Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективное переживание интереса-возбуждения




 

На уровне переживания эмоция интереса-возбуждения проявляется чувством захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего интерес к предмету, человеку, ситуации или явлению, возникает желание исследовать объект интереса, познать его, принять участие в происходящем, поглотить информацию, расширив тем самым свое <Я>, испытать новые переживания от взаимодействия с объектом, возбудившим интерес. При интенсивном интересе, или возбуждении, человек испытывает воодушевление. Именно оно обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Даже оставаясь недвижным, заинтересованный человек ощущает, что он <живет и действует>.

 

Два подхода к исследованию субъективного переживания эмоции

 

Параметрическое исследование субъективного переживания эмоции предполагает, что индивид оценит свои чувства по ряду общих шкал, определив количественные различия между аффективными состояниями. Анализ совокупности показателей соответствующих параметров позволяет диагностировать аффективное состояние индивида. Дискретный подход к изучению субъективного эмоционального опыта опирается на самоотчеты людей о переживаемых ими эмоциях. Теоретические и экспериментальные обоснования правомерности каждого из этих подходов детально рассмотрены в других работах (lzard, 1971; Bartlett, lzard, 1972), здесь же мы лишь кратко обобщим их.

 

Параметрический подход и шкалы параметров. Истоки параметрического подхода к описанию чувств лежат в спенсеровском понимании континуума приятного-неприятного и в его ранних представлениях об уровнях активации и адаптации (Spencer, 1890). Развивая его идеи, ВундтС\Уипс11, 1896) предположил, что эмоциональный опыт может быть оценен по шкалам удовольствия-неудовольствия, возбуждения-покоя, напряжения-расслабления. Впоследствии Вудворт (Wood-worth, 1938) несколько видоизменил значение этих параметров, исходя из предпосылки, что <удовольствие и неудовольствие соотносятся между собой так же, как принятие и отвержение, что возбуждение и покой сопряжены с наличествующим уровнем мышечной активности или готовности к действию, а напряжение и расслабление соответственно-с различными степенями мышечного тонуса> (р. 241). Представление Вудворта об эмоциональном переживании как о функции установки и нервно-мышечных процессов предвосхитило некоторые элементы как когнитивной теории, так и теории дифференциальных эмоций. Традиция, заложенная Спен-сером, Вундтом и Вудвортом, получила свое развитие в ряде современных теорий. Так, понятие нейрофизиологической активации было использовано Даффи (Duffy, 1941, 1957, 1962) иЛиндсли (Lindsley, 1951, 1957) для объяснения эмоций, а Шлосберг (Schlosberg, 1941, 1952, 1954) с его помощью пытался истолковать поведение. Современные исследователи описывают различные параметры мимических выражений, рассматривая их как параметры эмоций (Triandis, Lambert, 1958; Frijda,1970; Frijda, Phillipszoon, 1963; Abelson, Sermat, 1962). Например, Осгуд (Osgood, 1966, 1969), Блок (Block, 1957), Дэйвиц (Davitz, 1970) и Ноулис (Nowlis, 1970) разработали шкалы для оценки вербальных выражений и рассматривают их в качестве индексов эмоций или эмоциональной экспрессии.

 

Бартлет и Изард, исследуя особенности субъективного опыта при переживании базовых эмоций, исходили из того, что субъективный эмоциональный опыт - это многогранное явление, которое нужно оценивать с помощью параметрической шкалы самоотчета, отражающей разные стороны чувств, мышления и поведения человека. Поэтому каждый раздел разработанной ими параметрической шкалы (ПШ) представлен тремя субшкалами, соответствующими трем уровням функционирования индивида, или трем компонентам эмоционального опыта. Чувственный, или пережи-вательный, компонент оценивался человеком по таким соматическим параметрам, как дыхание, частота серечных сокращений, потоотделение, мышечный тонус, поведенческий компонент - по экспрессивной мимике и жестам, а оценивая мыслительный компонентсвоего субъективного опыта,человек должен был определить, как он производит когнитивную оценку (Arnold, 1960а, 1968) эмоционально значимых ситуаций. Таким образом исследователи пытались придать большую специфичность каждому параметру, а также предоставить испытуемому большую свободу выбора. Использованная ими параметрическая шкала приводится в табл. 4-1.

 

Восемь параметров, составившие ПШ, были выбраны на основании их очевидной важности для оценки субъективного переживания в конкретной эмоционально значимой ситуации. Однако лишь четыре из них оказались информативными, и поэтому мы будем говорить только о них. Эти четыре параметра были включены в ПШ по следующим причинам.

 

Параметр удовольствия (приятности) был принят как бесспорный в эмпирическом смысле и вследствие его несомненной важности для оценки гедонистической окрашенности переживания. Напряжение было избрано нами как параметр, представляющий нейрофизиологическую активацию, которая в свою очередь по теоретическим и эмпирическим данным является усилителем эмоции. Мы исходили из предпосылки, что связанный с активацией параметр напряжения отражает такие феномены, как повышение мышечного тонуса и торможение вербального и поведенческого выражения эмоции. Однако мы отдавали себе отчет в том, что параметры гедонизма и активации необходимы, но недостаточны для дифференциации конкретного эмоционального состояния.

 

Таблица 4-1

 

Параметрическая шкала

 

Инструкция. Используйте приведенные ниже вопросы для самооценки. Отвечая на вопрос, постарайтесь вспомнить и визуально представить какую-либо эмоционально значимую ситуацию, оценивая при этом особенности своего мышления, поведения (например, выражение лица) и свои телесные ощущения (например, дыхание, сердцебиение, потоотделение, мышечное напряжение и т.п.). В зависимости от степени выраженности параметра обведите одну из цифр справа от вопроса. Здесь не может быть правильных или неправильных ответов. Не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа.

 

Совсем нет (0 1); Средне (2 3); Очень сильно (4 5 6).

 

1. а. Насколько активным вы ощущаете себя? 0 1 2 3 4 5 6 б. Насколько активны ваши мысли? 0 1 2 3 4 5 6 в. Насколько активно ваше поведение? 0 1 2 3 4 5 6

 

2. а. Насколько произвольны ваши ощущения? 0 1 2 3 4 5 6 б. Насколько произвольны ваши мысли? 0 1 2 3 4 5 6 в. Насколько произвольно ваше поведение? 0 1 2 3 4 5 6

 

3. а. Насколько напряженным вы ощущаете себя? 0 1 2 3 4 5 6 б. Насколько напряженны ваши мысли? 0 1 2 3 4 5 6 в. Насколько напряженно ваше поведение? 0 1 2 3 4 5 6

 

4. а. Насколько импульсивны ваши чувства? 0 1 2 3 4 5 6 б. Насколько импульсивны ваши мысли? 0 1 2 3 4 5 6 в. Насколько импульсивно ваше поведение? 0 1 2 3 4 5 6

 

5. а. Насколько управляемы ваши чувства? 0 1 2 3 4 5 6 б. Насколько управляемы ваши мысли? 0 1 2 3 4 5 6 в. Насколько управляемо ваше поведение? 0 1 2 3 4 5 6

 

6. а. Насколько вы уверены в себе? 0 1 2 3 4 5 6 б. Насколько вы самоуверенны в ваших мыслях? 0 1 2 3 4 5 6 в. Насколько вы самоуверенны в своем поведении? 0 1 2 3 4 5 6

 

7. а. Насколько вы экстравертированы? 0 1 2 3 4 5 6 б. Насколько экстравертированы ваши мысли? 0 1 2 3 4 5 6 в. Насколько экстравертировано ваше поведение? 0 1 2 3 4 5 6

 

8. а. Насколько приятны вам ваши чувства? 0 1 2 3 4 5 6 б. Насколько приятны вам ваши мысли? 0 1 2 3 4 5 6 в. Насколько приятно вам ваше поведение? 0 1 2 3 4 5 6

 

На параметре импульсивности мы остановились, основываясь на идеях Осгуда (Osgood, 1966). Высокий показатель импульсивности свидетельствует об отсутствии антиципации (готовности к конкретной эмоциональной ситуации). Кроме того, импульсивность коннотативно связана со спонтанностью, которая характеризует степень внезапности эмоционального переживания, а также отражает индивидуальный стиль эмоциональной экспрессии.

 

И наконец, четвертый из выбранных нами параметров представлен положительным полюсом шкалы уверенности-неуверенности (Frijda, 1970); с помощью этого параметра человек сообщает о наличии или отсутствии у него чувства компетентности и адекватности. Оценивая когнитивный компонент своего эмоционального опыта, человек тем самым оценивает свою способность к осмыслению динамики эмоционально значимой ситуации, а оценка поведенческого аспекта отражает, в какой мере человек считает свое поведение соответствующим данной ситуации.

 

Дискретный подход и шкала дифференциальных эмоций. Теория дифференциальных эмоций обосновывает необходимость оценки субъективного опыта в терминах дискретных эмоций, аффектов и аффективно-когнитивных структур; она утверждает существование качественных различий между базовыми эмоциями, а также - между некоторыми аффективными состояниями, и опирается на возможность их дифференциации при помощи самоотчетов и выявления специфических для каждого аффекта терминов. Ранее (Izard, 1972) мною были опубликованы данные экспериментов, в которых я использовал первые варианты шкал дифференциальных эмоций (ШДЭ), а в <Руководстве к использованию ШДЭ> (Izard et al., 1974) приводились данные исследований, подтвердивших надежность, валидность и стан-дартизированность шкалы. Если говорить коротко, каждая из 10 базовых эмоций и каждый из 8 прочих аффектов, или аффективно-когнитивных структур, представлены тремя независимыми переменными пятизначных шкал. Содержание эмоциональных шкал и их психометрические показатели приводятся в табл. 4-2.

 

Таблица 4-2

 

Шкала дифференциальных эмоций

 

Фактор; Шкала - Корреляция между шкалой и фактором*.

 

*Корреляция между шкалой и фактором описания <состояния> при N = 259; в скобках приведен коэффициент надежности для каждой <черты> при N = 63.

 

I. Интерес (0,76); Внимательный - 0,88 Сконцентрированный - 0.79 Настороженный - 0,87

 

II. Радость (0,87); Восторг - 0,81 Счастье - 0,87 Удовольствие - 0,86

 

III. Удивление (0,75); Удивление - 0,83 Изумление - 0,85 Ошеломление - 0,87

 

IV. Печаль (0,85); Унылый - 0.86 Печальный - 0,79 Обескураженный - 0,82

 

V. Гнев (0,68); Разгневанный - 0,74 Злой - 0,84 Бешеный - 0,86

 

VI. Отвращение (0,73); Неприязнь - 0,86 Испытывающий отвращение - 0,5 Испытывающий омерзение - 0,88

 

VII. Презрение (0,78); Высокомерный - 0,89 Пренебрежительный - 0,90 Надменный - 0,84

 

VIII. Страх (0,68); Испуганный - 0,88 Боязливый - 0,90 Испытывающий страх - 0,89

 

IX. Стыд/смущение (0,83); Сконфуженный - 0,73 Стыдливый - 0,87 Стеснительный - 0,88

 

X. Вина (0,77); Раскаивающийся - 0,78 Виноватый - 0.83 Заслуживающий порицания - 0,80

 

Исследование Бартлета-Изарда с применением ШДЭ и ПШ

 

В исследовании участвовали 229 человек. Все они были студентами Университета Вандербильта и изучали общую психологию, имели примерно одинаковый социально-экономический статус, уровень интеллекта и академической успеваемости.

 

Каждый испытуемый получил пакет с описанием цели эксперимента, инструкцией, восемью наборами ШДЭ и ПШ (скрепленными вместе), по одному для каждой из восьми базовых эмоций. Процедура эксперимента была следующей. Испытуемый должен был вспомнить какую-нибудь ситуацию или какое-нибудь событие из своей жизни, в которых он переживал определенную эмоцию, коротко описать это событие и затем, представив его себе как можно более ярко, заполнить ШДЭ и ПШ. Порядок заполнения ШДЭ и ПШ для каждой эмоционально значимой ситуации был случайным.

 

Испытуемый мог в произвольном порядке описывать эмоции и связанные сними ситуации. Однако, поскольку воспоминание об одной ситуации могло ослабить яркость воспоминания о другой ситуации, испытуемых просили оценивать только по одной ситуации в день, но не менее трех в неделю.

 

Анализ средних отклонений ШДЭ и ПШ показал, что обе шкалы дифференцируют эмоционально значимые ситуации. В этой главе мы рассмотрим полученные с помощью ШДЭ и ПШ эмоциональные профили для ситуации интереса (данные для других эмоционально значимых ситуаций будут рассмотрены в последующих главах).

 

При визуализации конкретной эмоционально-значимой ситуации в сознании человека возникает определенный эмоциональный паттерн. Наиболее высокие показатели имеет основная эмоция, но показатели других, динамически связанных с ней эмоций, также достаточно высоки. Средний эмоциональный профиль для ситуации интереса, выявленный с помощью модифицированной ШДЭ, приведен на рис. 4-4. В исследовании Бартлета-Изарда использовалась модифицированная ШДЭ, представляющая восемь эмоций в шестизначных шкалах с диапазоном оценок от 0 до 18, в то время как стандартная ШДЭ представляет десять эмоций в трех пятизначных шкалах с диапазоном оценок от 3 до 15. Наивысшие показатели в данном профиле имеют эмоции интереса, радости и удивления. Средние показатели других эмоций значимо не возрастают. Ясно, что в ситуации интереса второй наиболее сильной эмоцией является положительная эмоция радости. Если бы ее место вдруг заняла эмоция отвращения, мы имели бы основания усомниться в валидности ШДЭ.

 

Рис. 4-4. Эмоциональный профиль для ситуации интереса (по результатам модифицированной ШДЭ). N = 229; 1 13 женщин, 116 мужчин. Условные обозначения: Ин - интерес, Рд - радость. Уд - удивление, Стр - страх, См - смущение, Пч - печаль, Вн - вина, Гн - гнев. (Видимо, по вертикальной оси - интенсивность эмоций.)

 

Результаты исследований с применением стандартной ШДЭ аналогичны результатам, представленным на рис. 4-4. Эмоциональный профиль для ситуации интереса, полученный при использовании стандартной ШДЭ, представлен на рис. 4-5. Данное исследование (Izard, 1972), как и исследование Бартлета-Изарда, обнаружило преобладание положительных эмоций; ни один из средних показателей отрицательных эмоций не превышал 5,3 (условно принятый уровень интенсивности, необходимой для включения эмоции в динамический профиль эмоционально значимой ситуации).

 

Профиль для ситуации интереса, приведенный на рис. 4-6, составлен в терминах аффективных измерений по результатам ПШ. В ситуации интереса среднестатистический индивид, как правило, испытывает чувство удовольствия, об этом свидетельствует тот факт, что из всех четырех шкал наиболее высокими показателями отмечена шкала удовольствия. Более сильное удовольствие индивид переживает только в двух эмоционально значимых ситуациях - в ситуации радости и в ситуации удивления. Тот факт, что ситуация интереса по сравнению с ситуацией радости характеризуется меньшим удовольствием и большим напряжением, вероятно, связан с тем, что в ситуации интереса индивид более активен, более склонен к взаимодействию с окружающей средой. Кроме того, было обнаружено, что в ситуации интереса человек меньше уверен в себе, чем в ситуации радости.

 

Рис. 4-5. Эмоциональный профиль для ситуации интереса (по результатам стандартной ШДЭ). N = 44. Условные обозначения: Ин - интерес, Рд - радость, Уд - удивление.

 

Рис. 4-6. Аффективный профиль для ситуации интереса (по результатам ПШ). Условные обозначения: Удв - удовольствие, СУ - самоуверенность, Им - импульсивность, Нп-напряжение. (Bartlett, Izard, 1972.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.