинам — 1». При первом использовании методики оценки следует проводить не реже одного раза в неделю, а затем можно и через 15 дней. Руководитель периодически просматривает лист самоконтроля, оценивает, что и как получается у того или иного работника, сотрудника, военнослужащего, добавляет к ним результаты своих наблюдений за его поведением в этот отрезок времени и дает советы. По первым двум оценкам трудно делать заключения, а когда их становится 3-5 и больше, обнаруживаются тенденции и появляются основания для выводов. Можно ожидать, что оценки, выставляемые личным составом самому себе, не будут полностью объективными, но то, что обучающиеся периодически просматривают такие методические рекомендации, уже приносит пользу: они волей-неволей их запоминают и что-то начинают соблюдать. Следует применять меры, повышающие объективность оценок. Вариант методики «Я сам — сверка» схож с первым, но упрощен, и психолого-педагогическая эффективность его несколько ниже. Обучающимся вручаются листы с перечнем и дается задание последовательно, не торопясь, прочитывая нормы и правила, сверять с ними свое поведение за последние 15 (или 30 дней) и, оценив степень совпадения по графам 2—6, проставлять в соответствующей графе крестик. При этом у всех происходит активизация морального мышления, самооценок, запоминаются моральные нормы и правила. По окончании работы обучающихся с перечнем руководитель предлагает разным слушателям обосновать правильность своих сверочных оценок, подтвердить примерами из практики, предлагает высказаться другим, привести свои примеры, развертывает предметную, практически ориентированную дискуссию. Обеспечение морально-психологической подготовки. Этот вид подготовки нуждается во всестороннем и серьезном обеспечении. Организационное обеспечение предполагает регулярность занятий, их полную посещаемость, тщательнейший подбор руководителей занятий (лучше всего, если их проводит лично начальник, командир), хорошие условия в помещении. В комплекс мер методического обеспечения входят: наличие учебной литературы, удачно подобранные примеры из профессиональной деятельности, наличие книжек-памяток и листов самооценок, журналов посещаемости и контроля за работой с книжками-памятками.
1 Метод разработан A.M. Столяренко совместно с В.И. Коваленко и дал положительные результаты в формирующих экспериментах (1989 г.).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |