Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала оценки в процессе наблюдений межличностных отношений в группе




План наблюдения за поведением людей в группе

1. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.

2. Чувствует себя удобно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение.

3. Соглашается, пассивно повинуется, понимает, уступает другим.

4. Советует, руководит, причем учитывает автономию других.

5. Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства или желания.

6. Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает.

7. Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.

8. Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.

9. Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действий.

10. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.

И. Проявляет напряженность, раздражение, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.

12. Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и утверждает себя.

Указанные в плане наблюдения признаки поведения членов группы говорят о следующем:

пп. 1,2,11,12 описывают сопровождающие процесс совместного принятия решения эмоции (пп. 1,2 — положительные и пп. 11,12 — отрицательные эмоции) и.соответствующие действия членов группы;

пп. 6, 7 характеризуют ориентировку членов группы в отношении общей задачи;

пп. 5, 8 оценивают ход выполнения совместной задачи членами группы;

пп. 4, 9 характеризуют качество внутригруппового контроля;

пп. 3, 10 раскрывают процесс принятия совместного решения, причем пп. 4, 5, 6 характеризуют предложения собственных решений, а пп. 7, 8, 9 — поиск решений у других членов группы.

В. Ньюстетгером предложена шкала оценки в процессе наблюдения характера проявлений взаимоотношений членов группы в диапазоне от сердечности до прямой враждебности. Шкала состоит из девяти пунктов (табл. 8.2).2

Таблица 8.2. Шкала оценки межличностных отношений в группе

Пункт шкалы Наблюдаемые показатели у членов группы
  Физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т.д.)
  Знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одолжать, приглашать, предпочитать, защищать)
  Знаки товарищеского отношения (шепот, смех, улыбки, совместная работа, высказывание, приобщение)
  Случайные разговоры (беседы, которые не обязательны для ситуации, приветствия)
  Почти нейтральное, но еще немного позитивное отношение (вопросы, согласие, одобрение, похвала, любезность, одолжение, выполнение небольших просьб, игнорирование, обиды)
  Знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытка доминировать без ссоры, ирония, критика)
  Признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями и желаниями других (спор, возражения против правил поведения, первенство над другими)
  Признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желания (обвинение, критика, ирония)
  Признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку)

 

Шкала показателей групповых взаимоотношений и ее применение в процессе наблюдения. Разработанная В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой шкала показателей групповых взаимоотношений представлена в табл. 8.3.3

Представленная шкала позволяет осуществлять наблюдение по таким критериям: характер взаимодействия; уровень взаимопонимания в группе; наличие одобрения или упреков; готовность к взаимопомощи. При подведении итогов наблюдения необходимо наблюдаемые признаки отменить, исходя из 5-балльной шкалы.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности психологического наблюдения за группой является использование различных приемов преодоления субъективизма в оценках и выводах наблюдателя.

Прием достижения целостного образа группы основывается на необходимости сбора как можно более полной и объективной информации о группе, что позволяет преодолеть тенденцию к категоричным, грубым оценкам специфики ее психологии только «в черно-белых» красках.

 

Таблица 8.3. Шкала показателей групповых взаимоотношений

№ п/п Наблюдаемые показатели Условные оценки
1. Взаимодействуют согласованно и слаженно, понимают друг друга с полуслова, не упрекают, а поддерживают, проявляют инициативу во взаимопомощи 5
2. Взаимодействуют с незначительными рассогласованиями, хорошо понимают друг друга, поддержка и одобрение преобладают над упреками, помогают друг другу при необходимости  
3. Взаимодействуют не согласованно, понимают друг друга с трудом, высказывают много упреков, не стремятся к взаимопомощи, оказывая ее лишь по просьбе  
4. Взаимодействуют формально, партнеры не хотят понимать друг друга, взаимные обвинения преобладают над дружескими советами, высказывают явное нежелание помогать друг другу  
5. Взаимодействие практически отсутствует, оно происходит лишь случайно, партнеры конфликтуют, категорически отказываются помочь друг другу  

 

Прием критичности в оценке группы. Смысл его заключается в сбалансированности как положительных, так и отрицательных оценок. Тенденция к злоупотреблению положительными оценками, которая получила название «эффекта снисхождения», искажает истинную картину психологических явлений в группе. Кроме того, при наблюдении «эффекта ореола» следует учитывать действие характерного переноса на актуальную оценку групп предыдущих оценок (как отрицательных, так и положительных).

Прием избирательного подхода к оценке группы и преодоления распространенных стереотипов. Наблюдение за группой должно строиться с учетом имеющихся порой тенденций к усреднению оценок и использованию стереотипов, шаблонных выводов при диагностике группового поведения (например, при ведении наблюдения за группой правонарушителей). Каждая группа имеет свою психологию и обнаруживает особенности групповой деятельности.

Прием выводов и оценок, основанных на длительном наблюдении за группой. Иногда наблюдатель делает выводы о группе на основе первого впечатления о ней, а последующую информацию отбрасывает, считая ее случайной и поверхностной. Это обстоятельство приводит порой к неверным выводам о психологических особенностях группы. Практика показывает, что социально-психологические

явления в группе должны изучаться не только путем отдельного кратковременного наблюдения, а посредством достаточно длительной по времени фиксации наблюдаемых фактов.

Прием опоры в наблюдении на сознательно выделяемые признаки и показатели групповой психологии предъявляет серьезные требования к подготовке наблюдателя, отбору обоснованных показателей оценки группового поведения, свидетельствующих о специфике групповых социально-психологических явлений. Использование этого приема позволяет избежать большого числа логических ошибок, возникающих в силу констатации связей между некоторыми признаками группового поведения и реальной психологией группы, хотя на самом деле такая связь отсутствует или минимальна.

1 Ядов В.А. Социологическое исследование // Методология, программа, методы. - М.: Наука, 1972. - С. 114-115

2 Методы социальной психологии. / Под ред. проф. Е.С. Кузьмина и канд. психол. наук В.Е. Семенова. - Л.,1977. - С. 23-24.

3 Методики психодиагаостики в спорте: Учеб. пособие. / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов и др. - М., 1984. - С. 67-68.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.