Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. Существующие теории личности и поведения в большинстве своем не дают ясной картины той роли, которую играет в жизни человека каждая из эмоций




РЕЗЮМЕ

 

Существующие теории личности и поведения в большинстве своем не дают ясной картины той роли, которую играет в жизни человека каждая из эмоций. Точно так же многие популярные теории эмоций почти не рассматривают роль эмоций в развитии личности и их влияние на мышление и поведение человека. Как правило, исследователи эмоций занимаются лишь изучением какого-то одного компонента эмоционального процесса. Хотя в рамках некоторых теорий и предпринимались попытки изучения отдельных аспектов взаимоотношения эмоции, когнитивных процессов, поведения и личности, этот вопрос по-прежнему требует исследований - как теоретических, так и экспериментальных.

 

Классическая психоаналитическая теория почти не обращается к дискретным эмоциям, хотя и подчеркивает важность некогнитивных феноменов, или аффектов, в человеческом поведении. В своих ранних работах Фрейд рассматривал аффекты как мотивационные переменные, заложив тем самым основы психодинамической традиции в психологии и психиатрии. Несмотря на то что его понимание инстинктивных влечений как источника мотивации серьезно критикуется или полностью отвергается некоторыми современными теоретиками психоанализа (Rapaport, 1960), предложенное им понимание мотивационных феноменов (в том числе и <импульсов-желаний>) как продуктов взаимосвязи представления и аффекта получило свое развитие и приобрело новое звучание. Фрейдовское понимание мотивации отчетливо проглядывает в концепциях желания, выдвинутых Кляйном и Холтом; оно же, по всей видимости, повлияло на теорию эмоций Дала, который рассматривает эмоции как фундаментальные мотивы, равно как и на взгляды Сингера, истоками которых являются одновременно психоанализ и теория дифференциальных эмоций. Кроме того, оно непосредственно повлияло на работы Хелен Льюис, в которых исследуется роль эмоций стыда и вины в развитии личности, - эти работы представляют собой современное истолкование взглядов Фрейда и служат развитием идей, заложенных в работах Уиткина.

 

Сторонники измерительного подхода к проблеме эмоций, в отличие от психоаналитической теории, особенно в современном ее варианте, не столь жестко связывают эмоции с функционированием личности. Этот подход был заложен Спенсе-ром, его пониманием эмоций (переживаний) как измерений сознания или состояний сознания; он оформился в самостоятельное направление, когда Вундт предложил оценивать эмоциональную сферу сознания такими количественными мерами, как <удовольствие-неудовольствие>, <расслабление-напряжение> и <спокойствие-возбуждение>. Основываясь на концепциях Спенсера и Вундта, Даффи предположила, что любой поведенческий акт можно объяснить в терминах организмическо-го возбуждения (уровня напряжения, или энергии). Она рассматривает эмоцию как точку или ряд точек на шкале возбуждения. То есть эмоция, по мнению Даффи, представляет собой высший уровень напряжения, или энергетики, в тканях организма. Такой подход, равно как и подход Линдсли, позволяет говорить о количественной мере эмоции и отрицает ее качественное разнообразие.

 

Вудворт и Шлосберг, изучавшие в основном внешние, поддающиеся наблюдению аспекты эмоций, доказали возможность категоризации мимических проявлений эмоций и обратный механизм определения эмоции на основе оценок, распределенных по шкалам <удовольствие-неудовольствие>, <принятие-отвержение> и <сон-напряжение>. Следует упомянуть, что результаты последних исследований поставили под сомнение возможность использования шкал <принятие-отвержение> и <сон-напряжение> в качестве самостоятельных, независимых друг от друга переменных, и поэтому несколькими исследователями были предложены свои варианты этих шкал. В ходе исследований, проводившихся в рамках данного подхода, были получены данные, которые убедительно свидетельствуют о том, что качественно различные эмоции могут быть представлены как точки или группы точек в многофакторном пространстве. Как показано в исследовании Бартлета и Изарда (Bartlett, Izard, 1972), такие критерии, как <удовольствие>, <напряжение>, <самоуверенность> и <импульсивность>, могут быть полезны в описании субъективного опыта переживания дискретных эмоций.

 

Ряд теоретиков рассматривают эмоцию как последовательность перцептивно-когнитивных процессов. Некоторые из них явно грешат рационализмом, рассматривая эмоции как нечто вредоносное и нежелательное, как процесс, разрушающий и дезорганизующий мышление и поведение человека. В рамках данного подхода Арнольд определяет эмоцию как ощущаемую индивидом тенденцию к действию и отличает эмоцию от биологического драйва, с одной стороны, и мотива (импульс к действию плюс когнитивный процесс) - с другой. Свой вариант когнитивной теории эмоций предлагает Шехтер, определяя эмоцию как недифференцированное возбуждение плюс когнитивный процесс. Он считает, что в основе всех эмоций лежит одно и то же физиологическое состояние возбуждения, а качественные различия между эмоциями обусловлены оценкой ситуации, вызвавшей это возбуждение.

 

Плутчик определяет эмоцию как генетически предопределенную реакцию организма, связанную с приспособительным биологическим процессом. Например, адаптивному комплексу отвержения соответствует эмоция отвращения, а адаптивному комплексу разрушения - эмоция гнева. Плутчик дает определение восьми первичным эмоциям и указывает на то, что эти восемь первичных эмоций, вступая в комбинации друг с другом, образуют вторичные эмоции. Он выводит формулы вторичных эмоции, например, <гордость = гнев + радость>, <скромность = страх + приятие>. Он считает, что в терминах вторичных эмоций можно анализировать личностные черты. Например, различные социальные регуляторы, по его мнению, могут быть поняты как комбинации страха и других эмоций.

 

 

В заключение главы мне представляется полезным привести словарь терминов, используемых в теории дифференциальных эмоций.

 

Эмоция (базовая, дискретная). Эмоция - это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экслрессивный и чувственный компоненты. Интраин-дивидуальный процесс взаимодействия этих компонентов, в результате которого возникает эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов. Так, у человека особенности переживания и выражения эмоции гнева являются врожденными, панкультурными и универсальными.

 

Эмоциональные паттерны. Эмоциональный паттерн - это комбинация двух или нескольких базовых эмоций, которые при определенных условиях разворачиваются одновременно или в определенной последовательности и которые взаимодействуют между собой таким образом, что каждая из включенных в паттерн эмоций оказывает мотивационное воздействие на индивида и его поведение.

 

Драйвы. Драйв - это мотивационное состояние, вызванное изменениями или нехваткой каких-то веществ в тканях организма. Наиболее распространенными примерами драй-вов являются такие состояния, как голод, жажда, усталость. Мотивационная интенсивность всех драйвов, за исключением сексуального драйва и драйва к избеганию боли, по своей природе циклична. Только два драйва - избегание боли и сексуальное влечение - обладают некоторыми характеристиками эмоций.

 

Аффект. Термин <аффект> - общий, неспецифический термин, описывающий все вышеперечисленные мотивационные состояния и процессы. К аффективной сфере относят базовые эмоции, эмоциональные паттерны, физиологические драйвы, а также процессы и результаты их взаимодействия. Аффективная сфера также охватывает состояния или процессы, при которых один из аффектов (эмоция или драйв) взаимодействует с когнитивным процессом.

 

Интеракция <эмоция-эмоция>. Это взаимодействие одной или нескольких эмоций, при которой одна эмоция усиливает, ослабляет или подавляет другую.

 

Интеракция <эмоция-драйв>. Это мотивационное состояние, при котором эмоция усиливает, ослабляет или подавляет драйв и наоборот.

 

Аффективно-когнитивная структура и эмоциональные черты. Мы привели перечень частных эмоций и обозначили критерии, на основе которых можно отнести ту или иную эмоцию в разряд базовых, или фундаментальных. Мы также отметили, что эмоции часто возникают в паттернах, в комбинациях двух или нескольких эмоций. Именно обсуждению базовых эмоций будет посвящена большая часть этой книги, однако считаю важным отметить, что мы уделим внимание и таким сложным мотивационным феноменам, какими являются аффективно-когнитивные структуры. В этих структурах в качестве аффективного компонента выступает либо отдельная эмоция, либо комбинация эмоций, либо эмоциональный паттерн, а когнитивный компонент складывается из сети образов, представлений и символов, связанных с этими эмоциями. Аффективно-когнитивные структуры могут приобретать характер личностной черты. Такие сложные, многогранные эмоциональные феномены, как тревога, депрессия, враждебность, ревность, гордость, любовь, следует анализировать в терминах аффективно-когнитивных структур, и мы рассмотрим их в последующих главах.

 

Аффективная экспрессия. Аффективная экспрессия занимает промежуточное положение между субъективно переживаемым мотивационным состоянием и поведением. Например, сокращения поперечно-полосатых мышц лица, которые наблюдаются у разгневанного человека, можно описывать как мимическую реакцию, или мимическое поведение. Однако важнейшей характеристикой мимических, голосовых и пантомимических проявлений, интегрированных в эмоциональный процесс, является их мотивационное значение, а не поведенческий смысл. Это разграничение позволяет провести различия между чувственными/ мотивационными явлениями, с одной стороны, и поведением, с другой стороны, и таким образом сузить значение последнего. Поведение складывается из пер-цептивно-когнитивных процессов (из процессов восприятия, воображения, мышления, запоминания и антиципации), а также из инструментальной и двигательной активности.

 

Действие, поступок или поведение. Поведение - излишне общее понятие, которому невозможно дать точное определение, не вступая в противоречие со сложившейся в науке практикой. В бихевиоризме этот термин используется для описания наблюдаемых реакций, но в рамках других направлений этим термином обозначают любые акты функционирования организма - и аффективные, и когнитивные, и двигательные. Автор данной книги предпочитает избегать употребления этого термина, когда есть возможность применить другие, более специфичные и точные, например обозначить наблюдаемую реакцию как сердечно-сосудистую, или перцептивно-когнитивную, или двигательную. Кроме того, в силу расплывчатости термина <поведение> автор использует синонимичные ему понятия <действие> или <поступок>. Этими терминами мы будем обозначать те двигательные акты (в том числе голосовые), которые не включены в экспрессивный компонент эмоции. Действие отлично от аффективных состояний и процессов. Таким образом, эмоции, эмоциональные паттерны и физиологические драйвы рассматриваются не как поведение или действие, а как мотивационные феномены, вызывающие определенные действия со стороны индивида или побуждающие его к этим действиям. Понятие <действие>, <поступок> или <поведение>, как правило, используется для описания деятельности индивида в целом, деятельности, которая вытекает из чувственных/мотивацион-ных феноменов аффективных процессов и которая может включать в себя активность любой из подсистем, не связанной с аффективной сферой.

 

Три компонента эмоции. В нашем распоряжении оказывается все больше и больше данных, свидетельствующих о том, что каждая из эмоций имеет свои специфические нервные (нейрофизиологические и нейрохимические) основания. Томпсон в своей работе (Tompson, 1988) провел детальный анализ того, как физиологические системы участвуют в эмоциональном процессе и как эмоции влияют на физиологическое функционирование индивида.

 

Каждая базовая эмоция имеет экспрессивный компонент. В последующих главах мы рассмотрим, какие мимические выражения специфичны для той или иной эмоции. Не менее важную роль в эмоциональной экспрессии играют голосовые и пантомимические проявления, но мы, к сожалению, пока не располагаем достаточными данными для того, чтобы говорить о специфичности тех или иных изменений голоса и движений тела для той или иной базовой эмоции. Однако, основываясь главным образом на здравом смысле, можно утверждать, что такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, <говорят разными голосами>. На сегодняшний день наша субъективная, эмпирическая оценка эмоционального качества речи фактически ничем не уступает результатам комплексного компьютерного анализа физических характеристик речи - ее основной частоты (интенсивности), модуляции и т. п.

 

Переживание эмоции по определению не может быть бессознательным, это всегда в большей или меньшей степени осознаваемый опыт. В силу того, что чувственный компонент относится к сфере сознательного опыта и является наиболее доступным аспектом эмоционального процесса и играет непосредственную роль в организации когнитивных процессов и поведения, мы и предприняли попытку сконструировать краткое и неполное определение эмоции (глава 1) в терминах именно этого компонента.

 

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

 

Harris P. L., Johnson С. N., Hutton О., Andrews G., Cooke Т. Young children's theory of mind and emotion. - Cognition and emotion, 1989, 3, 379-400 (b).

 

В трех экспериментах дети от 3 до 7 лет наблюдали за мультипликационными персонажами, которым предстояло открывать различные емкости. Дети понимали, что эмоции, проявляемые персонажами при открывании емкостей, зависят от того, что те рассчитывают там обнаружить.

 

Lazarus R. S., Соупе J. С., Folkman S. Cognition, emotion and motivation: The doctoring of Humpty-Dumpty. - In: K. R. Scherer, P. Ekman (Eds.). Approaches to emotion. - Hillsdale, NJ, Eribaum, 1984,221-237.

 

Теоретический обзор взаимодействия личности со средой и отношений между эмоциями, когнитивными процессами и мотивацией.

 

Lewis Н. В. Shame in depression and hysteria. - In: C. E. lzard (Ed.). Emotions in personality and psychopathology. - New York, Plenum, 1979, 371-396.

 

Психоаналитический взгляд на роль стыда при депрессиях и истериях.

 

Roseman 1. J. Cognitive determinants of emotions: A structural theory. - In: P. Shaver (Ed.). Review of personality and social psychology. - Beverly Hills, CA, Sage Publications, 1984, Vol. 5,11-36.

 

Детализированная теория когнитивных предпосылок эмоций. В основу положен принцип, что эмоции возникают в процессе оценки и сравнения текущей ситуации с личностными мотивациями.

 

Smith С. A., Ellsworth P. С. Patterns of appraisal and emotions related to taking an exam. - Journal of Personality and Social Psychology, 1987, 52, 475-488.

 

Социально-когнитивный подход к анализу процессов оценки, активирующих эмоции. Классификация и описание эмоций проводились по шести параметрам: приятность, привлечение внимания, своя и чужая ответственность, самоконтроль и внешний контроль.

 

WeinerB., Handel S.I. A cognition-emotion-action sequence: Anticipated emotional consequences of causal attributions and reported communication strategy. - Developmental psychology, 1985, 21(1), 102-107.

 

Эмпирическое исследование предпосылок и последствий эмоций в рамках социально-когнитивной (атрибутивной) теории.

 

 

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.