Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как мы начинали




Предсказания не сбываются

Было время, когда нас пугали: дети ваши "из болезней не будут вылезать", и"руки-ноги они обязательно себе переломают", и "в школе им будет трудноучиться", и "вырастут они недисциплинированными", и "на шею вам скоро сядут"и т.д. и т.п., и все из-за того, что слишком уж странными, непривычнымиказались многим наши методы воспитания, наш образ жизни. - Зачем все эти спортснаряды и таблицы в комнате? Зачем читать в три года?Зачем босиком по снегу? Зачем все эти фокусы? Вы искалечите детям жизнь! Шли годы, дети подрастали один за другим, а страшные прогнозы не сбывались.Болели они редко, простуды им вовсе были не страшны, а инфекционные болезниони переносили легко, чаще всего без лечебных процедур и лекарств. Годам ктрем они становились крепкими, сильными и ловкими, даже сбитого носа мы у нихне видели, а вывихов или переломов ни у кого из них не было ни разу за все 18прошедших лет. И в школе им учиться совсем не трудно: за домашними заданиями незасиживаются, а учатся в основном на "четыре" и "пять". Школу кончают раньшесрока на год-два-три ("перескакивая" через классы) и никаких хлопот недоставляют нам с поступлением в средние или высшие учебные заведения: ниособых условий, ни протекций, ни репетиторов, как и должно быть. От работы не бегут: старший уже в 14 лет работал почтальоном, а в 16 лет былпринят на должность техника в лабораторию и проработал два года, получивперед поступлением в институт четвертый разряд регулировщика радиоэлектроннойаппаратуры. И чем старше становятся наши ребята, тем чаще мы слышим похвалы вих адрес: "Хорошие у вас помощники растут". Да, косые взгляды сменяютсятеперь доброжелательными улыбками, а недоумение и раздражение - интересом:письма, гости, встречи, лекции - и уйма самых разных вопросов и просьб: - Расскажите, как и чем вы занимаетесь с детьми... Покажите свои игры,учебные пособия, мастерскую, спортивные снаряды... Напишите о том, как выобращаетесь с новорожденным... Пожалуйста, о закаливании!.. И о своих ошибкахне забудьте, чтобы их не повторить нам... И среди других обязательный вопрос: - А откуда вы все это взяли? Как не побоялись воспитывать детей так необычно?Иногда считают, что мы все обдумали заранее, наметили, так сказать, пландействий, а потом уж стали его осуществлять в жизни. Ну и наделали бы мыбеды, если бы так случилось - мало ли ломается ребячьих судеб из-затщеславных замыслов их родителей и педантичного проведения их в жизнь. Да,многое в нашей жизни сложилось иначе, чем у других, и все это не само собой,а по нашей доброй воле (и тоже, конечно, не без тайных надежд на этосамое-самое... - кто из родителей этим не "переболел"?!), но никаких заранеенамеченных планов у нас и быть не могло по той простой причине, что мы оба одошкольном детстве представление имели довольно примитивное, а о младенческомвозрасте вообще ничего почти не знали. Мы, конечно, могли обложиться учебниками, популярными брошюрами, ученымитрудами и, проштудировав их, отобрать, наметить... и т.д. Но тогда, ксчастью, это оказалось нам не под силу: загруженность работой,неблагоустроенное жилье, бытовые заботы отнимали все время. Мы добрались докниг всерьез лишь тогда, когда у нас было уже двое сыновей, четыре или пятьисписанных толстых тетрадей с результатами наблюдений за ними и уйма самыхжитейских, а не теоретических проблем. Признаемся и еще в одном нашем "грехе": мы сами по себе люди не оченьорганизованные и к планам тяготения не испытываем. И в данном случае этооказалось полезным: нам не понадобилось подгонять жизнь под свои намерения иустановки. Так мы убереглись от одной крайности в воспитательном деле -излишне жесткого руководства этим сложным и тонким процессом. А другаякрайность - равнодушие - нам не грозила: мы оба задолго до знакомства друг сдругом увлеклись проблемами воспитания. Мы и встретились-то (вот судьба!) насовещании, посвященном "Программе воспитательной работы в школе". Случайусадил нас рядом, но разговорились мы уже не случайно: оба жили учениками,школой и ее многочисленными бедами, оба мечтали о преобразованиях в школьномделе, много думали об этом. Мы начинали свою семейную жизнь единомышленниками - видимо, это и послужилоосновой для всего, что было дальше. Конечно, впрямую школьные проблемы сзаботами о новорожденном не связывались. Это лишь потом мы обнаружили междуними самую тесную связь, а тогда и не догадывались об этом. Зато твердознали, что в школу дети уже приходят очень разные по уровню развития и отэтого зависит их дальнейшая школьная жизнь. Значит, много надо сделать дошколы, но не с пеленок же начинать? Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждуюсвободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него иудивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Кому из родителейне знакомо это ощущение чуда, имя которому Мой Ребенок? Но вскоре к этойродительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?Почему он напружинивается, когда берешь его прохладными руками? Почему онсопротивляется надеванию чепчиков? И т.д. и т.п. А сынишка рос, и вопросовэтих все прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставлялималышу все больше свободы действий, дали ему возможность самому определять,например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять - словом, во многомдоверились природе. И наблюдали, и записывали все, что казалось нам наиболееинтересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалосьуже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи: малыш, оказывается, моггораздо больше, чем об этом было написано в популярной литературе. Этопоразило нас и вызвало еще больший интерес к сынишке. А когда родился ещесын, мы с самого начала обращаться с ним так, как научил нас его старшийбратик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечнымипальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. Спервого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всякихплатков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет...

Споры, ссоры...

Первыми, кто был возмущен таким "варварским" отношением к ребенку, были,конечно, наши бабушки, которые тогда жили вместе с нами и просто видетьспокойно не могли голого младенца. Но мы не уступали их натиску. Малыши быливеселы, спокойны, энергичны, не болели, легче переносили диатез, и мынастаивали на своем. А на нас уже косо стали посматривать соседи. Прохожие наулицах, когда мы шли с непривычно легко одетыми малышами, осуждающе бросалинам в спину: - Сами-то в шубах, а детей заморозить хотите? Пришлось нам подравниваться под малышей, мы стали одеваться тоже полегче, нореплик от этого не убавилось: - Смотри-ка, ребенок едва поспевает, бежит за ним, а отец хоть бы шагпоубавил. - Ушки, ушки-то ему прикройте - застудите! - Что же ты, мать, ему головку-то не прикроешь - напечет ведь. Мы же твердо придерживались правила: считаться только с самочувствием малышаи в своих действиях исходить прежде всего из него. Вот здесь мы и допустилипервую серьезную ошибку: внимательно наблюдая за детьми, мы не всегдаобращали внимание на самочувствие окружающих и, конечно, были за это наказаныградом новых замечаний, наставлений, упреков. А ребятишки тем временем росли. Кто-то из знакомых подарил полуторагодоваломуАлеше кубики с буквами. Но буквы-то ему еще ни к чему, подумали мы, нокубиков у сына не отобрали. И были немало удивлены, когда обнаружили месяцачерез три, что Алеша-то наш уже узнает с десяток букв. К двум годам он ужезнал чуть ли не весь алфавит, а в два года восемь месяцев прочитал первоеслово. Для самого Алеши это было как будто так и надо, а для нас это сталоцелым открытием: так вот уже когда человек может читать! А как же востальном? Так начались наши пробы не только с обучением грамоте, но и вфизическом развитии малышей, в овладении различными движениями и даже вукреплении их здоровья. Пробы эти были чаще всего чисто интуитивнымипопытками разобраться, что малыш уже может. Мы ведь не знали, что ему посилам, что уже можно, а чего нельзя, и пробовали осторожно, играя. Никакогодавления, никакого обязательного урока, но и не сдерживали, если ему самомухочется. Удалось что-то малышу - мы рады, не получилось - значит, покаотложим. Мы жили тогда в небольшом щитовом домике, сами его оборудовали, сами топилипечи, ходили к колонке за водой и делали массу других хозяйственных дел. Адети были рядом. Вот Алеша видит, что папа забивает гвозди, и требует себемолоток. Мама подметает пол - он тянется к щетке или венику. И вот тут-то мы,кажется, сделали еще один правильный шаг к дальнейшим нашим педагогическимоткрытиям: впустили детей в мир взрослых хлопот и занятий, постарались датьим большой простор для собственной их деятельности. Мы не только обзавелись маленькими молотками, пилами, топориком, веничком имногими другими инструментами, но и дали возможность малышам самостоятельнопостигать свойства вещей и явлений. Даже опасные вещи (спички, булавки,иголки, ножницы и т.п.) мы не прятали, а знакомили детей с ними. Малыши раноузнали, что утюг горячий, иголка острая, спички могут обжечь, а нож порезатьпальчик. Сначала нами руководило лишь желание, чтобы занятый делом малыш нелез на руки, не приставал, не мешал работать, но при этом сам был быосторожен - ведь следить за детьми, не спуская глаз, нам было совершеннонекогда, мы оба работали. И только значительно позже мы поняли, какие большиевозможности для развития получают дети при таком самостоятельном исследованииокружающего мира. Со временем у Алеши и Антона появились целые наборыстолярных и слесарных инструментов, конструкторы металлические и деревянные,пластилин и бумага, проволока и гвозди. Так же естественно вошли в мирмалышей буквы на кубиках и буквы на картонках, азбука на стене и касса букв,карандаши и бумага. Алеша с Антоном не только строили поезда и башни изкубиков, но и свободно плавали в этом "азбучно-цифровом" море, писали буквы ине подозревали, что это "абстракции". А мы не делали разницы между вещами,числами и буквами и просили: принеси ТРИ ложки, найди ДВЕ буквы М, разрежьяблоко на ЧЕТЫРЕ части... Азбука и счет, опущенные с высот "возрастной недоступности" и вошедшие вребячью жизнь наравне с игрушками и инструментами, оказалось, усваиваютсястоль же легко и просто, без всяких уроков, как слова "ложка", "хлеб", "дай"и "молоко". В самом деле, что такое три десятка букв и цифры среди многихсотен слов, которые малыши узнают в первые два года жизни?! Но снова мы слышали: - Что вы делаете? Нельзя до школы обучать грамоте, ведь вы не знаетеметодики, вы неспециалисты, вы изуродуете детей?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.