Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОВЧАРЕНКО Виктор Иванович (р. в 1943) — рос­сийско-белорусский философ, социолог, историк и пси­холог




ОВЧАРЕНКО Виктор Иванович (р. в 1943) — рос­сийско-белорусский философ, социолог, историк и пси­холог. Предтеча (совместно со Степиным) Минской фи­лософской школы "Гуманитарная энциклопедия". Док­тор философских наук (1996), профессор (1997). Акаде­мик Российской академии естественных наук (1997), академик Академии гуманитарных исследований (1998), академик Академии педагогических и социаль­ных наук (2000). Окончил исторический факультет Бе­лорусского государственного университета (1969). В 1972—1982 — преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры философии БГУ. В 1982—1983 — до­цент кафедры философии Института повышения квали­фикации преподавателей общественных наук при БГУ. В 1983—1987 — доцент кафедры философии Институ­та повышения квалификации преподавателей общест­венных наук при МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1987 до­цент, с 1995 — профессор кафедры философии Москов­ского государственного лингвистического университе­та. Основные работы: "Психоаналитический глоссарий" (1994, первое русскоязычное издание словаря-справоч­ника по психоанализу); "Социологический психоло­гизм. Критический анализ" (1990, совм. с А.А.Грицановым); "Человек и отчуждение" (1991, совм. с А.А.Грицановым); "История социологии" (1993 и 1997, в соавт.); "Философская и социальная антропология" (1997, в со­авт.); "Психоаналитическая литература в России" (1998, совм. с В.М.Лейбиным); "Антология российского пси­хоанализа" (1999, в двух томах, совм. с В.М.Лейбиным); "Новейший философский словарь" (1999 и 2001, в со­авт.); "Современная западная философия" (2000, в со­авт.); "Российские психоаналитики" (2000); "Классичес­кий и современный психоанализ" (2000), "Всемирная энциклопедия. Философия" (2001, в соавт.), "Постмо­дернизм. Энциклопедия" (2001, в соавт.) и др. Показал, что одним из первых общественно значимых результа­тов систематической философской деятельности в Древнем Мире стала создание западных и восточных версий концептуального гуманизма. В 1990 опублико­вал основы концепции социологического психологизма — отрасли знания и междисциплинарного плюралисти­ческого направления социальной мысли, принимающе­го в качестве предпосылки исследования и объяснения

социальных явлений и процессов, действие и взаимо­действие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. Ввел в оборот категории "поня­тийно-проблемные комплексы", "латентная и контакт­ная всемирная история", "дисперсионная рациональная среда", "дисперсионная психоаналитическая среда". Опубликовал более 300 биографий философов, социо­логов, культурологов, психологов и др. Осуществил фи­лософское исследование ряда парадигм и течений клас­сической и современной социальной мысли.

A.A. Грицанов

"О ГРАДЕ БОЖЬЕМ" — одно из важнейших сочи­нений Августина Блаженного (датировка написания: 413—427).

"О ГРАДЕ БОЖЬЕМ" — одно из важнейших сочи­нений Августина Блаженного (датировка написания: 413—427). В книге была осуществлена нетрадиционная разработка проблемы периодизации исторического про­цесса. По мысли Августина, "два града — нечестивцев и праведников — существуют от начала человеческого рода, и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же Суда по­ставлены будут розно". Люди, живущие в Боге, вместе образуют "Град Божий", или "Град небесный"; прочие — "Град Земной". По мысли Августина, "две разновид­ности любви порождают два града: земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Бо­гу, небесный — любовью к Богу, доведенной до полно­го самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая — Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога". Оба града имеют своих посланни­ков на небе: восставших ангелов и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каи­на и Авеля, эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. ("Основатель земного града был братоубийца Каин; ему соответствует и братоубий­ца Ромул — основатель Рима".) При этом гражданин "Града земного" на этой земле производит впечатление повелителя и господина мира, гражданин "Града Божье­го" — уподобляется страннику и пилигриму. Первый определен к вечному проклятию, второй — к спасению во веки вечные. Как отмечает Августин: "Небесный град вечен; там никто не рождается, потому что никто не умирает; там истинное и полное счастье, которое есть дар Божий. Оттуда мы получили залог веры на то время, пока, странствуя, вздыхаем о красоте его". Нашел отра­жение в книге "ОГ.Б." и взгляд Августина на "человека внутреннего" как образ и подобие Бога и Троицы, в ко­ей три Лица при их сущностном единстве. Личность в таком контексте полагалась Августином реализовав­шейся в той мере, в какой оказывались отражены три лика Троицы в их единстве. По мысли Августина, "...по­скольку мы не равны с Богом, более того, бесконечно от Него удалены, посему Его стараниями... мы узнаем в са-

мих себе образ Бога, т.е. святую Троицу; образ, к коему следует всегда приближаться, совершенствуясь. В са­мом деле, мы существуем, умеем существовать, любим наше бытие и наше познание. В этом во всем нет ни те­ни фальши. Это не то, что есть вне и помимо нас, то, о чем мы осведомлены в видах телесных нужд... Безо вся­кой фантазии очевидно: "Я" есть определенность бы­тия, то, что способно себя знать и любить. Перед лицом такой истины меня не задевают аргументы академиков: "А если ты обманываешься?". Если обманываешь себя, то ты уж точно есть... Поэтому, следовательно, я суще­ствую хотя бы с того момента, когда сам себя надуваю. Откуда известно, что я в состоянии заблуждаться о сво­ем бытии, когда не установлено, что я есть?.. Так, если я знаю, что я есть, то я и способен к познанию себя само­го. А когда я люблю эти две вещи (бытие и самопозна­ние), что открывают меня познающего, то очевиден и третий элемент, не менее значимый, — любовь. В этой любви к самому себе нет обмана, ибо в том, что я люб­лю, я не могу себя обманывать, и даже если бы обнару­жилось, что то, что я люблю, фальшиво, то было бы вер­но, что я люблю вещи лживые и недостойные, но не то ложь, что я люблю". Согласно Августину, человек не знает творения, ибо он — существо конечное. Бог из собственного существа породил Сына, Который как та­ковой идентичен Отцу, однако же космос Он сотворил из ничего. Между "генерацией" и "креацией", по мысли Августина, огромное различие: Творец вызывает к бы­тию "то, чего абсолютно не было". "Мы не называем творцами, — отмечает Августин, — возделывающих са­ды, но и землю-мать, всех кормящую, не назовем творя­щей... Лишь Бог — Создатель всех творений, по-разно­му себя воплотивший в них. Только Бог, скрытая сила, все проникающая своим присутствием, дает бытие все­му, что так или иначе есть, ибо, не будь Его, не было бы ни того, ни другого, и даже не могло бы быть. Ибо, если мы говорим, что Рим и Александрия взросли благодаря не каменщикам и архитекторам, сообщившим внешнюю форму этим городам, но Ромулу и Александру, их воле, согласию и приказаниям обязаны они своей жизнью, тем более необходимо признать, что сотворение мира дело только Бога, ибо ничего нельзя сделать только из материи, которая создана Им, или только артефактов, созданных людьми. Не будь этой творческой способнос­ти создавать все сущее, отними ее, и все перестало бы быть, как и не могло бы начаться быть. Впрочем, я гово­рю "сначала" в вечности, но не во времени". (Согласно Августину, Бог, создавая этот мир, создал и время.) Та­ким образом история предстает в "ОГ.Б." в принципи­ально новой версии, незнакомой античному миропони­манию: она имеет начало творения и конец сотворенно­го мира с пограничным моментом в виде воскрешения и

страшного суда. Три эти существенных события форми­руют всемирную историю: первородный грех, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына Бо­жьего с образованием его дома (града) — Церкви. В кон­це "ОГ.Б." Августин акцентирует перспективу воскре­шения: плоть (хотя и трансформированная) возродится к жизни: "плоть станет духовною, подчинится духу, но будет плотью, не духом; подобно тому как дух был под­чинен плоти, но все же остался духом, а не плотью".

A.A. Грицанов

"ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование иде­ологии Развитого Индустриального Общества" ("The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society", 1964) — книга Маркузе.

"ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование иде­ологии Развитого Индустриального Общества" ("The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society", 1964) — книга Маркузе. Автор последовательно анализирует современные ему "Одномерное общество", "Одномерное мышление" и "Шанс альтернативы". Согласно идеям "О.Ч.", совре­менное общество "усмиряет центробежные силы скорее с помощью Техники, чем Террора, опираясь одновре­менно на сокрушительную эффективность и повышаю­щийся жизненный стандарт"; оно способно сдерживать "качественные социальные перемены". "Критическая теория" общества перестала быть оппозиционной. Осуществлется "успешное удушение тех потребностей, ко­торые настаивают на освобождении... при поддержива­нии и разнуздывании деструктивной силы и репрессив­ной функции общества изобилия". Происходит форми­рование массовых "стандартных", "ложных" потребно­стей. Современное общество, по мнению Маркузе, тота­литарно в том смысле, что оно осуществляет нетеррори­стическое экономическое координирование своих эле­ментов. В его основании располагается "технологичес­кий проект": стремление людей поработить природу, приспособить ее для своих потребностей. Альтернати­вы такой модели социального поведения не предвидит­ся. Нужен "Великий Отказ" — правда, неэксплициро­ванный автором. При господстве "одномерного мышле­ния", согласно Маркузе, "идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию утвердив­шийся универсум дискурса и поступка, либо отторгают­ся, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью дан­ной системы и ее количественной мерой". Налицо слия­ние рациональности и угнетения. Рабы развитой индус­триальной цивилизации превратились в сублимирован­ных рабов, оставаясь таковыми, ибо рабство задается не мерой покорности и не тяжестью труда, а статусом бы­тия как простого инструмента и сведением человека к состоянию вещи. Соответственно, становление "одно­мерного мышления" ликвидировало, по мысли Марку­зе, "двухмерную культуру". "Культурные ценности" во-

все не были истреблены, они были встроены в утвердив­шийся порядок. Свойство "одномерности" усматривает­ся Маркузе во всех главных общественно-политических системах середины 20 в.

A.A. Грицанов

ОЗНАЧАЕМОЕ — термин, используемый в семи­отике для определения содержательной ("умопостигае­мой") стороны знака,

ОЗНАЧАЕМОЕ — термин, используемый в семи­отике для определения содержательной ("умопостигае­мой") стороны знака, отсылающий к "понятию" ("знак" связывает не вещь и ее название, но понятие и его акус­тический образ). О. неразрывно связано с означающим и не может существовать без последнего. Термин "О." использовался и стоиками (греч. термин semainomenon — "понимаемое", "подразумеваемое"), и средневековы­ми философами (Августин использовал для его обозна­чения латинский термин signatum), однако детальную разработку получил в концепции де Соссюра. Моррис использовал близкий по смыслу термин "десигнат". Деррида полагал, что понятие (трансцендентального) О. лежит в основе фундаментальной для логоцентристской традиции западной философии концепции репре­зентации и мыслится как нечто внеположное языку и су­ществующее до него, нечто, "имеющее место" и умопо­стигаемое еще до своего "(грехо)падения", до изгнания во внеположность посюстороннего чувственного мира". По мысли Деррида, своей сугубо умопостигаемой гра­нью О. отсылает к абсолютному логосу, а в средневеко­вой теологии оно всегда было повернуто к "слову и ли­ку божьему". По сути основоположным О. можно счи­тать бытие. О., таким образом, призвано олицетворять истину или смысл, уже созданные логосом и существу­ющие в его стихии; оно (как и понятие знака в целом) выступает в качестве наследника логоцентризма, кото­рое идет рука об руку с определением бытия сущего как наличности. (См. Соссюр, Означающее, Знак, Транс­цендентальное означаемое, Означивание.)

А.Р. Усманова




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.