Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы экономических исследований




Слово «метод» (от греческого «methodas») означает «путь к чему-то», «путь познания» (или исследования). В самом общем философском смысле метод - способ познания как определенная совокупность или система приемов и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета.

Экономика садово-паркового строительства и хозяйства познается на разных уровнях. Например, изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, ограничено личным кругозором, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Экономика как наука стремится проникнуть за покров внешней видимости хозяйственных явлений и обнаружить их внутреннее содержание. Однако для этого надо в совершенстве владеть всей совокупностью способов и приемов, применяемых для научного познания экономических отношений.

Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Они подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например метафизический и диалектический, общенаучные – исторический, логический, математический и другие и специфические – для каждой отрасли науки. При изучении экономики садово-паркового строительства и хозяйства необходимо применять всеобщие философские методы познания – метафизику и диалектику. Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять, казалось бы, несоединимые стороны и явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок). Например, между такими противоположностями, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночный и государственный секторы экономики.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе – исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики. Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, оказалось, что экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах). В послевоенный период (с 40-50-х гг.) многие хозяйственные отношения стали анализироваться с учетом развития форм регулирования национального хозяйства, перемен в состоянии рынка, в соотношении конкуренции и монополии и др. Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений. Логический метод помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что существуют определенные объективные связи между хозяйственными процессами. Последние изменяются во времени и пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается производство декоративного древесно-кустарникового посадочного материала, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращается замена заболевших и погибших растений вдоль улиц, нет возможности выполнять озеленительное благоустройство в новых микрорайонах; снижение объемов работ влечет за собой сокращение численности работающих в садово-парковом строительстве и хозяйстве и т. п. Классификационный метод позволяет находить общее в частном и классифицировать экономические категории и явления для упрощения их восприятия.

Чтобы освободиться от стихийных сил хозяйственного развития или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремится как можно полнее и глубже познать объективную логику экономического развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования и улучшения управления садово-парковым хозяйством. Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономике садово-паркового строительства широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика. Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу: выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также различия между ними.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.