Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия эффекта и эффективности в более широкой коммуникативной модели




Эффективность и эффекты коммуникации

Но если вернуться к самим наблюдаемым эффектам, легко заметить, что каждый из них поддается более широкой интерпретации. Так, говоря о когнитивном эффекте, Б. Грушин подчеркивает значимость этого процесса, связывая его вообще с приращением знания.

Глава 3. Функции и роли СМК __________________________79

Исследователь говорит также о ценностных эффектах, о коммуникативных эффектах.

Возвращаясь к стадиям взаимоотношения индивида с текстом, можно представить этот процесс в виде выстроенных в ряд матрешек, вынутых одна из другой. В конце, который у нас ассоциируется с итогом, находится самая маленькая. Предположим, именно она будет олицетворять искомую эффективность. А что же делать с остальными? Какими понятиями описывать воздействие на них любого текста? Ясно, что эффекты, о которых говорит Б. Грушнн, бучут плиболрр ru'i-'im ным понятием для описания этих процессов.

Мы не упомянули еще о таком важном эффекте информационного сообщения, как... развлекательный: это в особенности немаловажно для радио и телевидения, где активно эксплуатируется видеоряд и музыка.

Но если попытаться раздвинуть рамки наблюдаемого объекта до общества в целом, нам понадобятся другие понятия для описания места деятельности СМК в экономике, политике и т. д. — «роль», «влияние» на общественные вкусы и ценности, на общественное мнение, на культурные процессы... Говоря о таком «адресном» послании, как реклама, нельзя ограничиться только ее влиянием на решение потребителя купить или не купить товар. Можно говорить, например, о прямом влиянии на вкусы, часто неоднозначном. Например, японцы пережили всеобщую «макдонализацию» и вместе с увлечением «бигмаками» приобрели всплеск атеросклеротических болезней. Сторонники позитивных влияний рекламы на общество непременно вспомнят роль социальной рекламы в уменьшении курения.

К влиянию социально-психологического толка мы бы отнесли роль рекламы в адаптации новых поколений. В работе американских психологов находим данные, что, по статистике, к двадцати годам человек в США просматривает уже около миллиона телероликов рекламы; исследователи делают следующий вывод: реклама учит подрастающее поколение, что все проблемы в обществе решаемы; что все они решаются быстро; что все проблемы решаются быстро с помощью определенных технологий'.

80________________ Часть I Деятельность СМК функциональный подход

Словом, реклама дает заряд социального оптимизма в ходе естественной социализации молодого поколения.

Еще более фундаментальное влияние рекламы можно отметить, имея в виду ее место в социокультурной среде современного общества.; Сошлюсь на наблюдение Г. Кнаббе: «Ныне, под влиянием кино, телевидения, видеокассет — всех массовых визуальных средств коммунин кации, которые отражают действительность в зримых материально-пластических формах, — предметно-бытовая среда, зыбкая, но внят ная игра ее знаковых смыслов, проблемы, раздумья и страсти, ею порождаемые, стали одним из центральных элементов социокультур-ного опыта времени» '.

Не менее образно выразился П. Вайль, говоря о том, что в ситуации современного урбанизированного общества размываются этнографические стереотипы: «Проблема — в скорости и густоте коммуникаций, невиданной, неслыханной и непредставимой прежде. В этом стремительном и мощном теле-радио-газетно-кино-музыкально-товарно-туристско-компьютерном (выделено мною — Л.Ф.) потоке исчезают и уносятся подробности, нюансы, оттенки» 2.

Употребление понятий «эффективности» и «эффектов» в разных исследовательских школах иллюстрирует зависимость самих частных понятий от более широкой коммуникативной модели. В свое время, когда у наших теоретиков и практиков журналистики функции СМК в обществе сводились к тому, чтобы быть «пропагандистом, агитатором и организатором», а принимающий индивид был поковкой в руках опытного кузнеца, не было более часто употребляемых понятий, чем «эффективность» и «действенность». Казалось, достаточно учесть усилия этого кузнеца... и вот она тебе, долгожданная результативность... Тогда, в 1970 г., проект «Общественное мнение» просто взорвал эту безмятежную ситуацию, продемонстрировав данные о сложностях и нестыковках между двумя информационными потоками: исходящими от государственных институтов и собственной информационной деятельностью масс — по оперированию этой информацией, генерированию своей собственной и пр.3

Глава 3 Функции и роли СМК ____________________________(И

Когда субъект называется (и представляется) скорее «выбирающим», чем «принимающим», сам процесс взаимодействия с ним наличествующей в обществе информации осознается, как более многофакторное явление. И эффективность находит здесь свое место.

Задавая проблеме соотношения влияния СМК и роли индивида в этом процессе социологические рамки, мы должны констатировать особую ценность такой информации для общества: она по своему определению актуальна, поскольку это всякий раз срез информации об обществе в определенный неповторимый момент его развития, и ценна, поскольку среди ее адресатов, помимо самой науки и практической сферы профессиональной подготовки журналистов, работников структур ПР и рекламы, находятся сами СМК.

Подобная информация обслуживает конкретные задачи в сфере принятия решений в повседневной деятельности информационных каналов; мощным заказчиком этой информации выступает корпус рекламодателей и рекламопроизводителей; ею интересуются также различные властные структуры, существующие в одном политическом пространстве с каналами «четвертой власти».

Мы рассмотрели в этой главе функции СМК в их максимально приближенном к жизни индивида виде. Но существуют еще функции СМК в более широкой — социально-политической — парадигме: Мы рассмотрим их во второй части под углом зрения социальных субъектов, включенных социумом в орбиту взаимодействия с СМК: государства, бизнеса, общественного мнения.

Поиск истины, истин является интегральной смысловой мотивацией исследовательской деятельности, а их обнаружение — основной «наградой» ученого.

Л. Д. Гудков




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.